Тематическое планирование при коррекции фонетических недостатков речи.

Группа свистящих звуков ([с], [с`], [з], [з`], [ц])

Этапы работы

Содержание работы

Виды работ

1-й этап

(также включен в каждый этап работы)

Подготовка речевого аппарата к постановке звуков.

Развитие подвижности артикуляционного аппарата.

Упражнения, направленные на развитие подвижности губ. («Оскал», «Хоботок», «Хоботок» с последующим «Оскалом»)

Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка.

«Качели», «Часики», «Лопаточка», «Иголочка».

Упражнения для постановки данной группы звуков:

Упражнения перед зеркалом (сопряжённые и отражённые).

Самостоятельные упражнения.

Отработка артикуляционных движений под счёт.

[с], [с`], [з], [з`]

«Месим тесто»

«Блинчики»

«Почистим зубки»

«Киска сердится»

«Наказать непослушный язык»

«Трубочка»

«Оближем губки»

«Загнать мяч в ворота»

[ц]

«Наказать непослушный язык»

«Киска сердится»

«Трубочка»

«Загнать мяч в ворота»

Работа над речевым выдохом

Выработка плавного длительного выдоха.

Работа над силой выдоха.

Задания для развития речевого дыхания.

Упражнения для развития напора воздуха.

Различение теплой – холодной воздушной струи.

2-й этап

Постановка звука.

Знакомство с артикуляцией звука.

Показ артикуляции перед зеркалом.

Показ профиля данного звука.

Постановка звука.

По подражанию.

Постановка с использованием вспомогательных звуков.

Постановка с использованием вспомогательных звуков с «включением» голоса ([з], [з’])

Постановка звука с механической помощью.

3-й этап

Автоматизация звука в речи.

Автоматизация изолированного произношения звука (достижение устойчивости полученного результата).

Автоматизация звука в слогах.

Открытых.

Закрытых.

Автоматизация звука в словах.

В начале слова.

В середине слова

В конце слова.

Автоматизация звука в предложениях.

Автоматизация звука в самостоятельной речи ребенка.

Имитационные игры («Воздушный шарик», «Комарик», «Сверчок»)

Произнесение слогов, слов и предложений.

Работа с игровым материалом, картинками.

Заучивание и проговаривание чистоговорок, стихов и скороговорок.

Чтение слов, текстов (по возможности).

4 –й этап

Дифференциация звуков.

Разграничение произношения звуков при отсутствии замены звуков.

«Угадывание» правильного произношения звука.

«Исправление» речи логопеда.

2. Разграничение произношения звуков при замене звуков.

Дифференциация звуков в изолированном положении.

Дифференциация звуков в слогах.

Дифференциация звуков в словах.

Дифференциация звуков в предложениях.

1. Работа с речевым материалом, картинками.