«Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания старших дошкольников».

«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который признаны изменить»

А.М.Горький

В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания. Это во многом связано как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками, так и достигнутым к 5 годам уровнем нравственной воспитанности. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.

Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении. Отношение к взрослым выражается в формирующемся чувстве уважения. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние «этические инстанции», которые начинают определять поступки старшего дошкольника.

В этом возрасте воспитываются нравственные чувства, определяющие отношение детей к окружающим людям (взрослым, сверстникам, малышам), к труду, к природе, к важным общественным событиям, к Родине.

Происходит дальнейшее развитие положительных чувств по отношению к сверстникам. Основой развития этих чувств являются яркие впечатления о явлениях общественной жизни, эмоционально насыщенные знания, которые получают дети в процессе нод, при ознакомлении с художественной литературой, изобразительным искусством, участвуя в практической деятельности. Задача воспитания состоит в том, чтобы сформировать действенность моральных чувств, стремление к поступкам, в основе которых лежат нравственно ценные побуждения.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, а одним из видов – сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра – деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в общественной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Именно в ней детьми усваиваются нравственные нормы и образцы поведения в обществе.

Сюжетно-ролевая игра проходит длительный и сложный путь развития, начинаясь в младшем дошкольном возрасте с простейшей ролевой игры и игры “рядом”, в старшем дошкольном возрасте она достигает наиболее высокого развития, трансформируясь в длительную коллективную творческую игру с развёрнутым сюжетом.

Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самостоятельный и творческий характер.

Сюжетно – ролевая игра детей дошкольного возраста в развернутом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых людей и в общественной форме в специально созданных игровых условиях, воспроизводят деятельность взрослых и отношение между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых.

Особенностью игровой деятельности детей, является то, что дети воспроизводят те или иные явления, действия, взаимоотношения.

Сюжетно-ролевая игра – это модель взрослого общества, но связи между детьми в ней серьезные. Нередко можно наблюдать конфликтные ситуации на почве нежелания того или иного ребенка играть свою роль. Подражая взрослым, ребенок становится похожим на них, примеряя их роли, он активно воссоздает, моделирует явления реальной жизни, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляет след на долгие годы.

Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития. Но это происходит тогда, когда она включается в организуемый и управляемый педагогический процесс. Развитие и становление игры в значительной степени происходит именно при использовании ее как средства воспитания.

Воспитатель использует содержание игр для формирования у детей положительного отношения к другим, учит их правилам поведения, и закрепляет их. В игре и через игру воспитатель развивает у дошкольников такие качества, как смелость, честность, уважение, взаимопомощь, сотрудничество. Игра – это своего рода школа, в которой ребенок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения людей. Она является той формой деятельности, в которой в значительной мере формируется общественное поведение самих детей, их отношение к жизни, друг к другу.

Становясь участником игры, ребенок сталкивается с необходимостью согласовывать свои намерения и действия с другими, подчиняться правилам, которые устанавливаются в игре. Вне педагогического руководства игры детей могут иногда оказывать и нежелательное влияние. Современные дети все больше предпочитают играть не друг с другом, а с компьютером, не всегда предлагающим ребенку «хорошие игры»

Воспитатель через игру раскрывает детям смысл тех или иных положительных фактов, дает их оценку, вызывает желание подражать им и тем самым формирует их отношение к тому, что отображается в игре.

Игра широко используется и как средство эстетического, нравственного и гуманного воспитания, потому что дети отражают окружающий их мир через роль, образ. В творческих ролевых играх дети переживают чувства, связанные с выполняемыми ролями заботу, теплоту, нежность мамы, ответственность шофера или доктора и т. д. В коллективных играх проявляются общественные чувства детей дружбы, товарищества . Ребенку доставляют радость достижение в игре результата, преодоление трудностей. Огромное значение в игре имеет воображение – создание образов на основе ранее полученных впечатлений. В содержание многих игр включаются знакомые песни, танцы, стихи, загадки. Все это позволяет воспитателю углублять эстетические переживания детей, сформировать у детей такие нравственные качества как коммуникативные способности и качества; умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами; позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие»; умение сопереживать, или радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений; умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств; умение взаимодействовать и сотрудничать.

Иногда знания и представления о труде людей, о конкретных действиях, взаимоотношениях оказываются недостаточными, и возникает необходимость в их пополнении. Потребность в новых знаниях выражается в вопросах детей. Воспитатель отвечает на них, прислушивается к разговорам во время игры, помогает играющим достигать взаимопонимания, договоренности. Следовательно, игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством воспитателя овладевают новыми знаниями.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1.Сюжетно-ролевая игра – очень мощное средство воспитания и развития личности дошкольника. Но то, насколько она будет богатой и разнообразной, и как много сложных жизненных коллизий преодолеют дошкольники, зависит от педагогов дошкольного учреждения.

2. Важно через игру формировать у детей не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства. Только в этом случае ребёнка можно научить способности понимать другого, сравнивать себя с другими, прислушиваться к себе и окружающим. На этом фундаменте строится нравственное отношение к окружающим людям сочувствие, сопереживание, терпимость, содействие.

3. Развитие моральных суждений и оценок со стороны взрослых необходимо, но недостаточно для нравственного воспитания. Важно создать игровые условия, когда норма морали начнет регулировать реальное поведение ребенка, то есть установить связь между нравственным сознанием и нравственным поведением. И соблюдение нормы выступает эмоциональным подкреплением для дошкольника.

4. Взаимосвязь нравственного сознания и поведения устанавливается тогда, когда ребенка упражняют в нравственных поступках, ставят в ситуацию морального выбора, когда он сам решает, как поступить, найти выход. Делая выбор в пользу соблюдения нормы, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, ребенок получает удовольствие от того, что поступил правильно. Постепенно такое поведение становится привычкой и появляется потребность соблюдать норму.

5. В сфере нравственного воспитания для ребёнка пример взрослого играет важнейшую роль.

Ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях. Вовлекая ребенка в процесс организации и проведения ролевой игры, воспитатель способствует обогащению содержания картины мира у дошкольников, что делает возможным вывод большинства детей старшей группы детского сада на высокий уровень ее сформированности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников Дошкольное воспитание 2004 4 с.33-35

2. Выготский Л.С. Детская психология Собр. Соч М 1982 т.4 386с.

3. Выготский Л. С. Развитие игры в детском возрасте//Вопросы психологии. 1966. № 6.

4. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка: Пер. с фр. М.; Л., 1932. 412с.

5. Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка //Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М, 1978. С. 32—36.