Среднерусский университет

АНО ВПО «МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ

ИНСТИТУТ»

Утверждаю:

Зав. кафедрой В.А. Конышев

__________________________

«____» _____________2013г

В.А. Конышев

О.А. Горелова

Методические указания

к курсовой работе по

дисциплине «Бизнес-планирование»

для студентов направления 080200.62 «Менеджмент»

профиль «Производственный менеджмент»

Подольск 2013

ВВЕДЕНИЕ

Целю курсовой работы – овладение студентами практическими навыками в подготовке и принятии плановых решений по управлению предпринимательской деятельностью, развитие у них творческих начал по решению задач, связанных с определением стратегии поведения предприятий на рынке, включая активизацию инвестиционной деятельности и повышение конкурентоспособности, а также формирование таких качеств высокопрофессиональных менеджеров как инициатива, предприимчивость и деловитость.

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Он дает характеристику экономических условий и самого процесса функционирования предприятия, показывает, каким образом его руководители собираются достичь выполнения поставленных рыночных целей. Правильно разработанный бизнес-план помогает управленческим работникам обосновывать рыночную стратегию предприятия, создавать необходимые условия для активного завоевания новых позиций в выбранных стратегических зонах хозяйствования, составлять перспективные планы социально-экономического развития, формировать концепции производства новых товаров (продукции, работ, услуг) и определять рациональные способы их реализации.

Курсовая работа относится к дисциплине – “Бизнес-планирование” и связана с такими дисциплинами учебного плана как стратегический, инновационный, финансовый и инвестиционный менеджмент. В процессе выполнения курсовой работы студенты применяют знания по постановке миссии и целей предприятия, построению внутрифирменных экономических отношений, механизму выработки управленческих решений, методам проведения экономического анализа результатов предпринимательской деятельности.

В настоящих методических указаниях раскрыты задачи выполнения курсовой работы, требования к ее содержанию, структуре и объему; указан состав и последовательность плановых расчетов, выделены требования к ее оформлению, а также порядок подготовки студентов к защите курсовой работы.

При выполнении курсовой работы студентам заочной формы обучения целесообразно использовать соответствующие результаты своей практической работы. Могут быть также учтены показатели целевых программ развития конкретных предприятий и организаций.

Рекомендуемая в указаниях методика проведения плановых расчетов может быть в последующем применена студентами в рамках подготовки выпускной квалификационной работы.

Оформление всех видов письменных работ, выполняемых студентами (рефераты, курсовые, выпускная квалификационная работа) представлены в методических указаниях «Методика подготовки и оформление рефераты, курсовых и выпускных квалификационных работ», которые должны быть обязательно изучены студентами.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

Темой курсовой работы является разработка проекта бизнес-плана. Студент самостоятельно выбирает направленность планирования. При этом он, прежде всего, исходит из актуальности разработки инновационной, инвестиционной, социальной, организационно-учредительной или санационной модификации бизнес-плана.

Разработка бизнес-плана осуществляется на основе маркетинговых принципов хозяйствования, программно-целевых методов управления, методик оптимизации плановых расчетов и установленных Минэкономики РФ требований к оформлению данного планового документа.

В курсовой работе студент должен изложить особенности планирования деятельности предприятий и организаций в условиях рыночной экономики, указать цели разработки бизнес-плана и роль, которую данная форма планирования призвана играть в управлении предпринимательской деятельностью. Следует дать характеристику содержания разделов бизнес-плана, охватить его основные показатели и произвести необходимые расчеты, обосновывающие эффективность предлагаемых путей достижения конкретных целей, поставленных в бизнес-плане.

При написании курсовой работы студент руководствуется принятыми законами и положениями, регламентирующими производственно-хозяйственную, инновационную и финансовую деятельность предприятий и организаций в условиях рыночных отношений.

В рамках выполнения курсовой работы важно использовать отечественный и зарубежный опыт организации предпринимательской деятельности, имеющуюся информацию аналитических обзоров складывающейся рыночной конъюнктуры, а также практические разработки бизнес-планов по различным инвестиционным проектам в отраслях и комплексах народного хозяйства.

2. ВЫБОР ТЕМЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Тематика курсовых работ разрабатывается преподавателем дисциплины «Бизнес-планирование».

Выбор темы производится из тематики, рассмотренной и одобренной на заседании кафедры. Тематика курсовых работ по дисциплине «Бизнес-планирование» ежегодно пересматриваются и утверждаются кафедрой.

Студенты заочного отделения выполняют работу на материалах предприятий, организаций, учреждений, где они работают или проходят практику.

Выбор темы осуществляется студентом исходя из своих учебных, научно-исследовательских интересов и наклонностей и наличия необходимого материала – фактический, исследовательский, документальный, нормативно-справочный и т. д.

О выбранной теме будущей работы ставится в известность заведующей кафедрой, которая отвечает за выполнение работы.

Практика написания курсовых работ показывает, что процессу выбора тем во многих случаях предшествует изучение специальной литературы.

Примерная тематика курсовых работ

Бизнес-планирование на предприятии и его основные предпосылки.

Основные потребители бизнес-плана и их требования к его содержанию.

Бизнес-план и учет конкурентных преимуществ субъектов хозяйствования при его разработке.

Этапы бизнес-планирования, модификации бизнес-планов.

Управление реализацией бизнес-плана.

Управление рисками при разработке бизнес-планов.

Состав основных разделов бизнес-плана.

Бизнес-план и задачи его разработки.

Стратегия маркетинга в бизнес-плане.

План производства в составе бизнес-плана.

Организационный план в составе бизнес-плана.

Финансовый план в составе бизнес-плана.

Бизнес-план и его информационное обеспечение.

особенности разработки бизнес-планов инвестиционных проектов.

Оценка инвестиционной привлекательности бизнеса.

Мировой опыт бизнес-планирования.

Описание отрасли, предприятия и продукции в составе бизнес-плана.

Бизнес-план и методы его продвижения на рынок.

Финансовое планирование при разработке бизнес-плана.

Оценка конкурентов и выбор конкурентной стратегии при разработке бизнес-плана.

Бизнес-план, методика его разработки и контроль исполнения.

Обоснование плана технического развития предприятия.

Структура бизнес-плана инвестиционного проекта.

Планирование предпринимательского риска в бизнес-плане.

Оценка инвестиций при разработке бизнес-плана.

Бизнес-план как инструмент управления.

Планирование затрат на производство и реализацию продукции при составлении бизнес-плана.

Значение бизнес-плана в системе внутрифирменного планирования.

Резюме бизнес-плана, требования к его составлению.

Назначение плана маркетинга. Какие задачи отражает маркетинговый раздел бизнес-плана.

Бизнес-план, показатели определяющие критерии его эффективности.

Реализация бизнес-плана на предприятии.

СТРУКТУРА РАЗДЕЛОВ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Таблица 1.

Наименование разделов проекта

Количество страниц

Титульный лист

1

Оглавление (с указанием страниц)

1

Введение

2-3

Теоретическая (научно-методическая) часть

8-10

Аналитическая часть

4-6

Проектная часть

12-15

Заключение

2-3

Список использованной литературы

1

Приложения

без ограничений

4. УКАЗАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ РАЗДЕЛОВ

Введение

Осуществляется обоснование выбора темы – направленность процесса бизнес-планирования (должна быть раскрыта актуальность и важность выбранной проблемы для предприятия). Здесь же производится формулировка цели и выделение основных задач выполнения курсовой работы.

Теоретическая часть

В этой части курсовой работы проводится: выбор методов решения поставленной проблемы. Студент должен детально проанализировать существующие подходы и методики бизнес-планирования, подробно раскрыть роль бизнес-плана в выработке стратегии развития предприятия.

Для этого изучаются имеющиеся правовые и нормативные документы, применяемые на практике методики и специальная литература по рассматриваемой проблеме. Студент излагает логическую последовательность решения задач формирования бизнес-плана и показывает взаимосвязь плановых расчетов.

Аналитическая часть

Данный раздел должен содержать краткую характеристику предприятия или организации, на материалах которого выполняется исследование. Аналитическая часть курсовой работы включает: технико-экономическую характеристику предприятия, сравнительный анализ основных результатов деятельности, сведения об используемой структуре управления.

В этом разделе выделяются имеющиеся проблемы в производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Здесь могут использоваться методические рекомендации по проведению бизнес-анализа, включая: изучение влияния внешней среды, исследование организации маркетинга, оценку состояния финансов и построение системы управления персоналом. По результатам анализа уточняются конкретные цели и конкурентные преимущества предприятия в выбранной стратегической зоне хозяйствования.

В аналитической части важно четко выполнить операции упорядочения эмпирических данных, привести объективный состав факторов, влияющих на возникновение «узких мест» в работе предприятия. Статистический материал следует оформлять в виде таблиц, диаграмм, графиков.

Завершающим этапом аналитической работы является определение потенциальных возможностей предприятия по достижению целей, поставленных при разработке бизнес-плана.

Проектная часть

Проектная часть курсовой работы носит рекомендательный характер. Она разрабатывается исходя из выводов, сделанных в теоретическом и аналитическом разделах проекта, и обобщения практического опыта решения поставленной проблемы.

Здесь необходимо представить предложения студента по миссии и целям предприятия на рынке, направлениям коммерциализации его предпринимательской деятельности. Целесообразно спрогнозировать структуру активов и пассивов, сбалансировать доходы и расходы предприятия. Расчеты конкретных показателей бизнес-плана осуществляются на основе современных программных продуктов, ориентированных на моделирования и автоматизацию плановых расчетов.

Проектные предложения должны иметь прикладной характер, в них вносится лишь то, что может быть внедрено на данном предприятии. При этом следует иметь в виду, что в случае сомнения в необходимости выдвинутых предложений в контексте курсовой работы должны найти место ссылки на создание специальных условия для их внедрения. Кроме этого могут быть указана область дополнительных исследований, которые необходимо провести в рамках бизнес-планирования.

Проектная часть должна показать умение студента не только проводить необходимые плановые расчеты, но и оформлять их результаты в соответствии с принятыми стандартами. Для этого рекомендуется использовать типовой текст-шаблон бизнес-плана, рекомендованный Минэкономики РФ.

Текст-шаблон бизнес-плана проекта:

Титульный лист

Название и адрес общества

Сущность предлагаемого

проекта

«Согласовано» решением общего собрания участников общества

Оглавление бизнес-плана

Вводная часть (резюме бизнес-плана)

Анализ положения дел в отрасли (комплексе, регионе)

Описание бизнеса общества

Существо проекта

План маркетинга

Производственный план

Организационный план

Финансовый план

План инвестирования проекта

Предупреждение риска проекта

Приложения: структура затрат; структура доходов и расходов;

структура активов и пассивов общества

1. Вводная часть (резюме бизнес-плана)

1.1 Миссия и генеральная цель общества

1.2 Конкретные цели общества

1.3 Основные особенности продукции (работ, услуг)

1.4 Реализация проекта позволит получить годовой доход

1.5 Инвестиции в проект составят

1.6 Предусматривается финансирование проекта с использованием собственных средств ________ , привлекается кредит ____________

1.7 Экологическая безопасность проекта достигается путем

2. Анализ положения дел в отрасли (комплексе, регионе)

2.1 Текущая ситуация в отрасли и складывающиеся тенденции

2.2 Прогнозируемые перспективы развития отрасли

2.3 Факторы и условия, благоприятствующие реализации проекта

2.4 Контингент покупателей, структура их предпочтений, их поведение при различных изменениях существующей ситуации

2.5 Выбранные сегменты рынка, тенденции изменения их структуры и емкости

2.6 Крупные отечественные и зарубежные производители аналогичной

продукции

2.7 Характерные черты стратегии конкурентов

2.8 Качество продукции, объем продаж и принятые цены у конкурентов

2.9 Используемые формы рекламы продукции у конкурентов

2.10 Преимущества и недостатки продукции конкурентов

2.11 Основные конкурентные преимущества общества

3. Описание бизнеса общества

3.1 Вид деятельности и концепция бизнес-стратегии общества

3.2. Взаимоотношения с внешней средой

3.3 Организация маркетинга

3.4 Финансовое состояние, включая признаки финансовой устойчивости

3.5 Характеристика сложившейся системы управления персоналом

3.6 Производственно-экономические проблемы и эффективность производства

3.7 Рейтинг экономической надежности положения общества на рынке

4. Сущность проекта

4.1 Проект предусматривает

4.2 Наименование и назначение продукции (работ, услуг)

4.3 Формы защиты проекта

4.4 Сильные стороны проекта

4.5 Слабые стороны проекта

4.6 Возможности проекта

4.7 Угрозы проекту

5. План маркетинга

5.1 Рыночная конъюнктура в стратегической области бизнеса общества

5.2 Основные факторы, влияющие на масштабы и доходность бизнеса

5.3 Оценка основных потребителей и объемов спроса

5.4 Регионы сбыта, продолжительность действий и организация продаж

5.5 Ценовая политика общества и прогнозируемая рыночная цена на товары

5.6 Предполагаемые формы стимулирования продаж

5.7 Намечаемые меры по рекламе и послепродажному сервису



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




© , 2019