МБДОУ «Черёмушка», г. Томмот.

Материал подготовлен воспитателем Натальей Аркадьевной Каратаевой (1 КАТЕГОРИЯ).

Тема: Дополнительная программа (кружок)

по интеллектуально – творческому развитию детей:

«ОРИГАМИ».

Возраст детей – 5-7 лет.

Срок реализации – 2 года.

Пояснительная записка.

Дополнительная программа по интеллектуально-творческому развитию направлена на обучение детей ОБЪЁМНОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ И ДЛЯ ОБЪЯСНЕНИЯ ДЕТЯМ ПРОСТЫХ ПРАВИЛ ГЕОМЕТРИИ через технику «Оригами».

Все дети на свете любят общаться с бумагой. Их завораживает возможность бумаги менять форму и является универсальным материалом для создания различных поделок из неё, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, для оформления группы к праздникам, для театральной деятельности, для физкультурных занятий и т.д.

Ребёнок радуется тому, что сделано собственными руками. Так, через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, применении разных способов и приёмов складывания, дети учатся намечать последовательность операций, создают модели предметов и объектов действительности, отражая характерные их признаки в обобщённом виде, отвлекаясь от второстепенных особенностей и выделяя наиболее яркие и привлекательные детали. Так образ приобретает новые черты, оригинальную трактовку, что выражается в несколько условной, угловатой форме. Это связано со спецификой обработки материала (бумаги), приёмами складывания, сгибания частей в определённой последовательности, что и характерно для искусства оригами. Несмотря на то, что поделки часто лишь отдалённо напоминают те или иные предметы, объекты, это не мешает ребёнку узнавать их, живо дополняя в воображении недостающие части.

Актуальность – это безграничные комбинаторные возможности, обучения детей объёмному моделированию через разные варианты складывания листа бумаги.

Педагогическая целесообразность:

Создание условий для свободного детского экспериментирования детей с бумагой;

Реализация межпредметных связей:

Сенсорное развитие.

Физическое воспитание – развитие кисти руки, глазомер, координацию движения.

Нравственное воспитание – воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.

Эстетическое воспитание – умение подбирать цвета, развитие эстетического вкуса при создании панно.

Как дидактический метод для объяснения детям простых правил геометрии:

Нахождение параллели и диагонали;

Деление целого на части разной формы: квадраты, треугольники, прямоугольники;

Дать определения объёмных и плоскостных фигур;

Знание геометрических понятий: прямая, угол(прямой, острый), сторона, диагональ, и т.д. – ориентирование на листе бумаги.

Как дидактический метод развития у детей интеллектуальных способностей:

Развитие логики.

Воображения.

Развитие моторики пальцев рук.

Умение творить и любить всё живое.

Цель:

Обучать детей объёмному моделированию из бумаги через технику «Оригами».

Задачи:

Научить детей владеть основными приёмами моделирования-складывание, вдавливание углов, расправление углов, складывание ступенькой и т.д.

Знать базовые формы и уметь их складывать по памяти.

Развивать сенсорные способности через цвет, форму, объём фигур.

Способствовать развитию творческих изобретательских способностей;

Познакомить детей с азами геометрии.

Отличительные особенности:

Важная особенность этой программы в том, что это:

Универсальный бумажный конструктор.

Дидактический метод объяснения детям простых правил геометрии, неограниченные комбинаторные возможности, кроющиеся в обычном листе бумаги, из которой создаётся бесконечное множество разнообразных форм.

Всё это способствует творческому и интеллектуальному решению изобретательских задач.

Возраст детей, участвующих в программе с 5-7 лет (сензитивный период развития творческих способностей детей – период «фантазёров»).

Срок реализации программы:

1 год обучения.

1 этап – ознакомительно-теоретический:

Знакомство с искусством оригами; с условными обозначениями, терминами, которые используются при складывании фигуры;

Получение квадрата из прямоугольника – 3 занятия.

2 этап – экспериментально-практический:

Познакомить детей с базовыми формами (4 вида);

Схемами – чертежами, которые являются опорой для последовательного выполнения работы – складывание фигур – 31 занятия.

2 год обучения.

1 этап – итоговый:

Продолжать знакомить детей с новыми базовыми формами, для получения более усложнённых фигур и закреплять выученные ранее базовые формы, получая из них новые фигуры.

Создание общих коллективных панно – 34 занятия.

Формы занятий:

Фронтальная,

Через практические и игровые (игры-схемки) действия.

Сотворчество воспитателя и детей.

Ожидаемые результаты.

Уметь владеть основными приёмами складывания фигур:

Сгибание по-диагонали;

Вдавливание углов;

Расправление углов;

Складывание ступенькой;

Выполнение объёмной фигуры (надувной).

Знать все базовые формы и приёмы их складывания:

«Треугольник» – складывание квадрата по-диагонали;

«Воздушный змей» – складывание боковых сторон квадрата к центральной линии квадрата (диагонали);

«Блинчик» – складывание углов квадрата к центру – в точку пересечения 2-х диагоналей;

«Водяная бомбочка» – сгибание квадрата по 2-м диагоналям, и пополам (в другую сторону) и вдавливание боковых линий внутрь фигуры.

«Двойной квадрат» – сгибание квадрата пополам – 2р, по-диагонали (в другую сторону) и вдавливание диагональной линии внутрь фигуры;

«Дверки» – складывание квадрата пополам и сгибание 2-х боковых сторон к центральной линии.

Работа по чертежам при складывании фигуры:

Знать все условные обозначения и термины чертежей;

Уметь следовать устным инструкциям;

Использовать геометрические понятия в активном словаре.

Получение квадрата разными способами:

Складывания прямоугольник: верхняя сторона (короткая) сгибается на боковую (длинную) по-диагонали;

Используя точно такой же прямоугольник.

Учебно-тематический план

(по интеллектуально-творческому развитию детей)

«Оригами»

1 год обучения.

Раздел программы

Тема.

Количество часов

Практические занятия

Теоретические занятия

Введение.

Знакомство с историей оригами

25мин.

Знакомство с базовыми формами и чертежами.

25мин.

«Что такое условные знаки и термины».

25 мин

Всего:

3 занятия.

75мин

«Треугольник»

«Парус».

15мин

10мин

«Парусник»

15мин

10мин

«Рыбка»

15мин

10мин

«Бабочка»

15мин

10мин

«Лисичка»

15мин

10мин

«Стаканчик».

15мин

10мин

«Собачкка» – 1 вариант

15мин

10мин

«Собачка»-2 вариант

15мин

10мин

«Котик»

15мин

10мин

«Лягушка» – коллективная

15мин

10мин

«Ёлочка»

15мин

10мин

«Сборная звезда»

15мин

10мин

«Зайчик и медвежонок»

15мин

10мин

Итоговое: «Еловый лес»-коллективное панно 1ый вариант

25мин

Итоговое: «Морской флот»-работа по чертежам

25 мин

Всего:

15 занятий.

245мин

205мин

«Воздушный змей»

«Цветик-семицветик»

15мин

10мин

«Совушка-сова»-коллективное панно

15мин

10мин

«Ворона»

15мин

10мин

«Розы»

15мин

10мин

«Водоворот»

15мин

10мин

«Жар-птица»

15мин

10мин

«Попугайчик»

15мин

10мин

Итоговое: «Работа по чертежам».

25мин

Всего:

8 занятий

130мин

70мин

«Водяная бомбочка»

«Ракета в космосе»-коллективное панно вариант №1

15мин

10мин

«Цветы»-работа по чертежу

15мин

10мин

«Лилия»-коллективное панно

15мин

10мин

Итоговое: «Рыбки в аквариуме»-коллективное панно, работа по схемам

25мин

Всего:

4 занятия

70мин

30мин

«Двойной квадрат»

«Тюльпан»

15мин

10мин



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




© , 2019