Тенденции развития организационно-правовых форм деятельности учреждения образования

Рост интереса к дошкольному детству относится к числу общемировых общественных тенденций. Ряд исследований западных ученых свидетельствует о том, что в наиболее развитых странах раннее и дошкольное детство рассматриваются как особый национальный ресурс, позволяющий решать сложные проблемы социального и экономического развития.

Потребности в дошкольных образовательных учреждениях и образовательных услугах периода детства детерминированы социально-демографическими показателями. У нас в России сейчас особую актуальность приобрела проблема создания равных условий для образования максимально возможного числа детей старшего дошкольного возраста.

Задача государства – обеспечить разнообразие форм дошкольного об-разования, полностью удовлетворяющее потребности семей, а также регу-лирование многоканальной системы финансирования услуг дошкольного образовательного учреждения.

Дошкольное образование обладает рядом специфических характеристик:

- несамостоятельность потребителя услуг (выбор осуществляет не сам

индивид, а его родители, родственники);

- необязательность ступени дошкольного образования;

- возможность выбора различных форм обучения;

- низкая мобильность контингента;

- преобладание значимости процесса над конечным результатом в

виде уровня обученности и полученного диплома/сертификата (в

отличие от других ступеней образования).

К факторам, дестабилизирующим работу дошкольного образователь-ного учреждения, можно, в первую очередь отнести социальную и эко-номическую нестабильность в стране и регионах. Финансирование дошколь-ных образовательных учреждений является актуальной и самой «больной» проблемой для системы дошкольного образования. Условия содержания де-тей в детском саду нуждаются в улучшении по многим направлениям (мате-риально-техническая база, медицинское и физкультурное оборудование, игрушки, дидактические пособия, организация питания).

В качестве основных финансово-экономических методов государ-ственного регулирования сферы дошкольного образования можно выделить следующие формы:

- бюджетное финансирование образования;

- альтернативные формы финансирования образования;

- налоговое регулирование сферы образования;

- регулирование ценообразования на рынке товаров и услуг образо-

вательных учреждений.

Финансирование образования по своему характеру становится многоуровневым и многоканальным. Многоуровневое финансирование означает, что перечисление средств образовательным учреждениям или на образовательные программы, проекты и мероприятия осуществляется из бюджетов разных уровней (федеральных, региональных и местных). Многоканальное финансирование отличается тем, что источником поступления финансовых ресурсов являются не только ассигнования из бюджетов разных уровней, но и различные виды внебюджетных средств, включая и оплату за образовательные и иные услуги учебных заведений.

В зависимости от сформировавшейся доходной базы субъекта федерации, муниципалитетов и, исходя из доходов семьи, финансово-хозяйственные соотношения могут носить различный характер. Финансирование социальных услуг является совместной задачей муниципальных органов власти, реализующих социальные программы на своей территории, и родителей, чьи дети получают эти услуги.

По форме собственности все дошкольные образовательные учреждения подразделяются на:

- муниципальные, учредителем которых является муниципальный орган

управления образованием;

- муниципальные, находящиеся на балансе предприятий – акционерных

обществ;

- государственные, находящиеся на балансе государственных предприятий;

- являющиеся собственностью акционерных обществ, так как при акциони-

ровании они были включены в уставной капитал.

Содержание и укрепление материальной базы является задачей собственника данного учреждения, по данным Росстата (рис. 1)

Рисунок 1- Сеть учреждений, предоставляющих услуги дошкольного

образования

на 1января 2012 года функционирует 49 329 детских сада, в том числе: 82% (40480) – составляют муниципальные, 16% (7893) –ведомственные и 2% (986) составляют частные детские сады, как ни парадоксально, но в условиях тотального дефицита мест в детских дошкольных учреждениях количество негосударственных образовательных учреждений дошкольного образования не растет, но меняются виды образовательных учреждений, с целью удовлетворения социального заказа (рис. 2).

Рисунок 2- Распределение дошкольных учреждений по видам.

По данным Рособрнадзора на 1 января 2012 года охват детей услугами дошкольного образования составляет 63.3% от общего количества детей дошкольного возраста, по данным Росстата, показатели очередности в дошкольные образовательные учреждения составляет на сегодня около 1 миллиона детей. Не смотря на такие показатели до 2010 года не проис-ходило и развития сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Если же учреждение находится в муниципальном ведении, то финансирование содержания и укрепления его материальной базы является обязанностью муниципалитета.

Образовательная услуга является конституционно гарантированной, и поэтому ее обеспечение – задача субъекта Российской Федерации, как госу-дарственного уровня власти, несущего ответственность за реализацию конституционных гарантий.

Бюджетное финансирование в настоящее время не позволяет покрыть расходы по затратам на текущее содержание и капитальные расходы. Не все положения действующего Законодательства РФ по обеспечению системы образования находят свое отражение в соответствующих нормативных актах министерств и ведомств субъектов Федерации, что создает сложности в их исполнении. Например, в Конституции РФ даются гарантии каждому ребенку на получение бесплатного дошкольного образования. На деле бюджеты муниципальных образований, формируемые в соответствии с областными нормативами, позволяют предоставлять финансовую поддержку не более чем 40% детей в возрасте от 1,5 до 7 лет.

Радикальные изменения социально-экономического устройства общества неизбежно ведут к смене требований к образованию, их дифференциации, к необходимости удовлетворения этих новых требований. В таких условиях невозможно сохраниться, не развиваясь, не совершенствуясь и не изменяясь. Развитие становится единственным способом выживания, назрела необходимость новых преобразований.

Цитируя выдающего ученого . «Коренная перестройка управления экономикой нашей страны, требует революционных перемен во всех аспектах хозяйственного механизма. Необходим отвечающий современным требованиям решительный и последовательный переход от административно-командной модели управления социалистическим народным хозяйством к модели экономической, основанной на реальных экономических интересах участников социалистического производства».

Можно сделать вывод, идеи развития становятся одной из наиболее мощных движущих сил в системе образования. И те, кто осознаёт это, получает больше возможности для эффективного вхождения в новую систему общественных отношений.

Законодательство Российской Федерации регламентирует переход на новые организационно-правовые формы. Реализация законодательства позволит создать базовые условия для повышения эффективности и прозрачности финансирования сферы образования.

Осуществление масштабных преобразований требует больших усилий и согласованных действий многих людей. От замысла до его осуществления сложный путь, и на этом пути встречается много препятствий.

Переход дошкольного образовательного учреждения в новую организационно-правовую форму – близок по своим последствиям вхож-дению в бизнес. Успешное становление образовательного учреждения на рынке образовательных услуг его организационно-правовая форма.

Прежде чем принять решение о трансформации муниципального об-разовательного учреждения в новую организационно-правовую форму необходимо четко и ясно сформулировать суть бизнес – идеи; попытаться понять, что может явиться подтверждением (или гарантом) реальности, верности самой идеи; разработать и реализовать комплекс мероприятий, которые бы позволили этот переход совершить с наименьшими потерями. И, конечно, надо оценить эффект от реализации бизнес – идеи, а также определить будущих надежных партнеров и инвесторов, заинтересованных в успехе. Необходимо оценить состояние рынка образовательных услуг и свою конкурентоспособность, определить программу-минимум, программу-максимум и наиболее вероятную для реализации программу, связанные с этим затраты, риски и гарантии, то есть провести маркетинговое исследование региональной рыночной среды.

Успех перехода дошкольного образовательного учреждения в новую организационно-правовую форму и последующая эффективная деятельность в новом статусе – это результат правильного анализа и прогнозирования процессов его функционирования на подготовительном этапе к переходу.

Г.А.Жукова

Заведующая