«Лето. Цветы полевые»

/Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, физическая культура/

/Театрализованная игра для детей старшей группы, дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, ДЦП/

Цель:

Закрепить знания детей по лексической теме «Лето. Цветы полевые». Расширить представление детей о социальном и природном мире, формирование экологической культуры ребёнка.

Развитие диалогической и монологической речи детей. Координация слова с движением, работа над темпом и ритмом речи.

Развитие и формирование двигательных умений и навыков.

Развитие творческого воображения.

Герои: дядя Фёдор, кот Матроскин, Шарик

Дети: в костюмах цветов

/Под музыкальное сопровождение дети заходят в зал, садятся на стульчики, из деревянного домика выходят герои – кот Матроскин и Шарик, о чём-то мирно беседуют, садятся пить чай, разговаривают./

кот Матроскин: Лето уже! Каникулы! … Что-то дядя Фёдор не приезжает? Сено для моей коровы готовить пора! …

Шарик: Всё ты только о своей корове и думаешь! … Все цветы на лугу уже вырвал … всё для своей коровы! …

кот Матроскин: А это, чтобы молока побольше давала! … /раздаётся стук в дверь/

Шарик: Кто там! /открывается дверь, заглядывает дядя Фёдор/ А вот и я! Заждались?

кот Матроскин (бросается на шею, целует): Заждались, заждались, трава на лугу выросла, кто косить будет, моей корове сено на зиму готовить пора …

дядя Фёдор: Не переживай Матроскин, я к вам на всё лето! Успеем и сено заготовить и варенье из лесных ягод сварить. А пойдёмте в лес цветы собирать, я своей маме обещал, что букет из полевых цветов обязательно привезу! …

Шарик: Ты что, дядя Фёдор, у на в лесу и цветов-то не осталось, кот Матроскин их все для своей коровы вырвал! …

кот Матроскин: Так уж и все, и ничего не все, там ещё остались! …

/лесная поляна, дети в костюмах цветов сидят на полянке, заходят дядя Фёдор, кот Матроскин, Шарик/

дядя Фёдор: Смотрите сколько красивых цветов! Вот ромашки, вот колокольчик, клевер, вьюнок! …

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвём цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

дядя Фёдор: Я придумал! Шарик, у тебя с собой твоё фото-ружьё?

Шарик: Конечно, дядя Фёдор. Я с ним никогда ни расстаюсь!

дядя Фёдор: Вот ты мне и сфотографируй цветы, я маме своей фото-букет подарю!

Матроскин: Вот и договорились!

дядя Фёдор: Вот, смотри, красивый цветок! Фотографируй! … (подходит к одному из цветов)

/Дети, сидящие на полянке, встают по одному, читают стихи о лете, полевых цветах, Шарик их фотографирует/

Мы – ромашки полевые!

Нарядные платьица,

Жёлтые брошки,

Ни пятнышка нет

На красивой одёжке.

Такие весёлые

Эти ромашки -

Вот – вот заиграют,

Как дети, в пятнашки.

Я – колокольчик!

Колокольчик голубой

Поклонился нам с тобой.

Колокольчики – цветы

Очень вежливы…

А ты?

Мы – незабудки!

Их видимо-невидимо,

Не сосчитаешь их!

И кто их только выдумал -

Весёлых, голубых?

Должно быть, оторвали

От неба лоскуток,

Чуть-чуть поколдовали -

И сделали цветок!

Одуванчик.

Я – одуванчик!

Пушистый цветок.

Качнул ветерок.

Ой!

И шапка долой!

Я – подорожник!

Я – фиалка лесная!

Солнце на небе сверкает,

Согревает и ласкает:

Все цветы в тиши лесной,

Все травинки до одной!

Хорошо на свете жить,

С ясным солнышком дружить!

Шарик: Вот и фото-букет для твоей мамы готов!

/Звучит аудиозапись пения птиц/

Физкультминутка (проводит дядя Фёдор): «Говорит цветку цветок».

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок.

(Дети поднимают и опускают руки.)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой.

(Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай.

(Вращение головой.)

Стебель наклони слегка -

Вот зарядка для цветка.

(Наклоны.)

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся.

(Встряхивания кистями рук.)

Готовы все

День встречать во всей красе?!

(Дети-цветы отвечают: «Да!»)

/Дети садятся на стульчики/

Ребёнок:

Расцветает луг зелёный,

(Руки в стороны – потянулись)

Раскудрявились леса.

(Руки вверх)

Держат радугу в ладонях

Голубые небеса.

(Руки перед собой, ладони кверху)

Тёплым солнышком согреты

Загорелые ветра.

(Наклоны туловища влево-вправо, руки на поясе)

Здравствуй, лето,

Здравствуй, лето!

Нашей радости пора!

(Хлопки в ладоши)

Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай:

В лесу веток – не ломать!

Зря лесных цветов не рвать!

В лесу нельзя шуметь,

Даже громко, громко петь!

Громко музыку включать,

Лесных жителей пугать!

/Звучит аудиозапись пения птиц/.

кот Матроскин (говорит тихо):

Солнечным погожим днём,

Мы с друзьями в лес идём!

Вот – затеяли игру.

И ромашка, и вьюнок

Становитесь в наш кружок!

Подвижная игра: «Разговор с жуком».

/Проводит игру кот Матроскин/

Ход игры: Выбирают ребёнка-«жука», он становится в центр круга. (Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Стих говорят хором).

Дети: – Эй, жук!

Мой друг!

Расскажи, где ты живёшь?

Что нас в гости не зовёшь?

Ты себе построил дом?

«Жук» (ребёнок в центре круга): - А зачем мне строить дом?

Я живу под лопухом!

Посмотри, я зажжужал…

И – взлетел, и – побежал!

И лечу, куда хочу-у-у-у-у!

/Дети стоящие в кругу держат друг друга за руки и поднимают руки вверх/

Дети (хором): Раз-два-три!

Жука лови! …

Ребёнок-«жук» пробегает между детьми, стоящими в кругу, в центр круга, затем за круг и т.д. После окончания стихотворения:

«Раз-два-три!

Жука лови! … » Дети опускают руки вниз, если ребёнок-«жук» в центре круга, значит его поймали, «жуком» становится другой участник игры. Игра продолжается до тех пор пока не поймают «жука».

Шарик (проводит подвижную игру «Ручеёк»):

А теперь мы ручейки,

Побежим вперегонки,

Прямо к озеру спешим,

Станет озеро большим.

Ход игры: Дети становятся парами друг за другом, ребёнок оставшийся без пары, проходит между детьми беря за руку и проводя с собой одного из детей – участников игры. Оставшийся без пары ребёнок также, как и предыдущий, проходит между детьми и выбирает себе пару и т.д.

дядя Фёдор:

Вот и кончилась игра,

Всем домой идти пора!

(Прощаются с детьми кот Матроскин, дядя Фёдор, Шарик, дети садятся на стульчики)

Воспитатель:

Вместе мы домой пойдём,

Не спешим, не отстаём!

/Дети встают друг за другом в одну линию/

Вот выходим мы на луг

Тысяча цветов вокруг! …

Выше ножки поднимайте

и цветочки не ломайте! …

/Звучит аудиозапись пения птиц, журчания ручья, дети уходят в группу/.

Литература:

Программа «Детство».

Программа «Обучение и воспитание детей с ДЦП». – М., 1986.

Волчкова, В. Н., Степанова, Н. В. «Экология»: конспекты занятий в старшей группе детского сада. / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. – Воронеж : ТЦ Учитель, 2004. – 131 с.

Нищева, Н. В. Система коррекционной работы (в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи). / Н. В. Нищева. – Спб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 528 с.

Ковалько, В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Средняя. старшая, подготовительная группы. / В. И. Ковалько. – М. : ВАКО, 2008. – 176 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).