МБДОУ «Детский сад №68 «Ладушки»

«Сюжетно-ролевая игра»

Подготовила: Воспитатель I категории Даниленко Ирина Николаевна По материалам: О.Зверевой Кандидата педагогических наук, Доцента МГПУ, г.Москва.

Сюжетно – ролевая игра.

Когда ребёнок наблюдает за окружающими, у него появляется желание активно включиться в действие вместе со взрослыми или как взрослые. Собственно говоря, это и есть пролог и главный мотив сюжетно – ролевой игры, основными элементами которой являются игровой замысел, сюжет, игровые действия и роли.

Стоит ребёнку сказать «как будто мы», и вымысел уже живёт в нём. В сюжетно -ролевой игре дети могут «понарошку» войти в запретный взрослый мир (управлять автомобилем, ловить рыбу, готовить на горячей плите). Вы, наверное, замечали, как ребёнок, воплощая действительность в игре, искренне верит. Что он – самый настоящий капитан или лётчик, что кукла живая, а мишке больно, если его взяли за ухо. «Отойди, задавлю!» – с негодованием кричит маленький наездник. Поэтому малышу бывает трудно выйти из игры, прервать её, переключиться на другие виды деятельности.

Когда же возникает сюжетно – ролевая игра? Сюжетно – отобразителъная игра появляется у малыша к концу второго – началу третьего года жизни. Ребёнок переносит знакомые сюжеты в игру и передаёт смысловые связи между предметами: он кормит куклу, укачивает её, как это делает с ним мама, катает в коляске и т.д. Вы замечали, что малыш любит повторять одни и те же действия? Много раз снимать с куклы платья и надевать его, купать игрушки, сооружать бесконечные дорожки и т.д. Таким образом, ваше чадо приобретает общественно – исторический опыт. В определённый момент в действия включается предмет – заместитель. Это происходит тогда, когда ребёнок оказывается в состоянии наделять практически любой предмет необходимой по ходу развития игрового замысла ролью (простая палочка может стать ложкой, веслом, указкой и даже человеком). Появление предмета – заместителя – очень хороший показатель психического развития, поскольку помогает малышу в дальнейшем легче усваивать различные символы.

Принять на себя роль – значит поставить себя на место другого и опять-таки приобщаться к заманчивому взрослому миру. Попробуйте в игре задать малышу вопрос «Ты кто?». Если он ответит «космонавт», «шофёр» и др., то он принял роль. Сюжетно – отобразителъная игра – не пустая забава, она становится основой для возникновения сюжетно – ролевой игры, ведущей деятельности в дошкольном возрасте.

К четвёртому году жизни для ребёнка интересным становится не только отражение окружающей действительности, но и взаимодействия людей. Сюжетно – ролевые игры для детей старшего дошкольного возраста отображают путешествия, обыгрывают сюжеты сказок, мультфильмов. В это же время появляются многотемные сюжеты, то есть объединение нескольких сюжетов в один. Например, в игре «Дочки – матери» куклы посещают детский сад, болеют, ходят в магазин, на почту, ездят отдыхать и т.д.

Конечно, есть дети, которые не играют в сюжетно – ролевые игры или играют мало. Причинами этого может загруженность занятиями, нарушения режима дня, чрезмерное увлечение телевизионными передачами. Для сюжетно – ролевых игр необходимы время и игровое пространство, а также помощь терпеливого и понимающего взрослого. Об этой помощи мы поговорим чуть подробнее.

Одобрение родителей, их участие в игре очень важны для ребёнка. Найдите время, силы и желание научить ребёнка играть. Наблюдайте вместе с ним, задавайте вопросы, подбирайте соответствующие игрушки. Но одних впечатлений и игрушек для возникновения игры всё же недостаточно. Специалисты, занимающиеся проблемами детской игры, советует именно обучать детей способом игрового отображения действительности.

Вмешиваясь в игру ребёнка ненавязчиво, побуждайте его действовать по определённому сюжету, обращайте внимания на то, кто что делает. Поиграйте на глазах ребёнка с его игрушками, воспроизводя ряд действий, а потом назовите роль, «Я доктор». Ребёнок, наблюдая за мамой, будет сам играть также, внося свои изменения, дополняя эти действия. Попробуйте произносить различные диалоги с воображаемым собеседником. Проводите с детьми игры имитационного характера: покажите, как передвигается неуклюжий мишка, как прыгает трусливый зайчик, предложите это сделать ребёнку. Обращайтесь к нему через

роль и попросите его в роли врача – «полечить», продавца – «продать» апельсин.

Поощряйте самостоятельную выдумку, инициативу ребёнка. Для трёх – четырёхлетних детей создавайте разнообразные игровые ситуации: «Мишка заболел», «Поедем на дачу» и др.

Попросите ребёнка не уезжать в гараж, так как надо помочь в строительстве, вызвать «скорую помощь» для заболевшей куклы. Обращайте внимание на разговор персонажей, сведите к минимуму число сюжетных игрушек, используйте предметы – заместители: например, градусником послужит палочка, а цветок ромашки на игрушечной сковородке превратится в яичницу для кукол. Задавайте ребёнку вопросы типа: «куда положим куклу спать?», действуйте с воображаемыми предметами. Пятилетний ребёнок также нуждается в совместной игре со взрослыми.

Важно направлять игру детей, не разрушая её, сохранять самодеятельный и творческий характер игры, непосредственность переживаний, веру в правду игры. С детьми пяти – шести лет используйте косвенные методы, например, наводящие вопросы, совет, подсказки, введение дополнительных персонажей, ролей. Так при игре в «Магазин» можно спросить, почему нет тех или иных, продуктов, как лучше упаковать, расположить товар, какие открыть отделы, как организовать доставку продуктов людям и т.д.

Подчас игра, специально созданная взрослым, способна даже предотвратить семейные конфликты, например, можно настроить ребёнка на сон, обратившись к нему в игре: «Доктор, Вашим больным нужен покой и им пора спать» или предложить отправить машины в гараж, который закрывается на ночь.

Иногда родители проявляют беспокойство по поводу того, что ребёнок всегда берёт на себя одну и туже роль, в частности принцессы или солдата. Возможно, ребёнок недостаточно владеет способами построения игры (он всё время играет в доктора, потому что так с ним играли) или не знает, как реализовать другие роли в игре. Быть может, малыш находится под влиянием слишком сильного впечатления или просто хорошо знаком с деятельностью, связанной с этой ролью.

Если вы поможете ребёнку овладеть способами ролевого поведения, то он включится в более разнообразную ролевую деятельность, осваивая и другие роли. Если любимая роль повторяется в разнообразных сюжетах, то в этом, по мнению специалистов, нет ничего плохого. Конечно, если этот любимый образ отрицательный, надо постараться увести от этого ребёнка. Нельзя запрещать играть в эти игры! Можно, включаясь в игру, переориентировать малыша, например, если ребёнок всё время играет в солдата, который убивает, то взрослый может взять на себя роль командира – пограничника, и тогда солдат будет вынужден подчиняться взрослому, защищая, а не нападая.

Иногда родители считают, что на игры у них просто нет времени. И дело здесь в том, что многие не знают, что, по мнению специалистов, достаточно поиграть с ребёнком всего 15 – 20 минут в день. С детьми четырёх – пяти лет можно играть реже -1-2 раза в неделю. Можно сформировать игровые навыки у ребёнка во время прогулок, семейных праздников, повседневных домашних дел. Мама косвенно «руководит» игрой ребёнка во время выполнения своих дел, например, когда она гладит бельё или моет посуду. Можно предложить трёхлетней девочке постирать кукле платье или носовой платочек; пока мама печёт пирожки, дочке можно предложить «печь» их из пластилина для своих кукол. А потом устроить «настоящее» чаепитие или новоселье. Конечно, хорошо бы найти время для игры в выходные дни.

Сюжетно – ролевая игра обязательно сама придёт в жизнь вашего ребёнка. Но то, на сколько она будет богатой и разнообразной и как много сложных коллизий преодолеет ваш малыш, играя, – в значительной степени зависит от вас. Не забывайте, что сюжетно -ролевая игра – очень мощное средство успешной социализации и овладения навыками решения самых непредвиденных ситуаций. Недаром лучше менеджеры мира прибегают в своей работе к аналогу сюжетно – ролевой игры, по – взрослому именуемой ими «деловой».