«Технология управленческой деятельности старшего воспитателя ДОУ в условиях модернизации российского образования»

Содержание

Введение2

Глава 1. Теоретические аспекты управленческой деятельности ДОУ5

1.1.Особенности управление ДОУ5

1.2.Информационные технологии в управлении ДОУ11

1.3.Влияние ФГТ на методическую работу ДОУ14

Глава 2. Практический анализ управленческой деятельности старшего воспитателя ДОУ25

2.1. Основные направления деятельности старшего воспитателя ДОУ25

2.2. Старший воспитатель и система его работы по повышению квалификации педагогов33

Заключение44

Список использованной литературы46

Введение

В настоящее время к старшим воспитателям ДОУ, отвечающим за организацию и контроль педагогического процесса, координацию деятельности всех специалистов дошкольного учреждения, предъявляются особенно высокие требования. И это касается не только уровня их профессиональной компетенции, но и личностных качеств.

Надо сказать, что должность старшего воспитателя формировалась постепенно, начиная с 60-х годов XX в. Изначально это была должность “педагог” для обслуживания детей ясельного возраста и руководства их воспитанием в яслях-садах. Затем была введена должность “воспитатель-методист”, позднее – должность “старший воспитатель”. Но независимо от названия должности к старшему воспитателю всегда предъявлялись более высокие требования. Был период, когда на должность заведующего дошкольным учреждением принимались люди со средним специальным образованием, а на должность старшего воспитателя или воспитателя-методиста всегда брали людей только с высшим педагогическим образованием. Это объясняется функциональной ответственностью данного специалиста за самый главный раздел работы детского сада – педагогический процесс [23, c. 14]. От того, насколько старший воспитатель профессионально компетентен в педагогике, психологии, методиках работы с детьми дошкольного возраста, будет зависеть качество работы всего коллектива.

Руководитель дошкольного учреждения и старший воспитатель должны работать слаженно, предъявлять единые требования к членам педагогического коллектива. Это еще один немаловажный момент. Умение наладить контакт с педагогами и руководителем, выработать свой стиль общения с коллективом с учетом особенностей психологического климата в ДОУ помогут старшему воспитателю в работе.

Главным методом в его арсенале должны быть убеждение и доказательства. Даже если воспитатель делает что-то неправильно, методист должен убедить и доказать, почему этот метод работы с детьми неэффективен, и подсказать, как сделать лучше. При этом важно уметь прислушиваться к тому, что говорит педагог. Умение слушать и слышать собеседника всегда ценится подчиненными.

Работать с людьми – это обязательное умение владеть собой в критических ситуациях, предвидеть и предотвращать возможные конфликты в коллективе, понимать и оценивать возможности каждого сотрудника.

Также в наше время важным качеством является умение оценивать и говорить о результатах своего труда. Старший воспитатель должен обучать педагогов самоанализу педагогической деятельности.

Ввиду вышесказанного, темой моей работы была выбрана «Технология управленческой деятельности старшего воспитателя ДОУ».

Актуальность исследования заключается в необходимости изучения управленческой деятельности старшего воспитателя ДОУ в условиях развития современного общества.

Проблема исследования заключается в отсутствии системного подхода к реализации управленческой деятельности старшего воспитателя ДОУ.

Объект исследования – особенности управления ДОУ.

Предмет исследования – управленческие функции старшего воспитателя ДОУ.

Цель исследования – определить особенности реализации управленческой деятельности старшего воспитателя ДОУ.

Для достижения цели исследования мною были поставлены следующие задачи исследования:

- определить особенности управление ДОУ;

- рассмотреть место информационных технологий в управлении ДОУ;

- выделить основные направления деятельности старшего воспитателя ДОУ;

- на практике исследовать роль старшего воспитателя и систему его работы по повышению квалификации педагогов.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты управленческой деятельности ДОУ

Особенности управление ДОУ

Управление педагогическим процессом в современных условиях связано с поиском новых эффективных подходов в воспитательно-образовательном процессе, которое находит свое отражение во внедрении и использовании эффективных подходов в управлении дошкольным образовательным учреждением.

В основе педагогического процесса необходима инновационная деятельность, в которой должны отражаться:

– стратегическое планирование развития инновационной деятельности;

– моделирование предметно-развивающей среды;

– планирование целостного педагогического процесса;

– целостной системы воспитания и обучения;

– комплексно-тематический принцип планирования;

– научно-методическое сопровождение педагогического процесса;

– взаимодействие с семьей;

– подготовка педагогических кадров. [30, c. 44]

Целью планирования педагогического процесса является создание целостного образовательного продукта, соответствующей интеграции воспитательно-образовательной деятельности. Планирование в дошкольном учреждении предусматривает разработку последовательных действий (годовой, перспективный, календарный планы), систему работы, расчет объема работы по времени и предполагаемый материал.

Содержание образовательного процесса.

Дошкольное учреждение осознанно осуществляет выбор современных образовательных комплексных и дополнительных программ, их сочетание с парциальными, которое направлено на целостное развитие личности детей.

Программно-методическое обеспечение, учебно-методические комплекты обеспечивают современный уровень дошкольного образования. Методический кабинет, в котором собран современный психолого-педагогический и литературный материал по разным направлениям, учебно-методические комплекты современных программ и технологий, аннотирование литературы, опыт работы педагогов, дидактический материал по основным образовательным программам и др. оказывает основательную поддержку педагогам. Для оценки педагогической деятельности воспитателей и специалистов разработаны критерии (карты, схемы, рекомендации и пр.). Использование разнообразных программ и технологий обеспечивает качественную реализацию требований дошкольного образования, целостное и всестороннее развитие творческих способностей ребенка, а также его интеллектуальное и социальное развитие.

Организация развивающей педагогической среды в группах и ДОУ обеспечивается разными видами деятельности ребенка-дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности. Педагоги ДОУ творчески подходят к конструированию моделей предметно-развивающей среды, обеспечивают продуктивность ее использования для развития личности ребенка, его способностей, самостоятельности, инициативности и творчества [4].

Медицинская служба сопровождения.

Осуществление индивидуального подхода к ослабленным и часто болеющим детям организуется в тесном взаимодействии педагогов и медицинских работников.

Медицинским персоналом в ДОУ изучается анамнез о соматическом состоянии ребенка, проводится индивидуальное обследование с целью выявления отклонений в развитии, ведется документация установленного образца, отражающая развитие ребенка, динамику его состояния.

По результатам обследования детей даются рекомендации в соответствии с выявленной патологией.

Методики оздоровления:

– витамины, минералы, адаптогены, фитотерапия (витаминные сборы, отвар шиповника), медикаментозная терапия,

– закаливание, воздушные ванны, оздоровительные ходьба и бег, дыхательные упражнения, психогимнастика, рефлексотерапия, соблюдение режима дня и ДА,

– массаж, ЛФК, ФТЛ по показаниям,

– профилактика ОРВИ,

– профилактические прививки.

В детском саду целесообразно использовать вариативные системы закаливания, массаж; фито-, витаминотерапию и др. При этом оздоровительные процедуры являются частью не только процессов ухода и воспитания, но и самого содержания обучения, способствующие тем самым становлению у дошкольников ценностей здорового образа жизни.

Цель ДОУ – охрана и укрепление здоровья ребенка, совершенствование функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование положительных нравственно-волевых черт.

Система работы ДОУ способствует формированию у воспитанников устойчивых навыков и привычек к здоровью, здоровьесберегающего взаимодействия с миром, овладения знаниями об оздоровлении, формирование здоровьесберегающего и здоровьеразвивающего сознания.

4 блока модульной системы воспитательно-образовательной и оздоровительной работы

- I блок гигиенический – создание условий обеспечивающие охрану жизни и укрепление здоровья детей с учетом санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию режима работы в ДОУ.

- II блок оздоровительный – оздоровление часто и длительно болеющих детей, мониторинг состояния здоровья каждого ребенка, учет и использование особенностей его организма, индивидуализация профилактических мероприятий, создание определенных условий.

- III блок физическое воспитание – формирование основ здорового образа жизни, его направленность на укрепление здоровья, физического и психического развития, эмоционального благополучия каждого ребенка.

- IY совместный блок – всестороннее грамотное развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. [10, c. 156-158]

Содержанием всех этих форм деятельности являются различные методы и технологии здоровьесбережения, разнообразие которых должно максимально быстро и эффективно приблизить всех субъектов здоровьесберегающей деятельности к конечному желаемому результату – модели идеально здорового ребенка.

Важными ресурсами для достижения поставленных целей является кадровое обеспечение, между которым распределены полномочия и ответственность за выполнение функций.

В ДОУ задействован личностный подход, направленный на повышение квалификации педагогов, его заинтересованности в использовании эффективных методов, технологий в повседневной работе. Повышение профессиональной деятельности педагогов основывается на анализе педагогической деятельности педагогов и отражается в карте профессиональной деятельности с учетом собственных объективных оценок самого педагога.

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка, а это значит, что в дошкольном учреждении создается эффективная система базовой подготовки ребенка к школе. Проектный метод обучения включает полный комплект разнообразного материала, что позволяет педагогам профессионально конструировать и эффективно проводить занятия с детьми, т.к. педагоги объединяют серию занятий по нескольким разделам, связанным между собой единым проектом для целостного детского восприятия мира.

Методическая работа с кадрами – это целостная система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога и воспитателя; на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива дошкольного учреждения в целом, а, в конечном счете – на совершенствование воспитательного и образовательного процесса, достижение оптимального уровня образования и развития воспитанников. Для обеспечения повышения профессиональной и методической компетенции педагогов необходимо внедрение инновационных технологий способствующих повышению уровня и качества педагогического мастерства.

Применение инновационных технологий направлено на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей, которые позволяют развивать самостоятельность, воображение, творческие способности детей [12, c. 18].

Работа детского сада в инновационном режиме это: постоянный поиск неординарных форм организации воспитательно-образовательного процесса; личностно-ориентированный подход к детям для удовлетворения их индивидуальных склонностей и интересов; интегрированное обучение, направленное на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей; сочетание различных программ и технологий для обеспечения гармоничного и всестороннего развития воспитанников; здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе; проектный метод обучения; использование нетрадиционных художественных техник.

Социальная служба сопровождения связана с усилением контактов ДОУ с микро – и макросоциумом.

Ориентация на индивидуальность ребенка требует нового стиля преемственности и взаимосвязи между детским садом и семьей. Поэтому работа педагогического коллектива детского сада должна быть направлена на развитие педагогики сотрудничества: установлении доверительного делового контакта между семьей и детским садом; привлечении и соучастии родителей к сотрудничеству в решении воспитательно-образовательной и оздоровительной работы. Основная работа с родителями это педагогическое просвещение и включение родителей в деятельность дошкольного учреждения.

Главная задача педагогов ДОУ – проводить работу с родителями интересно, с учетом новых форм взаимодействия, создавать в детском саду атмосферу творческого общения, взаимного понимания и поддержки. В основу реализации работы с семьей заложены следующие принципы:

– партнерство родителей и педагогов в воспитании и обучении детей;

– помощь, уважение и доверие к ребенку со стороны родителей;

– знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми.

Использование и внедрение эффективных методов в управлении – это успех работы дошкольного образовательного учреждения, который означает непрерывный творческий процесс, в ходе которого организация педагогического труда приводится в соответствии с постоянно изменяющимся уровнем развития содержания и методики обучения и воспитания.

Управление инновационными процессами в ДОУ заключается в обеспечении и реализации инновационных стратегий, слаженной работой и взаимодействии структурных подразделений, всего педагогического коллектива и позволяют достичь положительной динамики, высокой эффективности образования.

Информационные технологии в управлении ДОУ

Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Интенсивное внедрение информационных процессов во все сферы человеческой деятельности, требует разработки новой модели системы образования, на основе современных информационных технологий. Необходимо создать условия, в которых человек мог бы раскрыть свой творческий потенциал полностью, развить свои способности, воспитать в себе потребность непрерывного самосовершенствования и ответственности за собственное воспитание и развитие.

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Эффективность образовательно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой — системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.

Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей [9, c. 44-45].

Всё шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования. Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, требованиями современного общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому. Информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения, они способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников.

Информатизация дошкольного образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация ДОУ. Это и создание информационного образовательного пространства ДОУ; и использование информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе; и разработка интегрированных занятий; и проектная деятельность; и активное использование сети Интернет в образовании.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Следовательно, творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения новых ИКТ в свою практическую деятельность, быть для ребёнка проводником в мир новых технологий, формировать основы информационной культуры его личности [13].

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.

Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации. Я уверена, что в дошкольном учреждении использование ИКТ позволит модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.

Деятельность ДОУ непосредственно зависит от того, в какой степени руководитель и его заместители владеют информацией, как быстро они могут обработать информацию и довести ее до сведения участников образовательного процесса. Под информационно-технологической компетентностью руководителя дошкольного образовательного учреждения мы понимаем целостное образование личности, включающее совокупность знаний, умений, мотивационно-ценностных ориентаций и профессионально-личностных качеств, обеспечивающих успешность его деятельности в условиях информатизации управления ДОУ.

Применение ИКТ позволяет на порядок поднять качество и культуру управленческой деятельности, создать резервы для работы в режиме развития.

Внедрение ИКТ в сферу управления позволяет повысить такие показатели, как:

- экономия затрат труда и времени;

- повышение информированности о состоянии управляемой системы;

- оперативность принятия управленческих решений;

- адекватность и продуктивность управленческих решений;

- оптимизация и автоматизация информационных процессов;

- повышение интеллектуального потенциала.

Отличительной особенностью современной системы образования является резкое возрастание прямых и обратных потоков информации по всей вертикали управления. Традиционные формы работы с информацией практически пережили себя и, в этом плане, альтернативы использованию компьютерных технологий управленческого назначения нет. Хранение, обработка, получение, передача, анализ информации, уменьшение бумажного потока посредством компьютерных сетей представляет возможность ускорения процесса управленческой деятельности и, в целом, повышения её эффективности.

1.3. Влияние ФГТ на методическую работу ДОУ

Последнее десятилетие принесло радикальные изменения в систему отечественного дошкольного образования. На смену типовой программе пришли вариативные, на смену унифицированному «детскому саду» – разные типы и виды дошкольных образовательных учреждений. Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы стал нормой деятельности педагогов. Инновационное движение в дошкольном образовании долго не опиралось на научно выверенную стратегию модернизации дошкольного образования, которая связывала бы воедино его социальные, организационные, финансово-экономические, психолого-педагогические и другие приоритеты, определяя продуманную программу действий на исторически обозримый срок.

Сегодня авторы современных концепций (Слободчиков В.И., Рубцов В.В., Кудрявцев В.Т. и др.) призывают к модернизации системы дошкольного образования с целью осуществления подготовки детей к последующему школьному обучению с учетом вариативности учреждений, реализующих программы дошкольного образования, уровней физического и психического развития детей дошкольного возраста, степени подготовленности педагогических кадров.

Направления модернизации муниципальной системы дошкольного образования:

•удовлетворенность населения качеством дошкольного образования;

•обеспечение условий отвечающих современным требованиям к образовательному процессу, в том числе в части сохранения и укрепления здоровья воспитанников;

•внедрение информационно – коммуникативных технологий в процесс управления дошкольным образованием; повышение профессиональной компетентности и мотивационной готовности к инновационной деятельности;

•создание информационно – коммуникационной среды, обеспечивающий родителям возможность повысить свою компетентность в вопросах развития и воспитания детей;

•переход на новый уровень, новый статус ДОУ.

•Общедоступность.

Дошкольное образование в обеспечении равных стартовых возможностей детей для обучения в начальной школе рассматривается как необходимая предпосылка общедоступности качественного общего образования. Достижение оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста, который позволит ему быть успешным в школе, – одна из приоритетных задач развития дошкольного образования в Российской Федерации. Ее решение невозможно без гибкой, многофункциональной системы дошкольного образования, обеспечивающей конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.

Для обеспечения каждому ребенку того самого равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении (или в семье) ребенок его не получал.

Социально-экономические перемены общественной жизни нашей страны вносят определенные изменения в российскую систему дошкольного образования. По своему предназначению она становится сегодня многофункциональной. За последние несколько лет появились значимые нормативные документы, которые определяют новые приоритеты развития дошкольного образования. Так, сегодня ведется разработка проекта закона «Об образовании в РФ»; активно внедряются Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ); приняты Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Обновление содержания дошкольного образования на современном этапе предусматривает его комплексность и вариативность, в связи с чем на педагогический коллектив дошкольного учреждения возлагается большая ответственность за выбор, разработку и реализацию образовательной программы учреждения.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Минобрнауки России устанавливает федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации (ст11; 84). Эта норма была введена в Закон Российской Федерации «Об образовании» в связи с пониманием важности периода дошкольного образования для дальнейшего успешного развития каждого человека.

Для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе, необходимо стандартизировать содержание дошкольного образования.

Именно с этим и связано введение федеральных требований. Это первый в истории российского образования документ, который на федеральном уровне определяет, какова должна быть структура программы дошкольного учреждения для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей.

Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. В России, в настоящее время, для большинства уровней и ступеней образования, исключая дошкольное, установлены федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС).

ФГОС представляют собой совокупность трех групп требований – к структуре основных образовательных программ, условиям их реализации и результатам освоения. Достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных ЗУНов, а совокупностью личностных качеств, поэтому неправомерно предъявлять жесткие требования к результатам, что присутствует в стандарте начального общего образования.

В 1996 году Министерством образования РФ были утверждены «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении». Согласно приказу МО РФ (№ 448 от 22.08.1996г) устанавливалось, что указанные требования действуют до введения государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Через десять лет (1 декабря 2007 г) в ФЗ «Об образовании» были внесены изменения, в соответствии с которыми в сфере дошкольного образования устанавливаются не ФГОС, а только две группы федеральных государственных требований – к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации. Принципиально новые документы модернизации системы дошкольного образования, такие как, национально-образовательная стратегия «Наша новая школа», Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении», «Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 г.», Федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования – приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (№ 655 от 23.11.2009г.) и к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования – приказ МО и науки РФ от 20.07.2011г. №2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» внесли значительные коррективы в определение правового поля содержания системы дошкольного образования, раскрыли необходимость пересмотра организационных и содержательных аспектов дошкольного образования, поставили задачу разработки новых основных общеобразовательных программ дошкольными образовательными учреждениями.

Федеральные государственные требования задают следующие ориентиры развития системы дошкольного образования:

• соответствие принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

• сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

• соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

• обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

• построение с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

• построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе;

• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Введение федеральных государственных требований к структуре ООП и к условиям её реализации в дошкольном образовании является сложным и многоплановым процессом. Важнейшими факторами, обеспечивающими его успешность, являются:

- системность подготовки к введению ФГТ;

- комплексность всех видов сопровождения введения ФГТ;

- своевременность и полнота мониторинга готовности образовательных учреждений и муниципальных органов управления образованием к введению ФГТ;

- выявление проблем введения ФГТ и своевременность их решения на всех уровнях управления.

Некоторые авторы предлагают систематизировать предложенные критерии готовности по следующим направлениям:

- нормативно-правовое обеспечение введения ФГТ;

- содержательное обеспечение введения ФГТ;

- организационное обеспечение введения ФГТ.

Каждый из выделенных критериев готовности имеет свое содержательное и процессуальное наполнение – показатели готовности, по наличию или отсутствию которых можно судить в дальнейшем об уровне готовности дошкольного образовательного учреждения к введению ФГТ.

Таким образом, нормативные правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь Закон РФ «Об образовании», приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» и Приказ Минобрнауки России от 20 июля 2011 г. N 2151 “Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования” внесли значительные коррективы в программное обеспечение образовательной деятельности ДОУ. Авторскими коллективами внесены коррективы в примерные программы в соответствие с ФГТ, педагогические работники активно включаются в разработку и реализацию образовательной программы, понимая важность изменений.

Главная тенденция, которая отчетливо прослеживается, – дошкольное образование повысило свой статус во всем мире и стало предметом национальной политики. Российская система дошкольного образования признана международным сообществом как одна из эффективных систем образования детей младшего возраста.

ФГТ вносят существенные изменения в структуру планирования образовательной деятельности. Основным принципиальным отличием является замена учебного блока, который ранее в календарном и перспективном планировании назывался «Специально организованные занятия» на блоки «Образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей», где существенным признаком совместной деятельности является наличие партнёрства, сотрудничество взрослого и ребёнка, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей.

Разработчики ФГТ Федина Н.В. и Скоролупова О.А. предлагают следующую модель планирования.

Таблица 1. Модель планирования образовательного процесса

День неде-

ли/

Дата

Обра-зова-тельные области

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятель-ной деятельности детей

Взаимодейст-вие с родителями /

социальными партнёрами

Непосредственно

образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Групповая

Подгруп-

повая

Индиви-дуальная

Графы 3-4 – предполагают образовательную деятельность не сопряжённую с одновременным выполнением педагогом функций по присмотру и уходу за детьми, это непосредственно образовательная деятельность, реализуемая через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно – исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально – художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию, с использованием разнообразных форм и методов работы.

Графа 5 – предполагает решение образовательных задач сопряжённых с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренний приём, прогулка, подготовка ко сну, организация питания и др.

В графах 3-5 – указываются соответствующие формы работы с детьми (подвижные, дидактические, сюжетно – ролевые игры, игры с правилами, музыкально – дидактические игры, беседы, составление и отгадывание загадок, дежурство, поручения, наблюдение, экскурсия, экспериментирование, разучивание и т. д.). К каждой форме обязательно формулируются образовательные задачи двух и более образовательных областей.

Планирование отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей. Программные образовательные задачи решаются в процессе совместной деятельности ребенка со взрослым, самостоятельной деятельности детей как в ходе непосредственно образовательной деятельности, так и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Для удобства работы составляются циклограммы единой формы по всем возрастным группам, она охватывает все виды совместной и самостоятельной деятельности. Это существенно облегчает работу воспитателя по написанию календарного планирования.

На уровне каждого конкретного образовательного учреждения разрабатывается своя система показателей реализации образовательной программы в ДОУ. Система контроля и оценки направлена на выявление эффективности процесса реализации программы, определение проблем, причин их появления, проведение корректирующих воздействий. Направленных на приведение промежуточных результатов реализации программы в соответствие с намеченными целями.

В организации мониторинга как непрерывного и систематического контроля участвует как администрация ДОУ, так и специалисты и воспитатели (на уровне творческих микрогрупп). Эффективность мониторинга зависит от:

степени проработанности плана разработки программы (наличия измеряемых показателей по каждому этапу работы);

характера контроля (необходимо сочетать элементы внешнего контроля, взаимного контроля, самоконтроля – оценка со стороны заведующей/заместителя заведующей согласуется с оценками разработчиков программы и самоотчётами групп);

своевременности и гибкости контроля: промежуточные итоги оценки выполнения плана разработки программы служат основанием для своевременной коррекции дальнейшей работы.

Деятельность дошкольного образовательного учреждения по разработке и реализации своей образовательной программы является оптимальным механизмом, обеспечивающим стабильное функционирование и развитие учреждение в условиях введения ФГТ.

Образовательный процесс также должен строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

Комплексно-тематический принцип построения образовательных программ (как альтернатива учебной модели) и принцип развивающего образования (как альтернатива ЗУНовского) применялись и ранее в педагогической деятельности. Разработчики ФГТ предлагают акцентировать внимание на них, строить образовательный процесс, учитывая их.

Эти два принципа будут реализованы только при условии слаженности в работе всего педагогического коллектива. В комплексно-тематическом построении образовательного процесса предполагается выделение ведущей темы дня, недели или месяца. Ребенок «проживает» тему в разных видах детской деятельности (в игре, рисовании, конструировании и др.) Реализация темы в комплексе разных видов деятельности вынуждает взрослого к более свободной позиции – позиции партнера, а не учителя. Но комплексно- тематическая модель предъявляет очень высокие требования к общей культуре, гибкости, творческому потенциалу и интуиции взрослого, без которых модель просто не работает.

Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса фактически невозможна вне взаимосвязи с принципом интеграции. Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояния связанности, взаимопроникновения отдельных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Таким образом, полноценная реализация темы невозможна без интеграции различных видов детской деятельности.

Для разностороннего развития детей необходимо решение задач по освоению образовательных областей. Каждую образовательную область характеризуют основные задачи психолого-педагогической работы, при этом решение задач психолого-педагогической работы каждой образовательной области осуществляется и в ходе реализации других образовательных областей, т. е. с учетом принципа интеграции. Решение программных задач осуществляется в разных формах: совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной деятельности и совместной деятельности с семьёй. Содержание образовательных областей определяется программами, технологиями, пособиями.

Глава 2. Практический анализ управленческой деятельности старшего воспитателя ДОУ

2.1. Основные направления деятельности старшего воспитателя ДОУ

Любая управленческая деятельность, к которой относится и деятельность старшего воспитателя дошкольного учреждения, строится на основе определенных закономерностей, выработанных наукой управления. Управлять дошкольным учреждением – это значит целенаправленно воздействовать на педагогический коллектив (а через него на воспитательно-образовательный процесс) для достижения максимальных результатов в воспитании, развитии, обучении детей дошкольного возраста.

Процесс управления носит циклический характер, причем это относится к любому уровню управления: касается ли это управления дошкольным учреждением в целом, или только его педагогическим коллективом, или управления воспитательно–образовательным процессом в группе дошкольников. Цикл управления состоит из основных управленческих функций: определение цели; планирование; организация; контроль. Последняя – заключительная стадия и в то же время исходный пункт нового цикла [7, c. 22].

Основной компонент управленческой деятельности – определение цели. Работая над формулировкой цели, надо помнить следующее: цели могут быть внутренними, т.е. поставленными человеком или коллективом дошкольного учреждения самостоятельно, либо внешними, если они задаются извне, обществом.

В качестве общих задач методической работы можно представить следующие: управление образовательным процессом (ведущая), организация повышения квалификации педагогов, организация работы с родителями.

Сегодня основная работа старшего воспитателя – это работа с педагогическими кадрами. То есть на качество, результаты деятельности всего детского сада он влияет опосредованно, через воспитателя. Старший воспитатель должен уметь работать с детьми и учить этому педагогов. Он должен уметь показать тот или иной прием, на практике объяснить методику, при необходимости активно включаться в педагогический процесс, а для этого не менее 2/3 времени надо бывать в группах, наблюдать, оценивать, корректировать работу педагогов. Например, если организуется экскурсия за пределы детского сада, он обязательно идет вместе с детьми и воспитателем и берет часть организационной работы на себя.

Совместно с другими специалистами он проводит диагностику знаний и умений детей, а, следовательно, работает, общается с дошкольниками и оказывает помощь воспитателям. Это очень сложная задача, и поэтому от старшего воспитателя требуется, прежде всего, умение работать с людьми.

Умение работать с людьми – основной показатель в деятельности старшего воспитателя. Очень важно создать коллектив единомышленников, имеющих единое педагогическое кредо, позиции, традиции, или, как сейчас модно говорить, создать свою команду. Только в этом случае старший воспитатель сможет достичь тех целей, которые он ставит [8, c. 22-24].

Руководитель дошкольного учреждения и старший воспитатель должны работать слаженно, предъявлять единые требования к членам педагогического коллектива. Это еще один немаловажный момент. Умение наладить контакт с педагогами и руководителем, выработать свой стиль общения с коллективом с учетом особенностей психологического климата в ДОУ помогут старшему воспитателю в работе.

Главным методом в его арсенале должны быть убеждение и доказательства. Даже если воспитатель делает что-то неправильно, старший воспитатель должен убедить и доказать, почему этот метод работы с детьми неэффективен, и подсказать, как сделать лучше. При этом важно уметь прислушиваться к тому, что говорит педагог. Умение слушать и слышать собеседника всегда ценится подчиненными. Работать с людьми – это обязательное умение владеть собой в критических ситуациях, предвидеть и предотвращать возможные конфликты в коллективе, понимать и оценивать возможности каждого сотрудника.

Также в наше время важным качеством является умение оценивать и говорить о результатах своего труда. Старший воспитатель должен обучать педагогов самоанализу педагогической деятельности, учитывать интересы и пожелания коллектива. Педагогам больше нравится, когда их не консультируют как учеников, а когда с ними советуются. Поэтому такие интерактивные формы методической работы, как творческие группы, брифинги, дискуссии, круглые столы и мозговая атака, дают наибольший результат. Например, старший воспитатель говорит о том, что есть проблема, которую он один разрешить не может, и предлагает подумать всем вместе, поискать пути ее решения. Но при постановке любой задачи необходимо доводить ее до логического конца. Если старший воспитатель провел активную форму, он обязан подвести итог и выдать продукт в виде рекомендаций, алгоритма действий для воспитателей. При этом важно, что этот продукт будет восприниматься как совместно созданный, коллективный.

Старший воспитатель должен не только активизировать педагогов, но и знать, для чего он это делает. Например, получить результат при меньших затратах, как можно меньше отрывать педагогов от работы [17].

В рамках методической работы ДОУ четко налажено самообразование всех педагогов ДОУ. Самостоятельно добытые воспитателями знания являются хорошим фундаментом для организации активных форм с ними. Самообразование одно из направлений деятельности старшего воспитателя. Прежде чем требовать с воспитателей, старший воспитатель должен определить, над какой темой он будет работать в этом году сам. Когда составляется план самообразования педагогов детского сада на год, первыми в списке должны быть заведующий, старший воспитатель, и только потом – все воспитатели. Это и есть система непрерывного самообразования.

В настоящее время старший воспитатель должен быть широко информирован о всех инновациях в системе дошкольного и школьного образования. Хочется подчеркнуть важность аналитической функции старшего воспитателя, который выступает в роли аналитика и эксперта всего того, что печатается, издается. Сейчас большое количество литературы, которая зачастую не отвечает требованиям классической педагогики, психологии, поэтому важно не только оценивать литературу, но и уметь выбирать ее, исходя из вида и целей своего дошкольного учреждения, уровня профессионального мастерства воспитателей.

Из исследований К.Ю.Белой старший воспитатель участвует в:

- подборе кандидатов на должности воспитателей, их помощников, специалистов;

- создании благоприятного морально-психологического климата в коллективе, системы морального и материального поощрения сотрудников;

- формулировке социального заказа своему ДОУ, выработке философии, определении цели ДОУ;

- стратегическом планировании, разработке и внедрении программ развития и планов работы ДОУ;

- создании имиджа ДОУ среди населения;

- выборе (разработке) образовательных программ для детей;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст