Конспект занятия

по зрительному восприятию

в подготовительной группе.

Тема.

«Домашние животные».

Подготовила:

учитель-дефектолог

Шакирова Л.В.

Тема. Домашние животные.

Лексическая тема. Домашние животные.

Цель. Уточнять и расширять представления детей о домашних животных и их детенышах (внешний вид, пища; польза, приносимая людям); о том, как заботится человек о домашних животных.

Задачи:

– коррекционно- образовательные: уточнить представления детей о домашних животных и их детенышах; закреплять умение выделять главные и существенные признаки животных; закреплять обобщающие понятия (домашние животные и их детеныши);продолжать учить сличению силуэтных, реальных изображений домашних животных; учить соотносить с реальными изображениями.

– коррекционно-развивающие: развивать ориентировку в микропространстве; умение располагать объекты по инструкции при работе на компьютерах; развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, слуховую память и мелкую моторику; развивать связную речь;

– воспитательные: воспитывать умение слушать других, не перебивая; работать в коллективе.

Здоровьесберегающие задачи: создать комфортную обстановку, использовать двигательную паузу, зрительную гимнастику, обеспечить смену деятельности.

Предварительная работа.

1. Прослушивание аудиозаписи «Голоса животных».

2. Дидактические игры «Собери животных», «Кто у кого?».

Оборудование:

демонстрационный материал: таблица с силуэтными изображениями домашних животных (корова, коза, овца, лошадь, кошка, собака, осёл, свинья); картинки с домашними животными; схема для составления рассказа, аудиозапись «Голоса животных», аудиозапись «Веселая гимнастика», магнитофон, компьютеры;

раздаточный материал: картинка «Найди поросят» (лишние и недостающие детали); разрезные картинки (домашние животные), зрительные тренажеры.

Методики: методика развития зрительно-вербальных функций у детей Н.М. Пылаева, Г.В.Ахутина «Учимся видеть и называть», методика В.Ф. Базарного (зрительные тренажеры), методика Чистяковой «Составление рассказа по схеме», «Веселая гимнастика для малышей» Железновой, компьютерные программы Ремезовой Л.А. «Развитие перцептивных способностей у детей с нарушениями зрения».

Ход занятия.

1. Организационный момент

Мимические упражнения: “Ласковое солнышко”.

- Представьте, что сейчас наши руки и лица греет ласковое солнышко.

(Дети имитируют расслабление.)

- Солнышко спряталось, стало прохладно, сожмитесь в комочек.

(Дети напрягаются.)

- Опять засветило солнышко, нам тепло, приятно.

(Дети показывают расслабление и удовольствие. Повторяется несколько раз.)

2. Основная часть.

Игра «Кто как голос подает?».

- Сегодня мы совершим путешествие в деревню. Послушайте голоса животных. Отгадайте, кто как голос подает?

(Звучат голоса: лошадь, кошка, корова, свинья, собака.)

После прослушивания, педагог спрашивает.

- Как подает голос лошадь? (Ржет.)

(Лошадь ржет, кошка мяукает, корова мычит, свинья хрюкает, собака лает.)

На доске выставлены картинки с домашними животными.

Беседа.

- Как их всех можно назвать одним словом? Кто это? (Животные).

- Почему? (Тело покрыто шерстью; у них четыре лапы (ноги); есть туловище, морда, хвост; выкармливают детенышей молоком).

- Где живут эти животные? (Рядом с человеком).

- Как называются? (Домашние животные).

- Почему? (Люди ухаживают за ними, они приносят человеку пользу).

- Какую пользу приносят домашние животные?

(Корова дает молоко и мясо. Кошка ловит мышей. Собака охраняет человека и его дом. Лошадь перевозит грузы и катает людей. Коза дает мясо, молоко, шерсть. Овца дает мясо, шерсть. Свинья дает мясо, сало, кожу.)

- А чем питаются домашние животные? (Выборочно).

Дидактическая игра «Угадай по силуэту».

На доске – таблица с силуэтными изображениями животных.

- Изображения каких животных вы видите?

(Ребенок подходит к доске, указкой обводит изображение.)

- Почему ты решил, что это лошадь?

(Ребенок называет части тела животного.)

Игра «Собери животное».

Дети собирают из частей целую картинку.

Объясняют, какое животное получилось.

3. Физкультурная минутка.

Веселая разминка «Поросенок».

(Звуковое пособие «Веселая гимнастика для малышей».)

Этот толстый поросенок целый день хвостом вилял,

Этот толстый поросенок спинку об забор чесал.

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю – 2 раза.

Этот толстый поросенок носом землю ковырял,

Этот толстый поросенок что-то сам нарисовал.

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю – 2 раза.

Этот толстый поросенок лежебока и нахал,

Захотел спать в середине и всех братьев растолкал.

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю – 2 раза.

4. Игра «Найди поросят» (лишние и недостающие детали).

– Посмотрите на картинку и скажите, где спрятались поросята?

- Этот поросенок спрятался за досками; этот поросенок спрятался за корзиной (под кустом, за бочкой, за кустом).

- Сколько поросят находится около кормушки?

- Сколько поросят спряталось?

- Сколько всего поросят?

- Каких сказочных поросят вы помните? (три поросенка, Пятачок, Нюша из «Смешариков»).

5. Составление рассказа о домашних животных по схеме.

(Выборочно 2 человека.)

Образец: «Это корова. У нее есть голова, на голове рога, шея, туловище, хвост, четыре ноги. Корова – это домашнее животное, живет рядом с человеком. Питается сеном и травой. У коровы детеныш – теленок. Корова дает молоко и мясо.)

6. Зрительная гимнастика с тренажерами.

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.

Смотрит вверх, смотрит вниз.

7. Работа на компьютерах.

1. Задание «Найди пару».

- Соедини стрелками животных с их детенышами.

Дети объясняют.

- У коровы – теленок; у свиньи – поросенок; у козы – козленок; у кошки – котенок; у собаки – щенок.

2. Задание «Логическая цепочка».

– Каких еще животных вы видите?

- Какие это животные? (Дикие).

- Чем домашние животные отличаются от диких?

3. Задание «От самого большого до самого маленького».

8. Итог занятия.

- О каких животных мы сегодня говорили?

- Чем мы занимались на занятии?

- Что вам понравилось?