Сюжетно – ролевые игры детей средней группы

У детей средней группы появляются коллективные игры, что создает возможность для быстрого развития и изменения как тематики и содержания, так и структуры игры. В изменении тематики игр детей есть определенная закономерность: от игр на бытовые темы к играм с трудовым, производственным сюжетом, а затем к играм, в которых отражаются различные общественные события и явления.

Руководство играми детей педагог проявляет в обогащении содержания игр, возникающих в группе, в формировании умения организованно играть небольшими группами, сговариваться по поводу игры, поддерживать в игре дружелюбные отношения.

Для решения этих задач воспитатель в основном должен использовать косвенные приемы руководства: обогащать знания детей в связи с темой возникшей игры. У детей часто одновременно возникает несколько игр на разные темы. В таких случаях воспитатель сначала помогает детям расширить знания для одной – двух игр, а затем постепенно переходит к углублению содержания других.

Воспитатель также должен использовать разнообразные приемы формирования у детей умения организовать совместные игры. Проявляя интерес к играм детей и задавая отдельным группкам вопросы, педагог постепенно приучает детей обдумывать тему и содержание игры, договариваться, распределять роли. При этом воспитатель может использовать короткие разговоры с детьми о содержании предстоящей игры, о распределении ролей в ней, помогает детям справедливо распределить роли, направляет внимание детей на подбор игрушек и т. д.

Детям пятого года жизни уже можно помочь в объединении двух и более играющих групп для общей игры.

В средней группе возможно участие воспитателя в игре в той или иной роли. Но при этом он берет на себя не основную, а второстепенную роль, с тем чтобы направить игру или оказать детям помощь в преодолении возникающих затруднений, например: в пути испортился поезд (развалился один вагон), и дети больше заняты починкой вагона, чем игрой в путешествие. Воспитатель, приняв на себя роль механика, быстро исправляет повреждение. Игра продолжается дальше.

Игра: « Путешествие по реке».

Программное содержание:

Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду работников флота.

Игровой материал:

Строительный материал, кухонная посуда, игровые наборы «у врача», штурвал, спасательный круг, флажки, фуражка капитана, бинокль, якорь.

Подготовка к игре:

Чтение стихотворений о моряках, о флоте. Чтение отрывков из книги Б. Житкова «Что я видел?» («Пароход», « на пароходе есть столовая»); игра с игрушечными пароходиками, лодочками; аппликация из готовых геометрических фигур на тему: «Лодочки плывут по реке». Изготовление совместно с воспитателем денег, билетов, продуктов для обеда.

Игровые роли:

Капитан, матрос, рулевой, повар, врач.

Ход игры:

Перед игрой:

Дети строят пароход и оборудуют его из строительного материала; приносят из кукольного уголка посуду, столик, продукты; делают кабинет врача. С помощью воспитателя размещают в соответствующих местах якорь и спасательный круг.

После этого с помощью воспитателя распределяются роли: «капитана», «матроса», «рулевого», «повара», «врача», «пассажиров» и т.д. Затем капитан громко объявляет: « Уважаемые пассажиры, занимайте свои места, наш пароход отправляется по реке Ангаре».

Девочки с куклами поднимаются на пароход, садятся. Капитан даёт сигнал отправления: «Поднять якорь! Убрать трап! Полный вперёд!» Матросы выполняют указание капитана.

Во время путешествия каждый из играющих занят своими делами. «Мамы» держат на руках своих «деток», поднимают их к окошечку, чтобы было видно берега реки.

«Врач» приводит в порядок инструменты, принимает посетителей: маму с больной дочкой; матроса, и т.д., лечит их.

«Повар» – варит на обед: суп, котлеты, компот, чай и приглашает пассажиров обедать.

Во время путешествия совершаются две остановки:

Пассажиры справляют день рождения куклы.П./и «Каравай»;

Пассажиры купаются, загорают и плавают.

Путешествие по реке закончено, пассажиры с детьми возвращаются домой.