Тематическое занятие: «Космическое путешествие».

Цель: формировать представления детей о космосе, освоении космоса людьми, работе космонавтов;

развивать грамматический строй речи; расширять, уточнять и активизировать словарь по теме «День космонавтики. Космос». (Космос, космический корабль, космонавт, солнечная система, станция, иллюминатор, полет, планета, звезда, шлем, скафандр, земляне, невесомость);

развивать навык речевого общения, диалогической речи;

развитие общей моторики;

воспитывать у детей уважение к сверстникам и умение выслушивать друг друга;

формировать навык сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

Ход занятия: 1. Под музыку «Знаете, каким он парнем был» дети входят в зал.

В-ль: Отряд, стой! Раз-два.

Ребенок: Отряд юных космонавтов к занятию готов!

В-ль: Вольно! Прошу занять свои места.

Ребята, посмотрите внимательно на эти иллюстрации. Что на них изображено? (Космос)

Что такое космос? (вселенная; наша земля и все, что существует за ее пределами: звезды и другие планеты).

Как вы думаете, почему я их сегодня повесила? (12 апреля – День космонавтики)

Кто летает в космос? (космонавты)

Показать портрет Ю.Гагарина. Перед вами, ребята, портрет первого в мире космонавта. Как его зовут? Правильно, Ю.А.Гагарин.

12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» Ю.А.Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос. С тех пор, каждый год 12 апреля вся страна отмечает День космонавтики.

Но до человека в Космос отправились собаки: Белка и Стрелка. Ученые хотели убедиться, что человек вернется живым и невредимым. Эти собаки прославились на весь мир. Думаю, что все вы смотрели мультфильм о них. (Показать иллюстрации).

А через два года после полета Ю.Гагарина в космос полетела женщина – Валентина Владимировна Терешкова. (Показать иллюстрации).

А еще через два года был совершён первый выход человека в открытый космос. Первым летчиком-космонавтом, вышедшим в открытый космос, был наш земляк Алексей Леонов. Он провел 10 минут за бортом корабля и показал, что в открытом космосе можно работать.

Какими, на ваш взгляд, должны быть космонавты? (выносливыми, находчивыми, смелыми, трудолюбивыми, сообразительными).

Какое путешествие совершают космонавты? (космическое)

На чем летают космонавты в космос? (космических кораблях, ракетах)

Показать иллюстрации.

Как вы думаете, почему люди захотели полететь в космос?

(Людям захотелось узнать, что на других планетах, исследовать космос, узнать, почему звезды такие яркие.)

А откуда стартуют космические корабли? (с космодрома).

2. А давайте, разомнем наши пальчики. (Развитие мелкой моторики).

В темном небе звезды светят,

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит.

3. А теперь, ребята, давайте поиграем в космонавтов.

И чтоб отправиться в полет, мы построим звездолёт.

Что такое звездолет? (космический корабль, космический аппарат).

Строим с детьми космический корабль из мягких модулей.

4. Звездолет мы смастерили, а багаж собрать забыли.

На космическом корабле нет ничего лишнего, случайного. Поэтому мы возьмем только те вещи, названия которых вы прочитаете в столбиках

сверху вниз. у м у а е ч

р о к р т д

к т и е р я

н в с д у м

и о л у ч ы

г д о в к л

и у р з у о

ф в о о с с

а а д т о и

Все собрано. Но посмотрите на себя, можно ли в нашей одежде отправиться в космос? Почему? Что нам нужно? (скафандры)

Наденем специальные костюмы космонавтов – скафандры. Внимание, займите свои места. Пристегнитесь, начинаем обратный отсчет 5-4-3-2-1- пуск.

Закройте глаза и представьте, что мы летим с огромной скоростью, у вас очень тяжелые руки, ноги, голова. Напрягитесь, почувствуйте эту тяжесть. Но вот мы вырвались из притяжения Земли, откройте глаза, мы в состоянии невесомости.

Как понимаете это слово? (Это такое состояние, когда космонавты и вещи

ничего не весят и плавают в космическом корабле, словно рыбки в аквариуме. Нет ни верха, ни низа. Пролитая вода не растекается лужицей на полу, а собирается в шар, и этот шар весит в воздухе.)

5. Физминутка. Под мелодию «И слышен нам не рокот космодрома..»

Давайте встанем и испытаем это состояние. Мы в невесомости! ( Дети расходятся по залу и стоя на одной ноге, делают медленные движения руками вверх – вниз с выносом прямой ноги)

В невесомости плывем

Мы под самым потолком.

6. Активизация словаря

Теперь весь космический экипаж прошу занять свои места.

Кто знает, как называется окно в ракете? (иллюминатор)

Давайте повторим это трудное слово все вместе. Если мы посмотрим в иллюминатор, то увидим множество звёзд. Огромные скопления звёзд в космическом пространстве образуют Галактику. Звёзды кажутся нам маленькими потому, что находятся далеко.

На самом деле звёзды – это большие раскалённые газовые шары, похожие на солнце. Ведь Солнце тоже является звездой. Вокруг нашего Солнца вращаются девять планет: в «иллюминаторе» (на экране телевизора-слайды с изображением планет). Дети называют планеты: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Это солнечная система. (Показать иллюстрацию). Каждая планета движется по своей орбите или по своему пути.

Какая планета самая большая? Самая маленькая?

На какой планете мы живём?

Как называют людей, живущих на планете Земля? А на Марсе?

Как выглядит наша планета из космоса? Что можно на ней увидеть? (моря, леса, горы ,ледники).

7. Развитие речи.

Космонавты долго находятся в полёте, а чем они занимаются на космическом корабле? (исследуют космос, проводят научные опыты, эксперименты, устраняют неполадки в работе приборов).

И вам я тоже предлагаю поработать, составьте предложения из данных слов.

1)Астроном, звёздами, за, наблюдает.

2)Луна, спутник, это, Земли.

3)корабль, на, летит, Космический, Луну.

8.Вы хорошо поработали, предлагаю подкрепиться. Чтобы быть сильными, как космонавты, и здоровыми, надо есть много овощей. Я вам буду называть слова, а вы хлопнете в ладоши, если это название овоща. (Арбуз, картофель, редис, хлеб, кабачок, тыква, апельсин, лимон, колбаса, баклажан, виноград, орехи, чеснок, капуста, яблоко, банан).

Предлагаю отгадать загадки

1.Среди поля голубого-

Яркий блеск огня большого.

Не спеша огонь тот ходит.

Землю – матушку обходит,

Светит весело в оконце.

Ну, конечно, это….(солнце)

2.Рассыпалось к ночи зерно

Глянул утром, нет ничего. (Звёзды)

3.Ночью по небу гуляю,

Тускло Землю освещаю.

Скучно очень мне одной,

А зовут меня ….(Луной)

4.Буква А, буква А –

Алфавита голова.

Знает Вова, знает Света,

«А» похожа на … (ракету).

8. Итог. С космосом пора прощаться, и на землю возвращаться. Космонавты, по местам! Старт давайте кораблям! 1-2-3-4-5! Вот и дома мы опять!

А здесь нас встречают. Расскажите, что вы узнали во время нашего космического путешествия.

Ответы детей.

Отряд, для награждения, стройся! Вручить медали «Юному космонавту»

В группу шагом марш!