ГБДОУ №13

Работа с детьми раннего возраста

Театрализация

Выступление на родительском собрании

Габараева Индира Дмитриевна

11.03.2013

Значение сказки во всестороннем развитии ребёнка раннего дошкольного возраста

Поиграем в сказку!

Значение сказки во всестороннем развитии ребёнка раннего дошкольного возраста

“Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок”

Сказка-это замечательное средство взаимосвязи взрослого с ребёнком, через чтение сказок, игру в сказку. Ребёнок развивает любовь к окружающему миру. Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое “хорошо”, и что такое “плохо”. Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие, это очень важно для определения симпатии ребёнка, для разграничения добра и зла. Таким образом, а именно через сказку малыш начинает познавать мир. Детская сказка-это общение с малышом на понятном ему языке, это маленькие безопасные уроки жизни.

Сказка предлагает ребёнку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается незаметно. Мало того, приобщаясь к сказке, малыш учится мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение-основа для любой творческой деятельности.

Сказка-это школа развития чувств детей. Выразительные высказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры-всё это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей.

Развитие речи детей достаточно эффективно помогает использованию сказочных сюжетов (накопление словарного запаса, помогает строить диалоги, способствуют развитию связной речи). Кроме того, в игры со сказками легко и органично включать задания на развитие эмоциональной сферы детей: покажи, как зайка испугался, как волк рассердился, как Варенька обрадовалась.

У детей, перевоплощающихся героев сказок, активно развивается воображение, творческая фантазия, формируется интонационные выразительность речи.

Наша непосредственная деятельность с детьми в этой области ориентирована на психологическую защищённость ребёнка. Его потребность в эмоциональном общении со взрослым. Это могут быть сказки-инсценировки, дидактические сказки-игры, где дети одновременно и участники, и зрители происходящего. Такое построение игры позволяет добиться устойчивого внимания в поддержании интереса на протяжении всего занятия.

Во время чтения сказки взрослым ребёнок внимательно слушает и звукоподражаниям сопровождает рассказ, так же ребёнку предлагается сопровождать движениями, мимикой содержание сказки.

Для лучшего запоминания и произношения слов воспитателем использует различные приёмы: настольный театр, «би-ба-бо», театр Петрушки ,настольно-печатные пособия, объёмные куклы-герои.

Так как дети раннего возраста не совсем могут выражать свои эмоции словами, то им воспитатель предлагает изображать героев сказок звукоподражанием, например: мышка пищит, медведь рычит, корова мычит и т.д. и т.п. Это хорошо помогает ребёнку запомнить содержание и нравственную сторону заданного сюжета в сказке. Взрослый просит ребёнка воссоздать знакомую для него сюжетную линию сказки с помощью фигурок персонажей, поддерживая высокий положительный эмоциональный фон игры-сказки. Перевоплощаясь в сказочных героев, ребёнок принимает на себя их роль. Постепенно задание усложняется: от рассматривания картинок и звукоподражания ребёнок переходит к произношению знакомой фразы и, наконец, пересказывает сказку. Позднее малыши способны сравнивать несколько сказок, давать характеристику героям.

Выбирая сказку для ребёнка важно учитывать особенности его психического развития. Каждому возрасту свою сказку!

В два года у ребёнка уже развита способность удерживать в памяти собственные действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Это возраст, когда детям очень нравятся сказки о животных. Дети с удовольствием за взрослыми подражают движениям и звукам. В сказках малыши замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты. Этот приём хорошо известен нам по сказкам: ”Репка”, ”Теремок”, ”Колобок” и т.д. Подобная организация речи “сказателя”, помогает маленькому ребёнку запомнить сюжет и “освоиться” в нём. Психологи отмечают, что для лучшего понимания сказки детям необходимо опираться не только на словесное описание ,но и на изображения. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий. Такими опорами могут быть хорошие иллюстрации в книжках, или действие, разыгранное с помощью кукол.

Чтение сказок даёт очень много маленькому и взрослому человеку, помогает им сблизиться душой. Только не доверяйте вечернюю сказку магнитофону, ведь чтение книги формирует личный контакт с ребёнком, живой рассказ. Вечерняя сказка-это своего рода пожелание спокойной ночи. Здесь не нужно говорить голосами героев, не стоит сильно выделять эмоции. Ровное, спокойное повествование поможет малышу уснуть.

Читайте сказки вместе с ребёнком, в любом возрасте очень важен личный контакт с ребёнком. Сказки нужны не только малышу, но и взрослому, чтобы отвлечься от обыденной жизни и этот процесс помогает взрослым хоть на некоторое время верить в «сказку», «чудо», где добро всегда побеждает зло. Все сказки заканчиваются хорошо!!!