Тематическое планирование при коррекции фонетических недостатков речи.

Сонорная группа звуков ([р], [р`], [л], [л`])

Этапы работы

Содержание работы

Виды работ

1-й этап

(также включен в каждый этап работы)

Подготовка речевого аппарата к постановке звуков.

Развитие подвижности артикуляционного аппарата.

Упражнения, направленные на развитие подвижности губ. («Оскал», «Хоботок», «Хоботок» с последующим «Оскалом»)

Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка.

«Качели», «Часики», «Лопаточка», «Иголочка».

Упражнения для постановки данной группы звуков:

Упражнения перед зеркалом (сопряжённые и отражённые).

Самостоятельные упражнения.

Отработка артикуляционных движений под счёт.

[р], [р`]

«Лошадка»

«Маляр»

«Дятел»

«Грибок»

«Комарик»

«Заведи мотор»

«Почистим зубки»

«Вкусное варенье»

«Индюк»

По необходимости проводить упр. для растяжения подъязычной связки

[л], [л`]

«Месим тесто»

«Блинчики»

«Парус»

«Вкусное варенье»

«Чашка»

«Почистим зубки»

«Индюк»

«Лошадка»,

«Маляр»

Работа над речевым выдохом

Выработка плавного длительного выдоха.

Работа над силой выдоха.

Задания для развития речевого дыхания.

Задания на выработку вибраторных движений кончика языка (для звуков [р], [р`]).

2-й этап

Постановка звука.

Знакомство с артикуляцией звука.

Показ артикуляции перед зеркалом.

Показ профиля данного звука.

Наглядная демонстрация вибрации языка (для звуков [р], [р`]).

Постановка звука.

По подражанию.

Постановка с использованием вспомогательных звуков.

Постановка звука с механической помощью.

3-й этап

Автоматизация звука в речи.

Автоматизация изолированного произношения звука (достижение устойчивости полученного результата).

Автоматизация звука в слогах.

Открытых.

Закрытых.

Автоматизация звука в словах.

В начале слова.

В середине слова

В конце слова.

Автоматизация звука в предложениях.

Автоматизация звука в самостоятельной речи ребенка.

Имитационные игры («Тигр», «Пароход»)

Произнесение слогов, слов и предложений.

Работа с игровым материалом, картинками.

Заучивание и проговаривание чистоговорок, стихов и скороговорок.

Чтение слов, текстов (по возможности).

4 –й этап

Дифференциация звуков.

Разграничение произношения звуков при отсутствии замены звуков.

«Угадывание» правильного произношения звука.

«Исправление» речи логопеда.

2. Разграничение произношения звуков при замене звуков.

Дифференциация звуков в изолированном положении.

Дифференциация звуков в слогах.

Дифференциация звуков в словах.

Дифференциация звуков в предложениях.

1. Работа с речевым материалом, картинками.