Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Самарский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

КАФЕДРА ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ДЛЯ СТУДЕНТА

«Пропедевтика терапевтической стоматологии»

Шифр дисциплины: C3.Б47

Рекомендуется для подготовки студентов

по специальности 060201 Стоматология

III курс

Стоматологический факультет

очная форма обучения

Методические

рекомендации рассмотрены

и одобрены на заседании

кафедры (протокол №9 от 15.05.13)

Заведующий кафедрой,

профессор Гильмияров Э.М.

__________________________

«____» ______________2013г.

САМАРА, 2013 г.

Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов составлены в соответствии с ФГОС -3 ВПО по направлению подготовки студентов по специальности 060201 Стоматология, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 января 2011г. №16

Разработчики:

Гильмияров Э.М., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой терапевтической стоматологии

Ткач Т.М., к.м.н., доцент кафедры терапевтической стоматологии

Буракшаев С.А., к.м.н., ассистент кафедры терапевтической стоматологии

Свечникова М.В., ассистент кафедры терапевтической стоматологии

Филиппова М.Д., ассистент кафедры терапевтической стоматологии

1. Стоматологическая поликлиника. Кабинет терапевтической стоматологии. Организация рабочего места врача стоматолога на терапевтическом приеме.

2.Стоматологическое оборудование, инструментарий, стоматологические установки.

3. Асептика и антисептика в терапевтической стоматологии. Стерилизация стоматологического инструментария. Обработка рук и перчаток.

4. Кариес. Определение. Классификации кариеса зубов. Общая симптоматология. Классификация кариозных полостей по Блэку. Этапы и принципы препарирования полостей при кариесе.

5.Этапы и принципы препарирования кариозных полостей I класса по Блэку.

6. Этапы и принципы препарирования кариозных полостей при кариесе 5 класса по Блэку.

7. Этапы и принципы препарирования кариозных полостей 2 класса по Блэку .

8. Этапы и принципы препарирования кариозных полостей 3 класса по Блэку. при кариесе.

9. Этапы и принципы препарирования полостей кариозных полостей 4 класса по Блэку.

10. Временные пломбировочные материалы.

11. Лечебные прокладки Классификация. Состав, свойства, техника приготовления и особенности применения. Показания и противопоказания к применению.

Изолирующие прокладки. Классификация. Состав, свойства, техника приготовления и особенности применения. Показания и противопоказания.

12. Постоянные пломбировочные материалы. Минеральные цементы. Состав, свойства, техника приготовления и особенности применения. Показания и противопоказания.

Полимерные цементы. Состав, свойства, техника приготовления и особенности применения. Показания и противопоказания. 13.Стеклоиономерные цементы. Состав, свойства, техника приготовления и особенности применения. Показания и противопоказания.

14. Амальгамы. Состав, свойства, техника приготовления и особенности применения. Показания и противопоказания.

15. Композиционные материалы химического отверждения. Состав, свойства, техника приготовления и особенности применения. Показания и противопоказания.

16. Адгезивные системы. Состав, свойства, техника приготовления и особенности применения. Показания и противопоказания.

17. Композиционные пломбировочные материалы светового отверждения. Состав, свойства, техника приготовления и особенности применения. Показания и противопоказания.

Компомеры. Ормокеры. Состав, свойства, техника приготовления и особенности применения. Показания и противопоказания.

18. Топографо-анатомические особенности строения полостей всех групп зубов.

19.Эндодонтический инструментарий. Правила работы, стерилизация. 20.Инструментальная обработка корневого канала. Последовательность и основные методы.

21. Машинная обработка корневых каналов.Эндодонтические наконечники

22.Медикаментозная обработка корневых каналов.

23.Пломбировочные материалы для корневых каналов.

24. Методы пломбирования корневых каналов.

Занятие № 1

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Стоматологическая поликлиника. Кабинет терапевтической стоматологии. Организация рабочего места врача стоматолога на терапевтическом приеме.

Формируемые компетенции

ПК-1Способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками.

ПК-9 (1)Способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач.

Цель занятия:

Знать:

основы организации амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи населению, современные организационные формы работы и диагностические возможности поликлинической службы;

санитарно-гигиенические требования к организации медицинских организаций стоматологического профиля;

организацию работы младшего и среднего медицинского персонала в медицинских организациях;

Уметь:

реализовывать деонтологические аспекты деятельности стоматолога в общении с коллегами и пациентами.

работать на стоматологической установке

Общее время занятия – 135 минут.

Оснащение занятия.

Учебные кабинеты «Центра Практических навыков», рабочие места стоматологов, учебные классы на клинических базах кафедры.

Самостоятельная работа во внеучебное время.

Вопрос самоподготовки

Источники информации

Цель самоподготовки

Вопросы и задания для самоконтроля

1

Стоматологическая поликлиника. Структура и функции.

1.Пропедевтическая стоматология. Под редакцией Базикяна Э.А. «ГэотарМедиа», М., 2009 г.

2.Николаев А.И., Цепов Л.М. «Практическая терапевтическая стоматология», М., МЕДпрессинформ, 2010 г.

3.Стоматологический кабинет: оборудование, материалы, инструменты: учебное пособие МЗ РФ для стомат. фак-тов мед. вузов. В.Н. Трезубов, Л.М. Мишнев, М.М. Соловьев. О.А. Краснослободцева. Спб.: СпецЛит, 2006 г.

4.Фантомный курс терапевтической стоматологии: Атлас: Учебн. Пособие для студентов обучающихся по спец. 040400 – Стоматология. Ю.М. Максимовский. 2005г.; Медицина.

Знать структурные подразделения поликлиники и их функции для правильной организации работы стоматологического кабинета.

1. Охарактеризуйте структуру и функции стоматологической поликлиники.

2. Запишите основные требования, предъявляемые к кабинету терапевтической стоматологии

3. Какова правильная организация рабочего места врача стоматолога на терапевтическом приеме.

4. Зарисуйте схематично расположение оборудования кабинета терапевтической стоматологии.

5. Решите ситуационные задачи (см. далее)

2

Организация работы врача стоматолога

Знать организацию работы стоматологического персонала с учетом эргономики для правильной организации работы и предупреждения возникновения профессиональных заболеваний; права и обязанности врача, медсестры, санитарки для правильной организации работы.

1. Какова эргономика работы стоматологического персонала:

-положение врача;

-положение пациента;

-положение врач-сестра.

2. Запишите основные права и обязанности врача-стоматолога, медсестры, санитарки, пациента.

3

Подготовка реферативных сообщений

Формирование уважительного и бережного отношения к историческому наследию и традициям отечественной стоматологии.

1.Зубоврачевание на разных этапах развития общества. 2.История развития терапевтической стоматологии в России.

Требования к реферативному сообщению:

Объем 1-2 страницы, печатный вариант – А 4, шрифт – 14, межстрочный интервал – 1,15.

Структура: актуальность, основные этапы развития, заключение – Ваша точка зрения о влиянии исторического наследия и традиций отечественной стоматологии на стоматологию «сегодняшнего дня».

Ситуационные задачи:

1. В стоматологической поликлинике для терапевтического отделения выделено 50 м2 полезной площади. Сколько врачебных стоматологических установок можно установить при соблюдении гигиенических норм?

2. Во время капитального ремонта помещений терапевтического отделения были изготовлены полы из досок, а стены побелены известью. Какие допущены ошибки и почему?

3. Оценить соответствие условий предъявляемым требованиям при организации стоматологического кабинета, если на одно кресло предоставлено помещение площадью 7 м2, расположенное в подвальном помещении без канализации с искусственным освещением.

План самостоятельной работы на занятии

Название этапа

Описание этапа

Цель этапа

Время этапа

1

Организация стоматологического кабинета

1.Решение ситуационных задач.

2.Оценка действующего стоматологического кабинета.

Студенты осматривают кабинет и сообщают преподавателю о выявленных не соответствиях.

Выработка знаний по организации стоматологического кабинета.

25 мин

2

Организация рабочего места врача- стоматолога в соответствии с эргономикой

Студенты осматривают рабочее место врача- стоматолога А) осмотр целостности отдельных узлов установки

А) посадка пациента в соответствии с эргономикой врача и пациента (при работе с ассистентом и без)

Выработка знаний о принципах эргономики при работе врача-стоматолога

27 мин

Занятие № 2

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Стоматологическое оборудование, инструментарий, стоматологические установки.

Формируемые компетенции

ПК-1Способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками.

ПК-7 (1)Способностью и готовностью применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций, владеть техникой ухода за больными.

ПК-9 (1)Способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач.

Цель занятия:

Знать:

основы организации амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи населению, современные организационные формы работы и диагностические возможности поликлинической службы;

санитарно-гигиенические требования к организации медицинских организаций стоматологического профиля;

организацию работы младшего и среднего медицинского персонала в медицинских организациях;

стоматологические инструменты и аппаратуру;

Уметь:

применять стоматологические инструменты

работать со стоматологическими инструментами, материалами, средствами и аппаратурой;

Общее время занятия – 135 минут.

Оснащение занятия.

Учебные кабинеты «Центра Практических навыков», рабочие места стоматологов, учебные классы на клинических базах кафедры.

Самостоятельная работа во внеучебное время.

Вопрос самоподготовки

Источники информации

Цель самоподготовки

Вопросы и задания для самоконтроля

1

Стоматологические установки, оборудование и инструментарий

1.Пропедевтическая стоматология. Под редакцией Базикяна Э.А. «ГэотарМедиа», М., 2009 г.

2.Николаев А.И., Цепов Л.М. «Практическая терапевтическая стоматология», М., МЕДпрессинформ, 2010 г.

3.Стоматологический кабинет: оборудование, материалы, инструменты: учебное пособие МЗ РФ для стомат. фак-тов мед. вузов. В.Н. Трезубов, Л.М. Мишнев, М.М. Соловьев. О.А. Краснослободцева. Спб.: СпецЛит, 2006 г.

4.Фантомный курс терапевтической стоматологии: Атлас: Учебн. Пособие для студентов обучающихся по спец. 040400 – Стоматология. Ю.М. Максимовский. 2005г.; Медицина.

Изучить стоматологические установки, оборудование и инструментарий для его рационального применения.

1. Перечислите виды стоматологических установок.

2. Запишите в тетради стоматологическое оборудование и инструментарий по группам:

- для осмотра полости рта;

- для лечения заболеваний полости рта;

- для пломбирования зубов.

3. Запишите основные узлы стоматологической установки.

4.Зарисуйте схематично стоматологический инструментарий и опишите его назначение.

5.Заполните таблицу №1.

6.Решите ситуационные задачи

(см. далее)

3

Боры стоматологические

Знать разновидности и назначение стоматологических боров для их рационального применения.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




© , 2019