Дошкольно- образовательное учреждение комбинированного вида.

Детский сад № 116.

Фрунзенского района

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ПРИОБЩЕНИЯ К ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕДЕТЕЙ С ДИАГНОЗОМ ОНР

Опыт работы воспитателя Марковой Елены Валентиновны

« Каков ребёнок в игре, таков во многом будет он и в работе, когда вырастет.

Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.

И вся история отдельного человека, как деятеля и работника может быть

Представлена в развитии игры и в постепенном переходе его в работу…»

Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор, другие- ловкость, силу,

третьи- конструкторские навыки. Есть игры, направленные на развитие творчества у ребёнка, в которых ребёнок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность.

Творческие проявления у детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением.

Одним из видов таких творческих игр является театрализованная игра. Театральное искусство

оказывает сильное влияние на детей дошкольного возраста и способствует их всестороннему развитию.

Поэтому мне эта тема так близка. Я остановлюсь на театрализованных играх ещё и потому, что работаю с детьми, у которых есть различные нарушения в речи. Мне стало интересно проверить, как можно использовать театральную деятельность в развитии личности и коррекции речи таких детей.

В нашу группу дети пришли в возрасте 4 лет. Речевой опыт детей был крайне ограничен, доступные им языковые средства несовершенны. Из-за ограниченного словарного запаса , дети

пользовались мимикой и указательными жестами, вместо целого слова произносили лишь его

ударный слог.

Фразовая речь отсутствовала, общение осуществлялось за счет слов-предложений. Поэтому их фразовая речь была непонятна окружающим. Понимание речи было развито значительно лучше, но оно ограничивалось ситуацией общения. У многих детей в связи с общим недоразвитием речи ,проявлялось нарушение моторики артикулярного аппарата, рук и ног. Недостаточный запас речевых средств у детей с ОНР длительное время не позволял им активно включаться в речевое общение.

В нашей группе театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дети с удовольствием включаются в игру, отвечают на вопросы кукол , выполняют их про юсьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Для этого я сшила Петрушку (куклу би-ба-ба) и зайца Коську (большую напольную куклу), ведь общение с куклой помогает ребенку почувствовать себя свободным, раскрепощенным, обрести уверенность в своих силах. Только внутренне слившись с игрушкой в единое целое, ребенок сможет создать образ исполняемого персонажа. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски ,звуки. Театрализованная игра – это своеобразный вид деятельности, и довольно сложный. Не смотря на то , что она создается по готовому сюжету, взятому из книги, такая игра труднее для детей, чем подражание тому, что они видели в повседневной жизни. Так как необходимо передать образ героя, его поведение, необходимо хорошо заполнить ход действия, требуется определённый запас знаний, умений, навыков. Я поставила перед собой такие задачи:

Научить детей выразительно читать художественные произведения. Так как образное, яркое изображение знакомит детей с окружающим мире во всем его многообразии и помогает запоминанию. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи детей. В процессе работы над выразительностью реплик, активизируется словарь ребенка. Любая новая роль , особенно диалог персонажей, ставит перед ребенком задачу четко, ясно, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, значительно пополняется словарный запас.

Совершенствование звуковой культуры речи. Это значит совершенствовать движения артикуляционного аппарата, артикуляционной гимнастики, закреплять правильное произношение звуков. Необходимо научить детей модулировать голосом, т.е. говорить тихо и громко, передавать различные интонации: радости , печали, страха, удивления.

При помощи театрализованных игр формировать у детей такие нравственные качества как доброта, отзывчивость, смелость , честность и т.д. используя любимых героев в качестве образца для подражания

. Поскольку я начинала работу с детьми среднего возраста, я спланировала ее в следующем порядке:

знакомство и обыгрывание потешек, коротких стихотворений, загадок. Они не смотря на небольшой объем, несут важное для детей содержание .

Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Ценность их в том, что слово можно соединить с действиями ребенка.

Содержание многих потешек очень динамично, богато глаголами. Их легко можно исценировать даже тогда , когда дети еще не владеют активной речью. Под мой рассказ дети изображают движениями действующих лиц или действия выполняют с игрушкой. Например: «как на нашем на лугу стоит чашка творогу. Прилетели две тетери, поклевали, улетели». Я на головы детей надевала шапочки птиц, на стол ставила чашку. Ставила цель: развитие внимания к речи взрослого, выполнение действий вместе со словами, непроизвольное запоминание потешки. А это способствует запоминанию слов, а затем и их активному употреблению. Непроизвольно запоминая потешку, дети усваивали и грамматическое оформление словосочетаний. Регулярное повторение потешек при работе с пальчиками способствовало развитию внимания, мышления, памяти, оказывало благотворное влияние на речь ребенка. Кисти и пальцы рук становились более подвижными и гибкими. Очень нравятся детям игры с пальчиковыми куклами. А мы знаем, что пальчиковые игры – это хорошая тренировка ля движения пальцев, влияет на развитие речи. Эти игры очень эмоциональные и простые. Их можно проводить и в саду и дома. Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность окружающего мира- предметов , животных, людей, их деятельность, а также процессы происходящие в природе. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Для большей заинтересованности на пальчик ребенка одевалась шапочка – маска.

Театр на фланелеграфе помогал детям более внимательно слушать стихотворение, сказку, включаться в игру, подражать голосам животных. Здесь ребенок или взрослый не являлся действующим лицом. Он создавал сцены, вел роль плоскостного персонажа. Действуя за плоскостного персонажа, ребенок изображал его интонацией и мимикой.

Дальше в своей работе я перешла к театру кукол на столе. Для этого я сшила на стол специальный «ландшафт» (или игровое поле) то есть ткань, на которой нашиты трава, речка мост, остальное дети расставляют сами в зависимости от сюжета. Для этого театра подходили различные игрушки: резиновые, мягкие, сделанные своими руками и т.д. Действия игрушек в настольном театре ограничены. Но не следует их поднимать и переносить с места на место. Важно имитировать нужное движение. Необходимо было научить детей управлять настольными куклами. Объясняла детям, что игрушку берем со спины, так, чтобы пальцы ребенка были под руками куклы, то есть не видны зрителям. Учила водить куклу-актрису по столу в разном темпе: медленно – вести куклу по столу неторопливо, если она бежит – то быстро передвигать, скачет . Объясняла, что кукла может не только стоять , но и сидеть , лежать, танцевать, наклоняться, покачиваться. А если разговаривают два персонажа, то один стоит неподвижно – тот который молчит, а тот который говорит – покачивается в такт речи. Это необходимо для того, чтобы зритель знал, кто данных персонажей говорит в данный момент. Речь ребёнка должна совпадать с движением куклы. Состояние персонажа, его настроение, передает интонация ведущего – радостная, грустная, жалобная.

Большое влияние на развитие детей оказывают литературные произведения, сказочные герои привлекают детей своей яркостью, выразительностью, эмоциональной насыщенностью.

Постепенно накапливался достаточный материал для инсценировки многих литературных произведений. Я оформила в группе уголок для театральных игровых пособий , туда поместила пальчиковый театр, театр на фланелеграфе, театр на столе, игрушки би-ба-бо, театр на ладошке, шапочки-маски, различные атрибуты, костюмы и т.д . В разные отрезки дня дети разыгрывали небольшие сценки из полюбившихся сказок. Куклы театра Петрушки присутствовали при занятиях и в режимных моментах. Дидактические игры «кто тебя позвал», « кто к нам идет?» … помогли детям освоить такие способы выразительной передачи образа как движение, мимика, интонационная выразительность голоса.

Очень хорошие упражнения на выразительность речи я использовала при повторении одной и той же фразы в разном настроении. Например:» посадил дед репку»,» и стала Федора добрей». Дети сразу могли почувствовать и понять как меняется смысл сказанного в зависимости от логического ударения. И это детям очень нравилось.

Обучала детей приему вождения кукол Петрушки. Научила сначала правильно одевать куклу на руку, затем учила ее водить. (бегать, ходить, плакать, поворачивать голову) ,для этого использовались такие эффективные приемы: ребенок вел куклу перед зеркалом, играл вместе с воспитателем, куклы догоняли друг друга, играли в прятки, ссорились, мирились. Вообще это было довольно сложно , одновременно водить куклу и стараться выразительно говорить за своего героя.

Для работы над выразительностью речи я использовала различные чистоговорки, потешки, короткие стихи, упражнения на звукоподражание, на развитие силы голоса, темпа речи, смыслового ударения. В процессе чтения и рассказывания произведения дети знакомились с текстом. По мере возможности предлагала прослушать эти записи на аудиокассетах. Это помогало детям лучше понять содержание, дать правильную оценку героям. В дальнейшем они упражнялись в пересказе, импровизации диалогов. Знакомя детей с каким-л ибо стихотворением, потешкой и т.д. мы его обсуждали , подбирали различные движения, соответствующие героям произведения. Такие упражнения стимулировали речевое развитие детей, развивали фантазию . Предварительная работа помогла подготовить детей к активному участию в театрализованных играх

. В играх всегда хотели участвовать все дети, не было пассивных детей.

Выбрав сказку для театрализованного показа, мы ее читали, беседовали по сказке, обсуждали поступки героев, их, характерные особенности. Но, а если сказка заканчивалась для какого- то героя печально , предлагала детям подумать как можно изменить окончание сказки ( «красная шапочка», «сказка о глупом мышонке», «колобок»). Предлагала детям попробовать себя в определенной роли. Затем выбирали лучшего исполнителя, подбирали костюмы. Иногда даже роль бабушки, мамы, просились исполнять мальчики, некоторые дети пытались посмеяться над такими желающими. Приходилось объяснять , что в театре случается такое, когда некому сыграть женскую роль и приходится прибегать к помощи мужчин и наоборот. Ведь это артисты и они должны уметь исполнять любую роль. И теперь если кто-то начинает над кем-то посмеиваться другие дети начинают объяснять эту необходимость сами.

Для того чтобы детям было легче ориентироваться, я подбирала произведения, соответствующие программе, помещала иллюстрации к сказкам разных художников для рассматривания и сравнения их. Дети с удовольствием пользовались этим материалом в свободное время.

Для поддержания интереса к театрализованным играм, мы не только разыгрывали в своей группе, но часто приглашали детей из соседней младшей группы. Мы показали им театрализованные сказки: «три медведя», «красная шапочка», «колобок», сказку «теремок» (настольные театр). Все это давало возможность для развития художественных способностей, для общения, желания играть сказку для кого-то. Играть как можно лучше, выразительнее, развивались артистические способности. Сказку «Красная шапочка» показали детям из других групп и родителям. В спектакле участвовали все дети, были придуманы дополнительные роли зайца, ежа, которые предупреждали Красную шапочку об опасности. При помощи Петрушки (кукла би-ба-бо), один из детей начинал спектакль, другой заканчивал. Все дети были в костюмах и имитировали движения соответствующего персонажа.

Предложила детям издать свои книжки. Так у нас появились сказки «Про зайца», «Красная шапочка», «Лето красное». Дети рисовали иллюстрации к определенной сказке, сами рассказывали о том, что нарисовали, а я записывала. Мамы помогли нам тем, что перепечатали детский текст.

Итак, театрализованные игры оказывают большое влияние на внутренний мир ребенка. Дети нашей группы участвуют в играх, проявляют инициативу, разворачивают различные сюжеты. Дети научились подбирать игрушки и предметы , соответствующие определенной роли, стараются передать не только действия, но и характер героя. Видя, что в группе идет работа по театрализованным играм, в подготовку включались и родители. Хочется отметить, что разучивая с детьми сказку, сценку, обыгрывая их, дети становятся добрее, дружнее, отзывчивее, чаще приходят на помощь друг другу, если что-то не получается, стараются помочь.

В дальнейшем я хочу продолжить эту работу. Ведь одна из важнейших задач воспитателя – прививать любовь к художественному слову, уважению к книге. Я хочу добиться, чтобы у детей был высокий речевой уровень культуры. Ведь в понятие хорошая речь входит три признака: богатство, точность и выразительность речи. Я продолжу работу над чтением и анализом литературных произведений всех жанров, буду знакомить со стихотворениями классиков, чтобы развивать у детей поэтический слух, образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен. И ,конечно же, театрализация сказок, басен, стихотворений. Необходимо сшить больше костюмов для персонажей, внести большее количество масок, чтобы у детей был широкий выбор атрибутов, чтобы дети могли проявлять себя более активно и творчески, почувствовали образы, передавали интонационную выразительность речи.

Роль воспитателя в организации и проведении таких игр очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать совместную деятельность и направить ее в нужное русло, не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов касающихся лично каждого ребенка. Его эмоций, переживаний, реакции на происходящее, на трудности с которыми дети сталкиваются.

Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности жизни.