МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра теоретических основ физического воспитания

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПРАКТИКА

В СПОРТИВНОЙ ШКОЛЕ

Методические рекомендации

для студентов и преподавателей специальности 022300

«Физическая культура и спорт» при

прохождении производственной практики

КУРГАН 2004

Кафедра «Теоретических основ физического воспитания»

Дисциплина: Проффесионально-ориентированная практика

(специальность 022300)

Составители: старший преподаватель Сениченко С.А.

канд. биол. наук, доцент Корюкин Д.А.

Утверждены на заседании кафедры «___» ______________2004 г.

Рекомендованы методическим советом университета

«___» ______________2004 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка……………………………………………………4

Организационная работа………………………………………………….5

Учебно-методическая работа……………………………………………..5

Работа по физическому воспитанию учащихся на учебно-

тренировочных занятиях…………………………………………………..6

Воспитательная работа…………………………………………………….6

Отчетная документация……………………………………………………7

Приложения…………………………………………………………………8

Список литературы……………………………………………………….20

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Профессионально-ориентированная практика является одним из важнейших звеньев профессионально-педагогической подготовки студентов вуза. Она позволяет связать теоретическое обучение в университете с их практической деятельностью по выполнению обязанностей тренера-преподавателя в спортивной школе и других типах детских учебно-воспитательных учреждений.

Профессионально-ориентированная практика имеет целью содействовать воспитанию профессиональных качеств и психических свойств личности будущего специалиста по физической культуре и спорту в соответствии с требованиями к работникам педагогического труда, развитию интереса к профессии тренера по виду спорта.

Содержание программы практики складывается из следующих разделов: организационная работа, учебно-методическая работа, воспитательная работа, работа по физическому воспитанию учащихся в учебно-тренировочной группе. Ответственность за данные виды деятельности студентов несут: кафедра теоретических основ физического воспитания и кафедра спортивных дисциплин. По окончании профессионально-ориентированной практики каждый вид деятельности студентов оценивается указанными выше кафедрами и на основании полученных оценок выставляется одна – итоговая. При выставлении итоговой оценки студентам учитывается их двигательная подготовленность, прилежание и трудовая дисциплина, качественное составление текущей и отчетной документации и своевременное предоставление ее в указанные кафедрами сроки.

Каждый раздел программы содержит конкретные задания по нарастающей степени трудности. Это может быть ориентиром для руководителей практики при определении последовательности в обучении практикантов, а для студентов – ориентиром для планирования работы.

Педагогическая практика продолжительностью в 5 недель проводится в 8 семестре.

В случае участия в соревнованиях, выезда на учебно-тренировочные сборы, а также болезни практикант должен информировать об этом группового или старшего методиста, а также тренера-преподавателя спортивной школы.

Студенты 4-го курса могут быть направлены в иногородние спортивные школы по представлениям соответствующих организаций и согласованием с руководителем педпрактики и кафедрой теоретических основ физического воспитания.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА

Организации профессионально-ориентированной практики предшествует согласование двух сторон, с одной – администрации учреждения дополнительного образования, куда направляются на практику студенты факультета, с другой – администрации университета. По окончании согласования между ними заключается договор. Содержание организационной работы:

Участие в установочной конференции по вопросам содержания и организации практики.

Собеседование с работниками спортивной школы с целью ознакомления с режимом работы и традициями ДЮСШ, особенностями педагогического коллектива, коллектива учебно-тренировочной группы, учебно-воспитательными задачами на период практики, системой и условиями работы по физическому воспитанию учащихся; организацией врачебного контроля за состоянием здоровья и физического развития учащихся, санитарно-гигиенического и педагогического контроля за проведением учебно-тренировочных занятий.

Составление индивидуального плана работы на период практики.

Участие в совещаниях, проводимых администрацией спортивной школы по вопросам организации физического воспитания учащихся.

Участие в собраниях бригады, проводимых руководителями практики по вопросам организации различных видов работы практикантов и отчетности за отдельные ее периоды. Оформление зачетной документации по практике и сдача ее групповому методисту.

Участие в собраниях по подведению итогов практики, проводимых методистом совместно с администрацией спортивной школы и тренерами-преподавателями по видам спорта. Участие в конференции по итогам профессионально-ориентированной практики на факультете.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Изучение документов планирования и учета работы по физическому воспитанию учащихся спортивной школы.

Разработка плана учебно-тренировочной работы по физическому воспитанию учащихся прикрепленной учебной группы детско-юношеской спортивной школы (см. приложение 3), на основе содержания, предложенного тренером-преподавателем по виду спорта. Разработка конспектов тренировочных занятий в соответствии с планом, составленным студентом-практикантом (см. приложение 4).

Просмотр под руководством методиста учебно-тренировочных занятий, проводимых тренером-преподавателем в группах различного уровня спортивной подготовки.

Просмотр 5-6 учебно-тренировочных занятий, проводимых студентами практикантами с выполнением педагогических наблюдений за осуществлением отдельных сторон учебно-воспитательного процесса (см. приложение 5). Хронометрирование 2-3 учебно-тренировочных занятий, с последующей оценкой их моторной и общей плотности (см. приложение 6). Выполнение 2 анализов учебно-тренировочных занятий проводимых студентами-практикантами (см. приложение 5). Участие в разборе и обсуждении каждого из занятий товарищей по бригаде.

Посещение бригад практикантов других базовых детско-юношеских спортивных школ с целью изучения и обмена опытом работы.

РАБОТА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ НА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Проведение 12-ти учебно-тренировочных занятий в прикрепленной учебной группе спортивной школы в качестве тренера-преподавателя. В некоторых случаях и более, согласно штатному расписанию.

Проведение 12-ти учебно-тренировочных занятий в прикрепленной учебной группе спортивной школы в качестве помощника тренера-преподавателя. В некоторых случаях и более, согласно штатному расписанию.

Участие в доукомплектовании учебных групп учащимися общеобразовательных школ того или иного возраста, пола и специализации.

Участие в методических занятиях, проводимых руководителями практики по выполнению конкретных заданий.

Участие совместно с групповым методистом и тренером-преподавателем в просмотре и обсуждении открытых занятий тренерами различных детско-юношеских спортивных школ.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Изучение учащихся прикрепленной группы и особенностей коллектива методом наблюдений на тренировочных занятиях и в различного вида деятельности, установление личных контактов.

Изучение особенностей организации и методики проведения воспитательной работы в учебной группе: планирование работы тренера-преподавателя; опыт руководства активом детско-юношеской спортивной школы; содержание отдельных воспитательных мероприятий и т.д.

Разработка совместно с тренером-преподавателем индивидуального плана по воспитательной работе на период прохождения профессионально-ориентированной практики, в котором должно быть предусмотрено проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий с коллективом учебной группы (прогулки на лыжах; катание на коньках; туристический поход и т.д.).

Участие в подготовке и проведении 1-2-х воспитательных мероприятий. Самостоятельное проведение не менее трех бесед на этическую и эстетическую темы с использованием материала из спортивной практики. Организация работы учащихся по самообслуживанию: дежурство; уборка спортивного зала и т.д. Контроль за успеваемостью и посещением отстающими дополнительных занятий по различным предметам.

Подготовка физкультурного актива учебной группы и организация его работы.

ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА ПО ИТОГАМ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПРАКТИКИ

Дневник студента-практиканта с учетом всех проведенных учебно-тренировочных занятий в качестве тренера-преподавателя и его помощника и конкретной оценкой за их проведение.

Учет воспитательных мероприятий с оценкой за их проведение.

Список учащихся учебной группы (приложение 1). Список посещаемости занятий (приложение 2).

Тематический рабочий план на месяц с указанием всех сторон спортивной подготовки, в закрепленной учебной группе (приложение 3)

Планы-конспекты тренировочных занятий (приложение 4).

Хронометрирование учебно-тренировочного занятия, проводимого студентом-практикантом, с определением общей и моторной плотности.

Анализ одного из учебно-тренировочных занятий, проводимых студентом-практикантом.

Разработка одного из воспитательных мероприятий.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Список занимающихся

№ п/п

Ф.И.О.

Год рожде-ния

Дата посту-пления в ДЮСШ

Спорт.

разряд

Дата

медо-смотра

Место

учебы

Паспорт

Адрес,

телеф-он

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Приложение 2

Список посещаемости занятий

месяц

число

№ п/п

Фамилия, имя

Присутствовало человек

Продолжительность (час).

В том числе:

ОФП

СФП

ТТМ

Теория

Подпись тренера

Приложение 3

Примерный план-график на февраль (группа начальной подготовки по л/атлетике 2 год обучения)

п/п

Содержание

работы

1

Теоретическая подготовка:

-

-

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

2

Тактическая подготовка

- бег на 800 м

-барьерный бег

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

3

ОФП

- сила

-ловкость

-гибкость

-координация

22

22

22

22

15

15

15

15

22

22

22

22

15

15

15

15

22

22

22

22

15

15

15

15

22

22

22

22

1515

15

15

22

22

22

22

15

15

15

15

22

22

22

22

4

СФП

-барьерный бег

-скор. силовая

выносливость

-общая

выносливость

-низкий старт

-специальная

выносливость

6

6

6

6

6

12

12

6

6

12

12

6

6

6

6

6

12

12

6

6

6

18

12

18

12

12

6

6

12

6

6

24

6

6

6

12

6

5

Специально-тех. подготовка

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

15

6

Медицинское

обслуживание

7

Участие в соревнованиях

8

Контрольные

испытания

Приложение 4

Примерный план-конспект учебно-тренировочного занятия №6 по акробатике

Дата: 14 .09.04г.

Задачи: 1) совершенствование техники выполнения перекидки вперед;

2) совершенствование техники выполнения упражнения «мост»;

3) развитие гибкости.

Частные задачи

Средства

Доз-ка

ОМУ

Начальная организа-ция занимающихся

Формирование осмысленного отно-шения к учебной деятельности

Развитие динамической силы мышц разгибателей стопы

Подготовка к решению основных задач занятия икроножных мышц

Восстановление дыхания

………

…..…

I часть

Построение. Проверка присутствующих

Сообщение задач занятия

Ходьба:

- 4 шага на носках,

- 4 шага на пятках;

- выпадами;

- в полном приседе;

-на внешней стороне стоп

Бег:

-с вращением рр. вперед

-прыжками на правой

-прыжками на левой

-прыжками на двух

-с захлестыванием голени

Ходьба:

- руки вверх – вдох;

- руки вниз – выдох

………..

II часть

……….

III часть

30 сек

1 мин

1-2 мин

6-7 мин

……

Организация учащихся, проверка спортивной формы

ХХХХХХХХХХХ

Х

Выполнение в среднем темпе под счет. Спину держать прямо

Дистанция 2 метра. Контроль за правильностью выполнения упражнений

Дистанция 1 метр. Следить за выполнением «глубокого» дыхания

……..

……….

Приложение 5

ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ НА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ СТОРОН УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Проанализировать и оценить следующие компоненты деятельности проводящего занятие:

1) правильность формулировки задач учебно-тренировочного занятия при сообщении учащимся, его организацию, умение обеспечить дисциплину учащихся в процессе занятий;

2) соответствие поведения и манеры обращения с учащимися требованиям педагогической этики, умение пользоваться командами и степень использования в уроке специальной терминологии;

3) распределение времени по частям учебно-тренировочного занятия и между отдельными видами деятельности тренера-преподавателя и учащихся;

4) взаимосвязь содержания отдельных частей учебно-тренировочного занятия;

5) соответствие нагрузки возрастным возможностям занимающихся и содержания учебного материала занятия его задачам;

6)эффективность используемых в учебно-тренировочном процессе методов и методических приемов обучения

Приложение 6

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Общие сведения

1. Наименование ДЮСШ

2. Год обучения_______________________ группа__________________

3. Число учащихся: а) по списку в журнале________________________

б) фактически занималось______________________

4. Дата проведения занятий:_____________________________________

5. Место проведения занятий:____________________________________

6. Ф.И.О. тренера, образование___________________________________

Подготовка к занятию

План-конспект. Внешнее оформление: соответствие принятой форме; четкость выделения граф, частей занятия, видов учебного материала и конкретных упражнений; разборчивость и профессиональная грамотность записей; наличие на титульном листе номера занятия, формулирование задач трех групп (образовательных, воспитательных, оздоровительных), указания места проведения занятия и времени по расписанию; перечисление

Продолжение приложения 6

необходимого инвентаря и оборудования. Форма учащихся и внешний вид тренера-преподавателя.

Формулировка задач: соответствие тематическому плану, четкость дидактической направленности, краткость, конкретность, доступность.

Содержание: связь с предыдущими учебно-тренировочными занятиями, взаимосвязь содержания частей занятия, соответствие поставленным задачам, содержание программы, возрастным возможностям занимающихся и условиям занятий.

Рациональность дозировки, распределения времени по частям занятия и видам деятельности учащихся.

Дидактическая ценность организационно-методических указаний.

Соответствие санитарно-гигиеническим требованиям и технике безопасности.

Подготовка учащихся: организованность и своевременность прихода в зал, переодевания, выхода к месту занятий; соответствие одежды и обуви установленным требованиям; количество присутствующих и освобожденных.

Проведение подготовительной части занятия

Начальное построение; своевременность, правильность и четкость действий тренера-преподавателя.

Своевременность задач: соответствие содержания и формы изложения познавательным возможностям учащихся, влияние на активизацию их внимания и проявление интереса к предстоящей деятельности.

Соответствие содержания запланированному в конспекте, организации и методики – типичным задачам вводно-подготовительной части занятия и уровню физической подготовленности занимающихся.

Взаимосвязь образовательной и развивающей направленности упражнений с задачами и содержанием основной части учебно-тренировочного занятия. Содержание общей и целенаправленность специальной разминки.

Рациональность использования учебного времени и соответствие его распределения между отдельными видами деятельности учащихся и тренера-преподавателя запланированному в конспекте.

Проведение основной части занятия

Организационное обеспечение: рациональность выбранных способов подготовки и уборки мест занятий, раздачи и сбора инвентаря, расположения мест занятий и снарядов, групп занимающихся; логичность построений, перестроений и передвижений занимающихся после выполнения конкретных упражнений и при смене мест занятий; соответствие выбранных способов организации деятельности учащихся возрастным особенностям занимающихся, виду учебного материала, конкретным педагогическим задачам.

Продолжение приложения 6

Содержание учебного материала. Соответствие требованиям программы, уровню подготовленности и возрастным возможностям занимающихся, задачам учебно-тренировочного занятия.

Методика обучения: целесообразность выбранных методов использования слова и наглядности, частных методических приемов, подводящих и подготовительных упражнений, соответствие их возрасту, подготовленности занимающихся и конкретным задачам обучения; активизация учебно-познавательной деятельности учащихся: дифференцированный подход, использование межпредметных связей, элементов проблемного обучения и самостоятельной работы; обеспечение педагогического контроля (оперативность обнаружения и исправления ошибок), страховки и помощи. Рациональность применения однонаправленной или комплексной тренировки, способов организации учащихся.

Рациональность использования учебного времени и соответствие его распределения между отдельными видами деятельности учащихся и тренера-преподавателя запланированному в конспекте.

Оценка методики обучения: применение специальных и подводящих упражнений; индивидуального подхода. Оценка методики воспитания физических качеств. Характеристика и методика регулирования нагрузки.

Проведение заключительной части занятия

Соответствие содержания, методов организации деятельности учащихся типичным задачам данной части тренировки, характеру функциональной нагрузки предыдущей части и содержанию учебного материала запланированному в конспекте. Влияние используемых при подведении итогов занятия содержания и методов на осознание учащимися результатов собственной деятельности, своевременность и организованность окончания тренировки.

Восстановительная направленность физических упражнений. Домашнее задание. Ориентировка на предстоящие задачи, своевременность окончания тренировки.

Общая оценка деятельности тренера-преподавателя

Внешний вид и поведение (бодрость, жизнерадостность, вялость, нерешительность, растерянность), умение выбирать место, владеть собой и классом. Соответствие манеры общения с учащимися требованиям педагогического такта. Культура речи, владение командным языком и специальной терминологией. Уровень проявления требовательности, настойчивости; умение поддержать дисциплину и интерес учащихся к учебно-тренировочному занятию. Степень обеспечения санитарно-гигиенических условий и оздоровительной направленности урока: осанка, ритм дыхания, предупреждение травматизма. Умение обеспечить должную

Продолжение приложения 6

динамику урока, физиологическую нагрузку, взаимосвязь частей урока, рационально планировать и использовать учебное время в рамках урока.

Заключение по занятию

1.Уровень проведения учебно-воспитательной работы в целом.

2.Оценка общей и моторной плотности, объема и интенсивности нагрузок.

3.Воспитательная ценность, дисциплина на проведенном занятии.

4.Выполнение поставленных задач, отклонение от плана-конспекта.

5.Положительные стороны и просчеты в работе тренера-преподавателя.

6.Общая оценка проведения тренировочного занятия.

7.Предложения по улучшению качества проведения учебно-тренировочного занятия.

Приложение 7

ПРОТОКОЛ ХРОНОМЕТРИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ВИДУ СПОРТА

Тренировку провел _____________Дата __________Время___________

Учебно-тренировочная группа _________Место проведения _________

Количество учеников: ________ Из них: Мальчиков ________________

Девочек __________________

Ф.И.О. тренера ________________; Фамилия наблюдаемого _________

Задачи урока: 1

2

Содер-жание

трени-

ровки

Время

окончания деятельнос-ти

Выполнение физи-ческих

упраж-

нений

Слушание и наблюдение

Отдых и ожидание

Действия по орга

низации урока

Простой

1

2

3

4

5

6

7

Постро-

ение

0.35

0.35

Собще-ние

задач занятия

1.05

0.30

Ходьба

1.30

0.25

Быстрая ходьба

1.50

0.20

Бег

2.50

1.00

Галоп

3.15

0.25

Ходьба

3.45

0.30

Перест-роение

5.15

0.30

1.00

Продолжение приложения 7

При проведении хронометрирования необходимо заранее познакомиться с задачами учебно-тренировочного занятия, личным составом учебной группы, для того чтобы выбрать учащегося, за которым будет вестись наблюдение. Для проведения наблюдения необходимо заранее приготовить черновой протокол хронометрирования и секундомер

Секундомер включается сразу же по расписанию начала занятия и выключается также по расписанию занятий.

По окончании хронометрирования данные с чернового протокола переносятся в чистовой, где время, затраченное на выполнение каких-либо действий распределяется в колонки с 3 по 7. После чего в этих колонках подсчитывается общее время, оно суммируется, и эта сумма должна быть равна общей продолжительности учебно-тренировочного занятия.

Необходимо подсчитать общую и моторную плотность, она подсчитывается по следующим формулам:

Х х 100 % У х 100 %

М.П. = ——————- ; О.П. = ———————-

90 90

Х – время выполнения физических упражнений

У- педагогически правильно затраченное время

90- продолжительность учебно-тренировочного занятия

После получения данных общей и моторной плотности необходимо их проанализировать в соответствии с поставленными перед уроком учебными и оздоровительными задачами.

Приложение 8

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ

(ПУЛЬСОМЕТРИЯ)

Протокол определения физической нагрузки во время учебно-тренировочного занятия

Учебная группа

Задачи занятия

Ф.И.О. проводящего тренировочное занятие

Ф.И. наблюдаемого ученика

Виды деятельности

Время измерения пульса

Количество ударов пульса в течение 1 мин.

Примечание

Перед началом урока

Ходьба

Бег

ОРУ

0.00.

3.35.

8.15

16.45

62

86

102

90

Продолжение приложения 8

Следует учесть, что изменение ЧСС происходит не только в зависимости от характера и величины мышечной работы, но и под влиянием эмоций, которые на уроках физической культуры нередко достигают значительной силы. Поэтому относительно правильная оценка показателей пульсометрии возможна лишь при учете данных педагогического наблюдения, которые частично фиксируются в протоколе в графе «Примечание».

На учебно-тренировочном занятии у одного из учащихся подсчитывается пульс не менее 12-13 раз. Обязательно пульс измеряется перед началом тренировки, т.е. перед вводно-подготовительной частью, в конце ее, перед выполнением и после выполнения упражнений, с помощью которых решаются основные задачи занятия, перед заключительной частью учебно-тренировочного занятия и после его окончания.

Пульс подсчитывается в течение 10-15 секунд, затем количество ударов соответственно умножают на 6 или 4 с тем, чтобы установить количество их в минуту.

После всех измерений составляют пульсовую кривую нагрузки (рис. 1). По горизонтальной линии откладывают время с указанием частей урока, а время измерения пульса отмечают точками. По вертикальной линии от той же исходной точки отмечают количество ударов пульса и вычерчивают кривую, которая и отражает распределение нагрузки в процессе тренировки.

Рис. 1. Пульсовая кривая физиологической нагрузки на уроке физической культуры

Приложение 9

ПАМЯТКА МЕТОДИСТУ-РУКОВОДИТЕЛЮ БРИГАДЫ СТУДЕНТОВ-ПРАКТИКАНТОВ

Принимает участие в конференциях и инструктивно-методических совещаниях, проводимых факультетом по вопросам профессионально-ориентированной практики.

Знакомит работников базовой спортивной школы, принимающих участие в руководстве практикантами, с содержанием практики.

Организует встречи, собеседования практикантов с администрацией спортивной школы, врачом, представителями педагогического коллектива.

Совместно с руководителями спортивной школы и тренерами-преподавателями по видам спорта распределяет практикантов по учебным группам и определяет им индивидуальные задания.

Организует и контролирует работу практикантов в спортивной школе по всем показателям.

Оказывает практикантам методическую помощь в составлении всех видов плановой и учетной документации, организации и проведении учебно-тренировочных занятий и воспитательных мероприятий.

Организует просмотр и обсуждение в бригаде учебно-тренировочных занятий и воспитательных мероприятий по физическому воспитанию, проводимых практикантами, оценивает качество их проведения.

Организует и проводит не реже одного раза в неделю инструктивно-методические занятия и собрания бригады по вопросам профессионально-ориентированной практики.

Проверяет и утверждает всю учебную и отчетную документацию практикантов.

Организует и проводит совместно с администрацией спортивной школы, тренерами-преподавателями по видам спорта, инструкторами-методистами конференцию по обсуждению и подведению итогов практики.

Организует сдачу студентами на кафедры спортивных дисциплин и теоретических основ физического воспитания зачетной документации по итогам профессионально-ориентированной практики, сдает свой собственный отчет и характеристики на каждого практиканта с выставленной дифференцированной оценкой за практику.

Приложение 10

СХЕМА ОТЧЕТА МЕТОДИСТА БРИГАДЫ О ПРОВЕДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ШКОЛЕ

Состав бригады и характеристика уровня готовности студентов к прохождению профессионально-ориентированной практики в детско-юношеской спортивной школе.

Характеристика базовой спортивной школы: общие сведения, постановка учебно-воспитательной работы в целом и работы по физическому воспитанию, материально-техническое обеспечение учебного процесса, готовность спортивной школы к проведению практики студентов, отношение администрации и педагогического коллектива к практикантам.

Перечень документов планирования и учета работы по физическому воспитанию, отчетности, с которыми ознакомлены студенты.

Характеристика умения студентов планировать учебную работу по физическому воспитанию.

Сколько учебно-тренировочных занятий тренера-преподавателя и в каких учебных группах просмотрено студентами.

Сколько учебно-тренировочных занятий практикантов с выполнением педагогических наблюдений и анализа просмотрено каждым студентом. Уровень активности и профессиональной грамотности студентов в разборе и обсуждении просмотренных занятий.

Характеристика умения наблюдать и оценивать отдельные стороны деятельности тренера-преподавателя по виду спорта, анализировать и обобщать положительный опыт работы.

Количество учебно-тренировочных занятий, данных каждым студентом: а) самостоятельно; б) с участием помощника; в) в качестве помощника.

Знание студентами учебной программы детско-юношеской спортивной школы по избранному виду спорта, владение методикой обучения, отдельными видами упражнений.

Характеристика учебно-тренировочных занятий практикантов: степень самостоятельности, типичные ошибки, затруднения. Фамилии лучших и слабых студентов.

Перечень и характеристика качества проведения студентами основных массовых физкультурных мероприятий.

Перечень основных, наиболее важных и интересных воспитательных мероприятий, проведенных практикантами.

Отношение студентов к практике, к профессии тренера-преподавателя. Трудовая дисциплина. Уровень самостоятельности, инициатива в работе.

Оценки работы каждого студента (в баллах).

Продолжение приложения 10

Общие выводы о работе группы, об уровне профессиональной подготовки студентов.

Предложения об улучшении профессионально-педагогической подготовки студентов, содержания, организации и проведения практики.

Приложение 11

ПАМЯТКА ТРЕНЕРУ-ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ПО ВИДУ СПОРТА,

РАБОТАЮЩЕМУ С ПРАКТИКАНТАМИ

Отвечает совместно с методистом за выполнение программы практики по разделам, касающимся работы по физическому воспитанию учащихся.

Участвует в инструктивных совещаниях, проводимых на факультете по вопросам профессионально-ориентированной практики, знакомится с соответствующей документацией.

Обеспечивает изучение студентами постановки физического воспитания в спортивной школе, ознакомление с документами планирования, учета и отчетности.

Передает свой педагогический опыт через демонстрацию учебно-тренировочных занятий и проведение воспитательных мероприятий с последующим их анализом.

Определяет совместно с методистом задания для каждого практиканта по учебной и воспитательной работе.

Консультирует студентов по вопросам составления планов учебной работы и конспектов занятий по физической культуре, проверяет и утверждает их, оказывает непосредственную помощь в проведении учебных и воспитательных занятий.

Участвует в просмотре, анализе и обсуждении учебно-тренировочных занятий и воспитательных мероприятий, проводимых практикантами, оценивает качество их проведения.

Несет ответственность за обеспечение техники безопасности в проведении практикантами всех форм работы по физическому воспитанию.

Участвует в подведении итогов практики. Совместно с администрацией спортивной школы и методистом оформляет характеристику на каждого студента.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. – М.: ФиС, 1978. – 56 с.

Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренирочного процесса. – М:. ФиС, 1985. – 176 с.

Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. – М.: ФиС, 1986 – 365 с.

Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высших пед. учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 264с.

Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. – М.: ФиС, 1998. – 495 с.

Лубышева Л.И. Современные подходы к формированию физкультурного знания у студентов вузов.// Теория и практика физической культуры. – 1993. – №3. – С 19-21

Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки: Учебное пособие для студентов институтов физической культуры. – М.: ФиС, 1977. – 280 с.

Николаев Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры: Автореф. дисс. д-ра пед наук. – С-Пб., 1998. – 30 с.

Система подготовки спортивного резерва /Под общей редакцией В.Г. Никитушкина. – М.: Изд-во МГФС объединение, 1994. – 316 с.

Современная система спортивной подготовки /Под ред. Суслова Ф.П., Сыча В.Л., Шустина Б.Н. – М.: Изд-во СААМ, 1995. – 445 с.

Теория и методика спорта /Под общ. редакцией Суслова Ф.П., Холодова Ж.К.-М., 1997. – 416 с.

Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480с.

Сениченко Сергей Андреевич

Корюкин Дмитрий Анатольевич

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПРАКТИКА

В СПОРТИВНОЙ ШКОЛЕ

Методические рекомендации

для студентов и преподавателей специальности 022300

«Физическая культура и спорт» при

прохождении производственной практики

Редактор Н.А. Леготина

__________________________________________________________________Подписано к печати Бумага тип. № 1

Формат 60х84 1/6 Усл. п.л. 1,5 Уч.-изд. л. 1,5

Заказ Тираж 50 Цена свободна

__________________________________________________________________

Издательство Курганского государственного университета.

640669, г. Курган, ул. Гоголя, 25

Курганский государственный университете, ризограф.

__________________________________________________________________



Страницы: 1 | 2 | 3 | | Весь текст