Курганинский район г. Курганинск

Модифицированная (авторизованная) программа «Художественно – творческого развития детей. Ромашка» для детей в возрасте от 4 до 7 лет.

Творческая группа:

Касьянова Наталья Николаевна – старший воспитатель МБДОУ № 3;

Евсюкова Людмила Яковлевна – воспитатель МБДОУ № 3;

Программа разработана на основе :

- программы « Цветные ладошки». Автор: Лыкова И.А.- ООО «Карапуз- дидактика», 2007. Рекомендована Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации

2012 г.

Содержание:

Наименование

№ страницы

Актуальность

3-4

Пояснительная записка

5-6

Цели и задачи программы

6-7

Принципы построения программы

8

Методология педагогического процесса

9-11

I раздел «Ребенок и изобразительная деятельность»

12

II раздел «Ребенок и аппликационные работы»

13

III раздел «Тестопластика в детском творчестве»

14-15

IV раздел «Ребенок и художественный труд»

15-16

Итог реализации программы

16-17

Библиографический список

18

Приложения

19

Актуальность.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация, поделки из различного материала). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Работая с детьми дошкольного возраста в течение нескольких лет, мы обратили внимание на результаты диагностик по изобразительной деятельности. Дети показывают хорошие результаты по критериям:

* Умение штриховать, наносить различные линии цветными карандашами;

* Умение наносить мазки краски узкой и широкой кистью;

* Умение узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их;

* Умение правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе;

* Умение использовать трафареты и печати при работе;

* Умение убирать за собой рабочее место.

Одновременно проявились и низкие способности детей:

Неуверенность и скованность в действиях и ответах на занятиях;

Пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе;

Растерянность при использовании способов нестандартного раскрашивания;

Умение экспериментировать с изобразительными материалами;

Ожидание чёткого объяснения педагогом знакомого способа рисования;

Проявление фантазии, художественного творчества;

Умение передавать личное отношение к объекту изображения;

Подводя итоги, мы понимали, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой решили организовать кружковую работу в данном направлении. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами.

Особенно использование нетрадиционных способов рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу творчества. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Пояснительная записка.

Занятия различными видами изобразительной деятельности очень полезны для всех детей. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире

Проблемам обеспечения условий для художественно – творческого развития детей дошкольников посвящены исследования Б.П.Никитина, Е.П.Белозерцева, Е.Е.Кравцовой и других.

Ребенок дошкольного возраста имеет небольшой опыт в освоении образного языка искусства. Его нужно очень многому научить: умению наблюдать, пользоваться различными художественными материалами, выражать свои мысли через изображение и т.п. Овладеть и развить творческие способности маленького художника, помогает программа И.А.Лыковой по художественному воспитанию, обучению и развитию детей 2-7 лет «Цветные ладошки». На ее основе с дополнениями, а также с учетом условий нашего дошкольного учреждения: материально – технических, кадровых и других, написана данная авторизованна программа, ориентированная на детей (4- 7 лет).

Программа включает 4 раздела: «Ребенок и изобразительная деятельность», «Ребенок и аппликационные работы», «Тестопластика в детском творчестве», «Ребенок и художественный труд». Не нарушая связи, с основной программой , М.А.Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду», материал дается с необходимыми дополнениями.

На данных занятиях дошкольник активно развивает творческое воображение, фантазию, цветовосприятие, образное мышление, получает навыки полноценного общения.

Период обучения – 72 часа в год, общий срок обучения – два года

Режим работы. Занятия проводятся  два раза в неделю по 20 минут- младшая подгруппа, 30 минут- старшая подгруппа .

Реализация программы кружка основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей дошкольного  возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках, творческих работах, аппликации предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Необходимо уделять особое внимание развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно как для сюжетного, так и для декоративного рисования.

На занятиях рисованием дети также  учатся бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущей работы, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов, говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудности. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка, аппликации

Обучение техническим навыкам и умениям направлено на использование различных приемов с учетом выразительных свойств материалов, особенностей изображаемого образа.

Цель программы - способствовать формированию художественно- творческих способностей детей посредством художественно творческой деятельности,

Задачи:

Содействие овладению элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности, усвоению знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием;

 Ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;

Содействие формированию специальных графических умений и навыков (элементарные смешения цветов, формирование навыков размещения изображения в зависимости от листа бумаги);

В лепке побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая темы, материал, способы лепки, приемы декоративного оформления;

В аппликации инициировать самостоятельный выбор детьми разных способов создания выразительных образов;

Создание условий для формирования творческой активности, художественного вкуса;

Развитие мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера;

Формирование чувства цвета;

Воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание;

Содействовать формированию обычных учебных умений и навыков (правильно сидеть за партой, правильно организовать свое учебное место, держать лист бумаги, размещать на нем изображение);

Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием, техника по-сырому, рисование по точкам, рисование листьями, рисование примакиванием, рисование ладошками, лепка из соленого теста, конструирование из бумаги, объемная аппликация.

Усложнение обучения нетрадиционными техниками рисования дошкольников происходит в следующих направлениях:

- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов.

Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:

- Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);- Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);- Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);- Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);- Принцип динамичности (от самого простого до сложного);- Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);- Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);- Принцип сотрудничества (совместная работа родителями);

Основная форма занятия – практическая творческая изо-деятельность ребёнка. Занятия носят как коллективные так и индивидуальные формы работы.

С натуры

вводное

ознакомительное

По памятиПо памяти

кококкомбинированное

Формы занятий

импровизация

экскурсия

проверочное

итоговое

конкурсное

Методы и приёмы работы с детьми

На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.

Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).

Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.

исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а так же возможностей других материалов).

объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстрации);

Творческие (творческие творческие задания, эскизы, проекты

основные методы

частично-поисковых (выполнение вариативных заданий);

репродуктивных (работа по образцам);

Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность.

Выход программы.  Участие в выставках и конкурсах рисунков, украшение интерьера детского сада к праздникам, родительским собраниям, др.  Кроме того, кружок позволяет учащимся развивать практические изо-навыки, что способствует усвоению программного материала по изобразительному искусству.    

Одним из важных условий реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка.

Развивающая среда построена согласно принципам, предполагает решение следующих воспитательно-образовательных задач:

- обеспечение чувства психологической защищенности – доверия ребенка к миру, радости существования;- формирование творческого начала в личности ребенка;- развитие его индивидуальности;- формирование знаний, навыков и умений, как средства полноценного развития личности;- сотрудничество с детьми.

Направление художественно творческой деятельности

Количество занятий по группам

Средняя группа

4-5 лет

Старшая группа

5-7 лет

1

Ребенок и изобразительная деятельность

18

18

2

Ребенок и аппликационные работы

18

18

3

Тестопластика в детском творчестве

18

18

4

Ребенок и художественный труд

18

18

всего

72

72

1 раздел

« Ребенок и изобразительная деятельность».

Художественная деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. В художественном развитии дошкольников центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа в рисунке, который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью. Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности. Интеграция видов художественно- эстетической деятельности в дошкольном детстве имеет естественный характер. Дети дошкольного возраста часто самостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности. Особенно ярко это проявляется в деятельности экспериментирования с художественными материалами, инструментами и в процессе освоения способов создания образа и средств художественной выразительности.

По данному разделу определены следующие задачи с учетом возраста

детей.

средняя группа:

- учить детей создавать с натуры или по представлению образы и простые сюжеты, передавая основные признаки изображаемых объек5тов, их структуру и цвет;

-помогать воспринимать и более точно передавать форму объектов через обрисовывающий жест;

- учить координировать движения рисующей руки;

- варьировать формы, создавать многофигурные композиции при помощи цветных линий, мазков, пятен, геометрических форм;

-развивать у детей способность передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках;

- сочетать различные техники изобразительной деятельности и конструирования на одном и том же занятии.

старшая группа:

- совершенствовать технику рисования гуашевыми и акварельными красками;

- самостоятельно выбирать художественные материалы для создания выразительного образа;

- знакомство с нетрадиционными художественными техниками;

- создавать условия для экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительными средствами;

- выбор средств , соответствующих замыслу.

II раздел

«Ребенок и аппликационные работы».

Аппликация наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, пери котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Любая творческая деятельность, в частности аппликация, имеет большое значение для умственного развития детей, расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Занимаясь аппликацией, дети узнают разные материалы, знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, кисть, ножницы) и техникой безопасности с данными орудиями. Все эти действия способствуют умственному развитию детей.

По данному разделу определены следующие задачи с учетом возраста

детей.

средняя группа:

- поощрять составление композиций из готовых и самостоятельно вырезанных подготовленных форм в предметной, сюжетной или декоративной аппликации;

- составлять аппликации из различного материала;

- знакомство с различными техниками выполнения аппликационных работ;

- развивать аккуратность, последовательность в выполнении работ

старшая группа:

- инициировать самостоятельный выбор детьми разных способов создания выразительного образа (обрывание, выщипывание или сминание бумажной формы для передачи фактуры, симметричное или силуэтное вырезывание, модульная аппликация, свободное сочетание различных техник);

- знакомство с другими способами вырезывания (ленточным, по диагонали);

- развивать аккуратность, последовательность выполнения работ.

III раздел

«Тестопластика в детском творчестве»

Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные фигурки и целые композиции.

Лепить из теста — доступное занятие для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга, формируются и развиваются у детей основные ЗУНы по лепке из соленого теста и идет полное расслабление тела и души. Ребенок наполняется радостью, уходят заботы, стресс, а если он работает с любовью и желанием, то может отдохнуть и восстановить силы.

Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребёнка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из соленого теста способствует развитию творчества дошкольников.

1.         Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

2.         Развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

3.         Синхронизирует работу обеих рук;

4.         Формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;

5.         Развивает творчество ребенка.

По данному разделу определены следующие задачи с учетом возраста

детей.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст