Тема: «Звук «Ч» и буква Ч.

Цель: Закрепить навык правильного произношения звука [ч], продолжать определять позицию звука в словах, учить звуковому анализу, развивать фонематический слух, научить составлять предложения; познакомить с буквой Ч, развивать мелкую моторику.

Оборудование: Игрушка «Чебурашка», аудиозапись «Песенка Чебурашки», бельевая прищепка, зеркала, звуковые домики, схема предложения, веселый поезд, предметные картинки, зерна фасоли, касса букв.

Ход НОД

Звучит песенка «Чебурашка», заходит Чебурашка.

Логопед: Узнали, кто пришел к нам?

Дети: Чебурашка.

Л.: Скажите, первый звук в слове Чебурашка?

Д.: Звук [ч].

Л.: Сегодня мы вместе с Чебурашкой будем говорить о звуке [ч] и букве Ч. Будем правильно произносить этот звук и помнить, что при произнесении

звука [ч] губы округлены и немого выдвинуты вперед, кончик языка смыкается с основанием верхних зубов, затем отходит назад.

Звук [ч] – согласный, глухой и всегда мягкий.

- Давайте, покажем каким квадратиком обозначим звук [ч]?

- В каком замке живут мягкие согласные?

Дети дают характеристику на звук [ч].

Л.: Чебурашка приехал к нам на поезде. Послушайте как ехал поезд и повторите (За логопедом дети по очереди повторяют)

Ча-ча-чи ча-чи-че

Чи-чи-че чи-че-чо

Че-че-чо че-чо-чу

Чо-чо-чу ча-чу-ча

Чу-чу-ча чу-ча-чи

Чебурашка привез нам загадки:

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу

Больше греться не хочу

Крышка громко зазвенела.

Пейте чай вода вскипела. (Чайник)

Его бьют, а он не плачет,

Только выше, выше скачет. (мяч)

Пять мальчиков, пять чуланчиков

Каждый мальчик – в свой чуланчик. (Перчатки)

Выставляется предметные картинки: мяч, перчатки, чайник. Дети определяют позицию звука [ч] в этих слогах.

Выполняется звуковой анализ слов: грач, чиж.

Л.: Скажите, кто у Чебурашки друг?

Д.: Крокодил Гена.

Л.: Проведем массаж пальцев под названием «Крокодил».

Знакомство с буквой Ч. На что похожа буква Ч?

Выкладываем букву Ч из фасоли.

Физминутка. Игра «Веселый поезд»

Помоги отправить пассажиров на веселом поезде в путешествие.

Под музыку дети бегают по кругу (где разложены предметы со звуком Ч). Музыка останавливается, дети берут картинки, называют картинки выделяя звук [ч]. Прохлопать в ладоши количество слогов и ты узнаешь кто в каком вагоне отправится (количество слогов в слове должен совпадать с количеством окошек в вагончике)

Работа с кассой букв.

(выкладываем слова ту-ча, чиж)

Чебурашка собирается на день рождения к крокодилу Гене.

Мы с вами тоже приготовим подарки крокодилу Гене – «Чайную посуду».

Итог занятия.