Мой район на двух берегах Невы

Благодаря своему географическому положению Невский район занимает особое место в структуре города – он единственный расположен на двух берегах Невы. Одновременно район является своеобразной буферной зоной, соединяющей Центральный район города и окраинный Колпинский. Главная магистраль – проспект Обуховской обороны (самый длинный проспект города – почти 10 км) – была частью Шлиссельбургского тракта, построенного еще в начале XVII века. Большая почтовая дорога шла на Архангельск через Шлиссельбург.

Сегодня Невский район по-прежнему является значительным транспортным узлом. Вдоль него проходят две ветки Октябрьской железной дороги с восемью станциями.

Невский район – речные ворота Санкт-Петербурга. В районе расположены три моста через Неву: Финляндский железнодорожный, Володарский и Большой Обуховский (Вантовый).

Невский район Санкт-Петербурга – крупнейший промышленный район города, обладающий богатой историей, уходящей своими корнями в глубокое прошлое.

Особое место в районе занимают памятники истории и культуры федерального и местного значения. Здесь сохранилось больше, чем где-либо в городе, памятников промышленной архитектуры.

Многолетнюю историю хранят сады и парки Невского района. В парке, который сейчас носит имя «Куракина дача», с XIX века располагалось имение князей братьев Куракиных. Основание парка культуры и отдыха имени Бабушкина можно исчислять со времен Екатерины II, когда за невской заставой для императрицы был сооружен охотничий замок.

В Невском районе возрождаются и приобретают новое звучание православные традиции. На улице Коллонтай возведен храм Рождества Христова. По высочайшему архипастырскому благословлению Митрополита Санкт-Петербуржского и Ладожского Владимира в Парке Строителей построен храм Святого Первоверховного апостола Петра. На левом берегу Невы в Рыбацком возрождается церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

История Невского района

История города на Неве началась со шведских поселений. Они тянулись вдоль левого берега Невы задолго до основания Санкт-Петербурга. Спустя столетие после смерти Петра Великого, в 1825 году, шведское правительство передало России чертежи и документы, выполненные шведскими землемерами в середине и конце XVII века.

Осиновая деревня, она же – Хаапаси, располагалось в районе нынешнего железнодорожного моста Слободской улицы. Деревня Каллиси лежала к северу от станции метро «Елизаровская». Деревня Мийкулла находилась поблизости от Володарского моста.

16 (27) мая 1703 года Петр 1 начал строительство Санкт-Петербурга. Одновременно с застройкой города стали прокладывать казенные почтовые дороги. В 1720-е годы через Шлиссельбург была проложена дорога на Архангельск. Ее назвали Шлиссельбургским трактом.

При въезде в город около Александро-Невского монастыря на берегу Невы был установлен сторожевой пост – застава, где круглые сутки охранники проверяли у проезжающих документы. В XIX веке всю местность от заставы до села Рыбацкого стали называть Невской заставой.

В 1716 году по велению Петра I на левый берег Невы переселили рыбаков с Оки. Переведенцы получили помощь: две мирские подводы, избы и деньги. Это была неплохая поддержка будущим рыбакам. Взамен они поставляли свежую рыбу к императорскому столу. До 1829 года Рыбацкое так и называлось – Рыбная слобода. Жители села отличились во время войны со Швецией 1788-1790 годов. На Балтике, в русском галерном флоте не хватало матросов-гребцов. На сходе в Рыбацком было принято решение отправить на военную службу каждого пятого мужчину. В первом же сражении гребной флот отогнал шведскую эскадру в Выборгский залив. В память об этом событии по указу Екатерины II был сооружен девятиметровый гранитный обелиск, который сохранился и до нашего времени.

Во второй половине XVIII века за Невской заставой находились усадьбы и поместья вельмож. У князя Г.А. Потемкина были владения в начале Шлиссельбургского тракта (у Александро-Невской лавры). В роскошном усадебном доме устраивались балы и маскарады, где бывала и Екатерина II. Куракиной дачей владели братья Александр и Алексей Куракины. С 1837 года там находился Николаевский сиротский приют. На реке Мурзинка была построена усадьба графа А. И. Румянцева, отца выдающегося полководца П.А. Румянцева-Задунайского. Последние владельцы Мурзинки – графы Апраксины. Ими было пожертвовано около 11 десятин земли, на которой разместилась колония глухонемых, просуществовавшая с 1882 по 1918 год.

В XVIII веке за Невской заставой стали возникать отдельные фабрики и заводы. Начали свою работу фарфоровый завод – будущий завод им. Ломоносова (1744 год), стекольно-зеркальный завод, чугунолитейный завод (1825 год), суконная фабрика и другие.

В XIX веке, в период бурного развития промышленности в России, возникло много прядильных и ткацких фабрик, в том числе Александровская мануфактура. Появился Невский завод, который выпускал морские и речные суда, а также Обуховский сталелитейный завод. Учитывая окраинное положение района, при каждом заводе и каждой фабрике рабочие поселения и слободы.

Преобразование типично пролетарского и мало благоустроенного района началось только в 40-е годы ХХ века. Затем оно было прервано войной. Мобилизация военнообязанных в Невском районе прошла организованно и с большим подъемом: тысячи людей, не ожидая повесток, пришли добровольцами с просьбой направить их в ряды армии и военно-морского флота. В первый день формирования в народное ополчение было зачислено 10 890 человек.

Ленинградцы выходили строить оборонительные рубежи на подступах к городу. Трудящиеся Невской заставы вырыли противотанковый ров, идущий от развилок, железной дороги на Поповку к городам Павловск и Урицк. Они строили командные пункты, дзоты, огневые пулеметные точки.

Несмотря на тяжелые условия блокады, предприятия района не прекращали свою работу. Промышленность всего города, госпитали и штаб фронта в Смольном бесперебойно снабжала электроэнергией 5-я ГЭС. Ремонт и поставку вооружения для Ленинградского фронта обеспечивал завод «Большевик». В кратчайшие сроки были освоены сложные производства. За 2 месяца – июль-август 1942 года – сталевары завода выплавили металла столько же, сколько за одно предвоенное полугодие. Завод работал для фронта и одновременно был частью фронта. Вся его территория была изрыта многими щелями для укрытия, оборонительными укреплениями, огневыми точками, в стенах цехов пробиты стрелковые амбразуры. В дни блокады на заводе погибли более 4000 рабочих и служащих. Почти 6000 работников завода были награждены медалью «За доблестный труд», из них 524 – посмертно. 3201 человек награждены медалью «За оборону Ленинграда».

Серьезные повреждения получили все предприятия города. Были разрушены и жилые здания Ленинграда. В Невском районе было полностью уничтожено более 280 тысяч квадратных метров жилой площади – 45% всей жилой площади района. В восстановление района было вложено колоссальное количество сил и энергии. Стояла задача не только увеличить производство и довести выпуск продукции до уровня военного времени, но и провести коренную перестройку – перейти от производства оборонной продукции к освоению и выпуску сложных машин для мирных целей.

Массовое жилищное строительство в районе началось в конце 50-х годов, с появлением крупнопанельного домостроения. Практически вся правобережная часть района, а также дома на левом берегу южнее бульвара Красных Зорь построены в 1960-1993 годах.

Сегодня Невский район является одним из ведущих в городе по объему жилого строительства. За последние пять лет было введено в эксплуатацию более 1 миллиона квадратных метров жилой площади. Инвестиционный процесс идет активно в Невском районе в первую очередь благодаря благоприятному инвестиционному климату, а также устойчивому развитию строительной индустрии в Санкт-Петербурге.

В районе проводится целенаправленная работа по комплексному благоустройству жилых кварталов: ремонтируются асфальтовое покрытие, фасады зданий и сооружений, строятся детские игровые и спортивные площадки, производится посадка деревьев и кустов, создаются зоны отдыха. Ежегодно Невский район принимает участие в городском смотре-конкурсе на лучшее комплексное благоустройство.