Тема « Роль театрализованных игр в развитии творческих способностей детей»

Автор опыта

Пименова Е.Н.

Воспитатель ГКОУ детского дома п. Афипского

Условия возникновения и становления опыта:

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

В Конвенции ООН о правах ребёнка говорится, что образование ребёнка, должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме.

Государства-участники признают право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством. Государства-участники уважают и поощряют право ребёнка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха.

В концепции дошкольного образования отмечается «Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности».

В соответствии с Концепцией дошкольного образовательного учреждения, реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности, речевом общении, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности и др. Организация этих видов деятельности, руководство ими, забота об их совершенствовании, о приобретении ими коллективного и свободного самостоятельного характера должны постоянно находиться в центре внимания педагогов.

Согласно «Критериям оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ» педагоги должны создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности. Таким образом, работа по развитию творческих способностей детей посредством театрализованных игр строится в соответствии с нормативно-правовыми документами. Работаю воспитателем уже 34 года. На протяжении всей моей работы я столкнулась с тем, что далеко не все семьи сегодня могут дать своим детям возможность развивать свои творческие способности в платных студиях, специализированных творческих школах, кружках, посещать театры. Благодаря моей заинтересованности и, социальному заказу родителей ДОУ, я стала углубленно заниматься данной проблемой. Поэтому становление опыта по развитию творчества детей дошкольного возраста в театрализованных играх уже давно.

Актуальность и перспективность опыта:

История театра уходит корнями далеко в глубь тысячелетий. Театр, в отличие от зрелищных игрищ, не только развлекает зрителя, но и ставит перед ним вечные вопросы. Плача и смеясь вместе с артистами, зритель приходит к решению важных для себя внутренних вопросов, изменяясь сам и меняя мир вокруг себя. Анализ литературы показывает, что первые театральные постановки специально для детей возникли в семье. В описании быта дворянства и русской интеллигенции первой трети XIX века можно найти множество таких примеров. В «Воспоминаниях» М. Ф. Каменской с красочностью и обилием деталей так описаны семейные спектакли: «В зале давались вечеринки, маскарады и спектакли. Спектакли давались всегда сюрпризом и непременно по случаю чьих-либо именин. Виновник торжества, «именинник», всегда был глубоко тронут сюрпризом, и благодарил родных-актеров со слезами на глазах. Хозяева театра, папенька с маменькой, блаженствовали уже потому, что к ним собрались милые им люди, и что удалось их повеселить». Анализ отечественной и зарубежной литературы свидетельствует о том, что семейные театральные постановки для детей и с их участием играли важную роль в их развитии. Домашние театры первыми приобщали детей к театральному искусству. Они не только приносили радость понимания искусства театра, но и воспитывали художественный вкус, учили ребенка лучше понимать окружающий его мир. «Светлой радостью детства» назвал свой театр марионеток великий русский поэт М.Ю.Лермонтов. По воспоминаниям современников пятилетний Михаил Лермонтов увлекался лепкой из красного воска. Военные колесницы, боевые слоны вызывали искреннее восхищение всех обитателей барского дома. Но однажды Мишель решил «оживить их». И с этого момента началось его увлечение театром марионеток. Возможность действовать с куклами-марионетками приводила мальчика в восторг, доставляя ни с чем не сравнимую радость. Движение порождало сюжет и вскоре он начал сам сочинять истории, которые тут же и разыгрывал перед присутствующими. Таких примеров из жизни замечательных обычных детей можно привести много, но все они будут свидетельствовать об огромном значении театрализованной деятельности организованной в семье для развития и воспитания ребенка. Один из первых педагогов, К.Д. Ушинский обратил внимание на воспитательную ценность образов воображения: ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства; речь, мимика, движения ребенка в игре намного выразительнее, чем в повседневной жизни. О значимости театрализованной деятельности в развитии личности ребенка говорили многие педагоги и психологи прошлого. Известный российский просветитель Н.Ф.Бунаков, на основании своего опыта, утверждал, что «театр будет полезен помимо всяких нарочитых поучений живыми впечатлениями, возвышающими дух, проясняющими мрачное и унылое настроение, тяжёлые и безотрадные думы». В конце ХIХ – начале XX века в отечественной педагогике утверждается осознанное отношение к театру как важнейшему элементу нравственного и художественно-эстетического воспитания. Этому во многом способствовали общефилософские работы передовых отечественных мыслителей, придававших исключительно важное значение проблемам формирования творческой личности, исследования психологических основ творчества. Именно в эти годы в отечественной науке (В.М. Соловьев, Н.А.Бердяев и др.) начинает утверждаться мысль о том, что творчество в различных его выражениях составляет нравственный долг, назначение человека на земле, является его задачей и миссией, что именно творческий акт вырывает человека из рабского принудительного состояния в мире, поднимает его к новому пониманию бытия. «Необыкновенная любовь детей к театру и их страсть к самостоятельному разыгрыванию всевозможных ролей, – писал известный американский ученый Стенли Холл, – является для нас педагогов прямо открытием новой силы в человеческой природе; та польза, которую можно ожидать от этой силы в педагогическом деле, если мы научимся пользоваться ею, как следует, может быть сравнима разве только с теми благами, какими сопровождается в жизни людей вновь открытая сила природы». Исследования психолога Н.Н. Бахтина показали значимость театрального творчества. Он считал: «Для детей, воспитывающихся в семье, наиболее пригодной формой театра является кукольный театр, комический театр Петрушки, теневой театр, театр марионеток, где возможна постановка пьес сказочного, исторического, этнографического и бытового содержания. Игра в таком театре способна наполнить свободное время ребёнка до 12-летнего возраста, в нём можно проявить себя одновременно и автором пьесы, инсценируя свои любимые сказки, повести, сюжеты, и режиссёром, и актёром, и мастером рукодельником». В работах Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, посвященных выявлению возможностей развития творческих способностей детей дошкольного возраста, выделяется особая роль театрализованных игр. Это обусловлено родством данных игр с театром, являющимся синтетическим видом искусства. Так Л.С. Выготский определяет драматизацию, или театральную постановку, как самый частый и распространенный вид детского творчества. А.Н. Леонтьев относит игры-драматизации к своеобразной «предэстетической деятельности» ребенка. Оставаясь игрой, они развивают творческие способности и представляют собой специфический вид художественной деятельности. Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод, о важности театрального искусства в развитии личности ребенка дошкольника, оно позволяет решать задачи, касающиеся интеллектуального и художественно-эстетического, нравственного воспитания. Театрализованная деятельность неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий. В данном опыте представлена система работы, помогающая развивать творческие способности детей. Работа актуальна и по моему мнению поможет воспитателям расширить кругозор ребенка, создать условия для развития самостоятельной, творческой личности.

Ведущая педагогическая идея.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в систематизации и обобщении материала по развитию творческих способностей детей через театрализованные игры детей дошкольного возраста.

Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен авторской дидактической системой работы по данной теме. Для этого был отобран, систематизирован и апробирован наглядный материал, разработан и применен на практике перспективный план работы, цикл конспектов занятий, игр, подобран консультативный материал по этому вопросу для работы с педагогами.

Теоретическая база опыта.

Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов – Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкаревой, И. Медведевой и Т. Шишовой и др.

Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям». Одно из первых и наиболее популярных пособий для воспитателей по использованию разных видов кукольного театра было разработано Т.Н. и Ю.Г. Караманенко. Благодаря выходу этого пособия, а затем – работы Г. Генева, арсенал средств педагогического воздействия на детей дошкольного возраста обогатился разными видами театров, что повысило активность привлечения самих детей к театрализованной деятельности. Е. Трусовой было установлено, что театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. В дальнейшем, благодаря специальным педагогическим исследованиям, проведенным Л. Вырошниной, Н. Карпинской, Л. Фурминой и др., было установлено следующее. Самостоятельно в театрализованные игры даже дети старшего дошкольного возраста не играют. Наибольший интерес у них вызывают игры-драматизации по предложению воспитателя и под его руководством (Л. Фурмина). Но, если с первой младшей группы дети будут с помощью воспитателя разыгрывать народные песенки, потешки, небольшие сценки, а во второй младшей группе, используя игрушки и фигурки плоскостного театра, будут продолжать заниматься этим, то уже в среднем возрасте театрализованная деятельность возможна как самостоятельная (Сигуткина). Было установлено, что дети пятого года жизни в процессе театрализованной деятельности активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное (Н. Карпинская). А в старшем дошкольном возрасте становится возможным специальное обучение детей способам художественно-образной выразительности (Кофман). В этом же возрасте становится возможным включать фрагменты театрализованной деятельности с использованием разных видов театра в систему занятий по обучению детей рассказыванию, а также использовать занятия по развитию речи для обогащения театрализованных игр (Л. Вырошнина).

Н. Карпинской была разработана методика работы с детьми по театральной деятельности на занятиях: на первом этапе- дети коллективно воспроизводят текст сказки. на втором этапе – предлагается одному ребенку читать за всех персонажей сказки. на третьем этапе – дети выполняют ряд творческих заданий (выразить радость, страх и т.п.). на четвертом – осуществляется чтение сказки по ролям и т.п. Е. Трусовой было также установлено, что эффективность театрализованной деятельности во многом зависит от ее интегрирования с занятиями по изобразительному творчеству детей. В процессе декоративно-оформительского творчества дети имеют возможность подумать, поразмыслить, вспомнить и пофантазировать, что также положительно влияет на выразительность создаваемых образов. Интерес для практических работников представляют и методические рекомендации по театрально-игровой деятельности дошкольников, разработанные Л.П. Бочкаревой. На основе анализа научной и методической литературы автор описывает виды театрализованных предметных игр и дает подробную характеристику каждому. Становится очевидным, что виды театрализованных игр многообразны. Они взаимно дополняют друг друга и могут занять достойное место в воспитательно-образовательной работе детского сада и сделать жизнь ребенка ярче, богаче и разнообразнее. В этих рекомендациях затронут еще один очень важный аспект в работе с детьми, связанный с изготовлением игрушек для театрализованной деятельности и создания предметно-игровой среды в группе и на участке. Анализ методической литературы и опыта работы показывает, что при разработке театрально-игровой деятельности ученые и практики обращали большое внимание на развитие детского творчества. В результате были найдены интересные методические приемы. Назовем некоторые из них:

• самостоятельно придумать сюжет к двум воображаемым игрушкам и обыграть его; чтение знакомой сказки и предложение детям придумать новую сказку, но с теми же персонажами (О. Лагуткина);

• предложить детям нетрадиционный набор кукол для сочинения сценок и пьес для разноконтекстных ролей – Дед Мороз и Лягушка, Снегурочка и Петушок (Т. Неменова);

• предоставить возможность для выполнения контрастных ролей – старого медведя и маленького медвежонка, злой собаки и беззащитного щенка и многое другое (Г.Прима). Очевидно, что в настоящее время, благодаря усилиям ученых, методистов и практиков, работа с детьми по театрализованной деятельности получила научное обоснование и методическую проработку. Ученые единодушны во мнении, что театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой

Новизна опыта

Новизна опыта состоит в систематизации и обобщении материала по развитию творческих способностей через театральную деятельность. Автором опыта составлены и подобраны перспективный план работы кружка, цикл конспектов занятий, дидактических игр, подобран консультативный материал по этому вопросу для работы с родителями и педагогами, изготовлены различные виды театров.

Принципы организации образовательной работы:

Система работы по развитию творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности строилась в соответствии со следующими принципами:

1. Принцип психологической комфортности – создание условий, в которой дети чувствуют себя «как дома», снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех, а главное, ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности.

2. Принцип творчества (креативности) – максимальная ориентация на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

3. Принцип целостного представления о мире – формирование научной картины мира, личностном отношении ребёнка к полученным знаниям, умение применять их в своей практической деятельности.

4. Принцип вариативности – понимание возможности различных вариантов решения задачи.

5. Принцип минимакса – учёт индивидуальных способностей детей и обеспечение им продвижения вперёд своим темпом. В перспективном планировании включена работа над формированием эмоциональной выразительной речи детей, развитием мимики, жестов.

Технология опыта.

Для реализации этих принципов внедряю определенные технологии, которые используются в методике художественно – эстетическом воспитании детей.

Успешное решение проблемы требует чётко поставленных задач:

Задачи.

1. Последовательно знакомить детей с видами театров.

2. Совершенствовать артистические навыки детей: умение создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений, умение пользоваться разнообразными жестами, речевое дыхание, артикуляцию, дикцию.

3. Развивать пластическую выразительность и музыкальность.

4. Воспитывать культуру поведения в театре, уважение к сценическому искусству, доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками

Средства для решения задачи:

Научно-методическая литература

Изучение передового опыта

Диагностика

Индивидуальные, фронтальные и подгрупповые занятия

Создание развивающей среды

Работа с педагогами ДОУ

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-пространственная среда не, только обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей, но является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.

Для самостоятельной театрализованной деятельности детей в группе созданы благоприятные условия.

различные виды театров (би-ба-бо, пальчиковый, теневой, настольный, театр на фланелеграфе, баночный, ложечный, театр шаров, театр игрушки, плоскостной театр);

реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы, элементы костюмов, маски, игровой реквизит;

атрибуты для различных игровых позиций:

«актер» (костюмы, маски, куклы, театральный реквизит, грим);

«режиссер» (декорации, различный материал для изготовления театральных атрибутов, книги, кассеты с записью музыки, театральных шумов, книги со сказками-аудиозапись);

«зритель» (места для зрителей, афиши, театральная касса, билеты, бинокль, «деньги», реквизит для буфета);

«оформитель» (виды бумаги, клей, краски, фломастеры, карандаши, ткани, нитки, пуговицы, коробки, природный материал).

Планирование и методика проведения занятий с детьми.

Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир»,- эти слова С.И. Мерзляковой, мы взяли за основу в работе по театрализовано-игровой деятельности детей нашей группы. Театрально – игровая деятельность способствует художественному воспитанию, эстетическому развитию ребенка в детском саду, так как обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет их знания, полученные ранее, активизирует, развивает инициативу, речь, художественный вкус. Формы театрально — игровой деятельности разнообразны: кукольный театр во всех его видах, инсценировки сказок. Все они по-своему интересны. Однако, я заметила, что по инициативе детей эти игры возникают редко, а если и удавалось их наблюдать, то с выразительной стороны они выглядели довольно слабо.

Я поняла, что надо постепенно вовлекать детей в театрально – игровую деятельность, обучая их способам художественно – образной выразительности, развивая фантазию и воображение.

Были намечены следующие пути для решения этой задачи:

- проводить все задания в указанной последовательности и систематически включать их в занятия по развитию речи;

- познакомить детей с формами театрализованных игр (настольный, театр петрушки, плоскостной театр, кукольный, игры-драматизации).

Если творческие задания предлагались детям на занятиях, то знакомство детей с формами театрализованных игр проходило вне занятий. Задания были представлены в виде циклов. В основе каждого из них лежал какой-нибудь один способ выразительности образа в такой последовательности: на развитие интонации, на развитие мимики, жеста, позы и походки. В каждое задание включалось не более двух примеров на один из способов выразительности, так как потом продолжалось обычное занятие.

Случалось, желающих выполнить творческое задание на развитие интонации было немного. Вызывались те дети, которые были активны на всех других занятиях. Однако с заданием они не справлялись. Отсутствовала выразительность. Дети звали, но в их голосе, позе, жесте не чувствовалось переживания. Каждый последующий ребенок повторял то, что делал предыдущий, не внося ничего нового. Было ясно, что детям трудно войти в образ. Тут же, как бы позабыв о задании, я прочитала детям отрывок из сказки «Машенька и медведь», где Машенька заблудилась и стала звать своих подруг. Затем предложила детям представить себя на месте Машеньки, как бы они стали звать своих подруг. Желающих выступить в роли Машеньки было значительно больше, чем в первом случае. Выступления по звучанию были лучше, эмоциональнее.

После небольшого анализа выступления детей, где я осторожно указала на недостатки, объяснила детям, что любое слово звучит по разному, в зависимости от обстоятельств, и предложила позвать своего товарища, представив, что нашли в лесу что-то интересное. Удивительно было то, что вызвался Максим, который обычно пассивен на занятиях. Совершенно неожиданно он позвал так выразительно, что тот отозвался.

Саша: – Андрей!

Андрей: – Что?

Саша: – Смотри, что я нашел!

Андрей: – Что?

Саша: – Гнездо с птенцами, видишь?

Андрей: – Где?

Саша: – Вот. Смотри, какие они маленькие.

Все стали предлагать свои примеры. Повторений не было.

На другом занятии детям предложила такое задание — поискать воображаемого котенка, называя его по имени. Постоянно дети входили в образ, каждый по-разному звал котенка. Таня немного сердито:

«Ну, иди же сюда!».

Катя наоборот звала ласково:

«Пушок, миленький, иди ко мне».

Дети сами дали правильную оценку, отметив тех, кто действительно непринужденно искал и звал котенка, а не делал вид, что ищет.

Я, так же, учила детей, модулируя голосом, говорить громко – тихо, грубо, передавать интонацией удивление, радость, печаль, страх. Например, давала такое задание: передать голосом игривость и веселость главных персонажей из сказки С. Михалкова «Три поросенка», исполнить песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят».

Помогало и следующее упражнение: один ребенок произносит слова разных персонажей. Например: Представь, – Катя, что тебе нужно озвучить фильм, где главные герои – Кот – ученый и Мышка – глупышка. Внимательно рассмотри отдельные кадры этого фильма. Что на них происходит? Кто в этот момент говорит, Кот или Мышка? Придумай диалог и проговори их вместо наших героев.

Предлагала детям игры — упражнения такого типа: представьте, а затем покажите, как умывается кошка, как тяжело нести сумку. Выступления по звучанию были лучше, эмоциональнее.

Особенной любовью пользуется кукольный театр петрушки. Приготовление ширмы к спектаклю всегда с восторгом встречается детьми. Но их вовлекает не только само представление, любопытным хочется заглянуть за ширму и понять: «Почему двигаются куклы? Почему они говорят, ведь они не живые!» Детям самим хочется быть «артистами». Кукольный театр заключает в себе огромные возможности для развития воображения ребенка, его речи, и, что самое важное, он служит развитию творческих способностей ребенка.

Часто приходилось наблюдать, как дети, просмотрев представление, устанавливали ширму, брали игрушки и играли в театр. Они делали фигурки действующих, лиц, расписывали, клеили и вырезали из бумаги декорации.

В игре дети старались воспроизвести пережитое или увиденное ими. Они гордились положительными героями и осуждали отрицательных, радовались и печалились вместе с ними, воспроизводили их действия, имитируя речь, поступки.

У детей моей группы кукольный театр – любимая игра. Дети часто смотрят разнообразные по содержанию пьесы и сказки в театре петрушек.

После показа спектакля мы начинаем развертывать творческую игру. Передвигая игрушки, ребенок действует, говорит. Например, во время игры Вероника берет куклу и гусенка, кукла у нее идет по столу и говорит: «Я пасу, пасу гусенка, чтоб в болото не залез. Дорофей, Дорофей вот я тебя хворостинкой!» Она машет воображаемой хворостинкой и снова передвигает игрушки по столу. Она имитирует сценку из спектакля «Аленка и гуси». Именно эта сценка хорошо запомнилась ей.

Дети не всегда могут облечь свой замысел в форму театрального представления, у них мало опыта. Необходимая в игре смелость, находчивость появилась только после неоднократного просмотра кукольного театра. Некоторые игры превращались у них в маленькие театральные представления.

Для развития игры я считаю необходимым определенные условия, поддержка со стороны взрослых.

Я сделала для детей ширму, которую дети могли ставить на стол или на пол. Они охотно пользовались ею. Сидя или стоя, дети свободно передвигали игрушки. За ширмой могли находиться 2- 3 ребенка. Остальные были зрителями.

Играя в театр, дети использовали кукол, фанерные или картонные фигуры людей, зверей, но, что их не удовлетворяло, они хотели, чтобы их куклы были такими же, как в театрах взрослых. И я дала им для игры несколько кукол — петрушек, специально сшитых для детской руки: зайца, петуха, медведя, лису, Петрушку. Дети с интересом рассматривали необычных кукол.

Случалось, что в развернувшейся игре не хватало кукол — петрушек, дети терялись в догадках, и казалось, что игра оборвется. Тогда мы предлагали недостающих кукол заменить своими игрушками, например: уточка заменила гусенка, кукла в надетом на голову платочке – бабушку. Играя, дети показывали сказки: «Колобок», «Лиса и заяц», «Три поросенка», «Теремок» и другие.

Придумывали дети и свои сказки. Практикую игру «Сказители», по ходу ее дети составляют сказки, которые потом сами и инсценируют. Если в знакомых сказках они редко изменяют текст, то свои собственные сочинения могли изменять как угодно.

Не сразу дети научились играть в театр, я заметила, что им очень трудно управлять куклой — петрушкой. Водя по ширме кукол, плоскостные картонные или фанерные фигурки, дети не испытывали трудностей, но вождение кукол — петрушек значительно осложняло игру. Кукла у детей плохо держалась на руке, голова ее падала то вперед, то назад, двигалась она боком, то появлялась на ширме, то проваливалась вниз.

И я учила детей правильно пользоваться театральной куклой. Показала, как кукла надевается на руку, как ее надо держать, как она ходит и т.д. Дети повторяли мои движения. Не сразу это удавалось. Навыки управления куклой закреплялись постепенно. Начинали с работы, над одним каким – либо движением, например с «ходьбы», и когда дети усваивали этот прием, переходили к следующему.

Со временем дети научились держать куклу прямо, освоили простейшие движения. Кукла начала ходить, бегать, кланяться. После этого переносили работу на ширму. Важно было знать, на какой высоте нужно держать куклу, чтобы не было видно руки водящего.

Научившись управлять куклой, нужно было научиться управлять и своим голосом. Но самое трудное было впереди. Дети не могли одновременно управлять куклой и следить заречью.

При возникновении игры дети по своему желанию разбирали роли. Я предложила детям подумать, кому какая роль больше подходит. У Наташи голосок тоненький, она может взять роль мышки, а у Максима голос низкий, ему подошла бы роль медведя. Дети прислушивались к нашим советам. Я знаю, что они любят подражать, но не всегда могут сосредоточить внимание, уловить особую интонацию, движения. Им нужно подсказывать. Только постепенно научились дети правильно подражать речи театральных персонажей, научились имитировать движения животных.

Выразительность речи и движений во многом зависит от того, насколько глубоко дети воспринимают образ, понимают содержание пьесы. Я прислушивалась к разговорам детей после просмотренного ими спектакля, диафильма, прочитанной сказки, рассказа. Если дети судили правильно, – это радовало меня, а если нет, – помогала разобраться в ходе событий, в поведении отдельных персонажей.

Помогали и наблюдения за домашними животными — кошкой, собакой. Знакомились с их повадками, дети переносили свои наблюдения в игру.

Чем больше дети видят, знают, наблюдают, тем интереснее, разнообразнее становятся игры в театр.

Увлечение игрой в театр не проходило, а наоборот, эта игра увлекала все больше детей. Я встала перед необходимостью пополнить детский театр новыми персонажами. Познакомила детей с марионетками и с куклами с «живой рукой». Обучала способам управления. Управление такими куклами доставляло детям огромную радость. Так заинтересовывая детей, обучая их основным приемам, я достигла цели: дети стали играть игрушками, игры становились более длительными, увлекательными. Вся предварительная деятельность взрослых и детей заканчивалась интересным зрелищем, игрой в сказку.

Анализ проведенной работы:

Помогла познакомиться детям с различными жанрами театрального искусства.

Научила детей проявлять фантазию и воображение.

Способствовала развитию у детей тактильного и зрительного восприятия.

Помогла в совершенствовании мелкой моторики рук.

У детей стала лучше развита речь, дикция.

Результативность проекта.

Анализ проведенной работы показал, что разработанная система работы по театрализованной деятельности в детском саду оказалась эффективной и способствовала развитию творческих способностей детей.

Рекомендации по использованию опыта.

Используя данный материал, рекомендую:

Любое занятие начинать с пальчиковой гимнастики или дыхательной гимнастики, проводимых в игровой форме с использованием речитатива. Такое начало занятия помогает дошкольникам сконцентрировать свое внимание, настроиться на тему занятия

В основную часть занятия включать игры на развитие способности строить позитивные взаимоотношения с окружающим миром, умение понимать других людей, их чувства, настроения, собственные переживания и управлять ими.

Использовать игры по ритмопластики.

Работу над постановкой театрализованного представления проводить в несколько этапов.