Теоретико-методологические основы политической науки

Вопросы:1. Политическое знание.2. Предмет политической науки и структура политического знания.3. Функции политической науки.4. Методология.

Методы политического познания:1. Способность обращения к политическому авторитету.2. Обращение к вере.3. Обращение к гражданам.

Термин “теория” в разговорной речи1. Противопоставление теории практики2. Противопоставление теории опыту.

Теория – история политической мысли

Три уровня политической теории:1. Эмпирический.2. Нормативный (“высшая теория”).3. Философский.

Три вида нормативной теории:1. Предписывающая.2. Предсказательная (положения относительно возможной динамики).3. Оценивающая.

Теория высшего уровня (метатеория) близка к политической философии, изучает наиболее глубинные сыязи и отношения в мире политики, исследует механизмы формирования политической сферы

Теории низшего уровня (прикладные) изучают конкретные политические явления

Критерии научности:1. Объективность.2.

Объектом политической науки является политическая сфера (понятия, характеризующие основные свойства и качества политической жизни, раскрывающие внутренние и внешние зависимости последней в социальной и природной среде)

Предмет политической науки:1. Тенденции и закономерности политики.2. Закономерности формирования и функционирования политической системы.3. Тенденции и закономерности формирования и развития политической власти, форм и методов её функционирования и использования в государственно-организованном обществе.

Эмпирические и теоретические уровни политического знания

осуществляется на уровне абстракции высоких порядков и и использует такие средства как понятия, категории, законы, гипотезы и др., и такие методы, как (метод построения идеализированного объекта), который как бы замещает реальный эксперимент с реальными объектами.(восхождение от абстрактного к конкретному

Политическая теория – отрасль политологии, обеспечивающая концептуальные основания и служащая фундаментом обоснования новых учений, доктрин и моделей упорядочения и обобщения эмпирических данных.

Политическая теория – совокупность когнитивных конструкций, концептуально отображающих содержание и тенденции развития политических процессов различного уровня и построенных на основании определённых методов.

Методология – совокупность познавательных средств, методов, приёмов, используемых в науке.Методология – область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы познавательной деятельности.Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Метод – систематизированная совокупность действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели.

Методология – 2 основных формы:1. Дескриптивная (повествование) – первичный и слабый уровень рефлексии и самосознания политической науки.2. Нормативная – явное учение об общезначимых путях познавательной деятельности.

Формальная – содержательнаяУровни: философский – общенаучный – частно-научный

Структура методологии современной общественной науки:1. Научная аргументация.2. Стратегия научных исследований.3. Технический инструментарий сбора первичной информации.

Периодизация развития методологии политической науки

1. Классический период (до ΧΙΧ в.)2. Институциональный период (XIX – нач. XX ст.)3. Бихевиоралистский период (20-70-е гг. XX в.)4. Постбихевиоралисткий перид (посл. четв. ΧΧ в.)

Структурный функционализмТ. Парсонс и Р. МёртонСуть состоит в рассмотрении общества, его явлений и процессов как социальных систем, имеющих свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию (роль).

3 важнейших методологических принципа структурно-функционального анализа:1. Принцип “функционального общества”: единство теоретического видения заключается не в общей теории, а в бесконечной глубине, совокупности фактов.2. Принцип “функциональной универсальности”: ряд функций из единого множества имеется у всех без исключения объектов исследования, именно в этом и проявляется универсальность функций.3. Принцип “функциональной принудительности”: определённые функции обладают принудительностью или неизбежностью.

СтруктурализмК. Леви-Стросс, М. Фуко, С.Р. Барт, Ж. Деррида

ПостструктурализмМ. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Делез, Ф. Гватари, Ж. Лакан, Р.Барт1. Отвергли идею о наличии у социального мира какой-либо основополагающей логики и структуры.2. Существует лишь поверхностный внешний мир, щлишённый глубинных связей.

Новый институционализмДж. Марч, И. ОлсанПризыв вернуться к изучению политических институтов и вновь возродить приоритет изучения “государства”Главным стало изучение контекстов политических явлений, т.е. основная роль теперь стала отводиться именно исторически разнообразным структурам и институтам.

Теория рационального выбораОбщественную жизнь можно объяснить с точки зрения выбора предпочтенийПолитический институт – совокупность рационально мыслящих, имеющих свои собственные эгоистические устремления людей.

Методологические особенности политической науки

1. Реальность – легко изменчивая, труднодоступная для описания, прогнозирования.2. Использование методологии других наук.

Методы, применяемые в политической науке:1. Общие, направленные на изучение политических объектов, процессов и явлений.2. Общелогические методы (синтез, сравнение, индукция, дедукция, описание, сопоставление, анализ).3. Методы эмпирического исследования (наблюдение, изучение документов, анкетирование).

Существует ли у политологии собственные, только ей присущие методы изучения?

Парадигмы политической науки

Томас Самюэл Кун – американский историк и философ.Автор понятия “парадигма” (исторически сложившаяся система воззрений)

Парадигмы:1. Теологическая (базируется на сверхъестественном объяснении природы государственной власти и видела истоки этой власти в божественной воле, религиозных кодексах);2. Натуралистическая (ориентируется на рассмотрение человека как части природы и объяснение политики природной средой: географическими факторами, биологической конструкцией, временными психическими свойствами и т. д.Конрад Лоуренс «Агрессия или так называемое зло»);3. Социоцентристская парадигма (общественное происхождение природы политики);4. Культурологическая парадигма (политика — продукт деятельности);5. Аналитико-эмпирическая парадигма;6. Неомарксизм — альтернативная гуманистическая парадигма;7. Постмодернизм (плюрализм).

Методологии политологического исследованияЭтапы:1. Классический (нормативизм и рационализм);2. Неоклассический период (появление критики и негативизма нормативистского подхода);3. Постмодернизм (парадигмальная толерантность).

Виды исследования:1. Объективистский (универсальность критериев научной достоверности);2. Гуманистический.

Метод науки:1. Содержательно-генетическая часть;2. Формально-логическая часть.

Политика как объект теоретического исследования и как общественное явление

Вебер М. «Политика как призвание, профессия и общественное произведение»

Шмидт К. «Понятие политического»

Аристотель:Политика – наука, знание о том, как наилучшим образом организовать совместную жизньЦель политики – высшее благо

Polis – город-государствоPoliticos – политическая культураPoliteo – политическая социализацияPoliteia – общественный строй

Политика – аспекты:

Политика как курс, на основе которого принимаются меры и решения: международная, социальная и т.п.;

Политика как сфера: удержание государственной власти;

Политика как искусство управлять.

Политика как программа, метод действия осуществляемого человеком или группой людей

Развитие представления о политике:

V-IV вв. до н.э. – XVI-XVII вв. н.э. – государство-центристский уровень развития политической науки: государство – основной субъект политики;

XVII – XIX вв. – переход от государство-центристского к социо-центристскому: общество отделяется от государства; главной темой исследования становится взаимодействие государства и общества;

Вторая половина XΙX в. – XXI в.: этап утверждения социо-центристского, а затем антропо-центристского видения политических процессов.

Основные концепции политики:

Концепция Макса Вебера – рассматривает в контексте теории социального действия: Политика (в широком смысле) – все виды деятельности по самостоятельному руководству.Политика (в узком, научном смысле) – стремление к участию во власти или к оказанию влияния на её распределение.Типология индивидов по Веберу:а) Политики по случаю (избиратели);б) Политики по совместительству (партийные активисты);в) Профессиональные политики (государственные деятели, чиновники).

Концепция Карла Шмидта:Политика – критерий для принятия определённого рода решенийКритерий политического – противоположность, интенсивность к нейСфера политики – воплощение воли народаНарод существует политически только в том случае, если составляет собой независимую политическую общность;

Концепция Томаса Парсонса:Функциональный подходСубъект политики – власть как средство организации

Бихевиоралистская концепция политики:Политическое поведение индивида – реакция на некие воздействия средыСторонники: Г. Лассуэл

Коммуникативная концепция политики:Ханна АрендтПолитика – царство свободы, где нет разделения на управляющих и управляемыхСравнение с греческим полисомСвобода в политике – сопротивление, особое личное мнение в контексте несогласияПолитика – вечная идея осознания положения человекаХаверман, ЛуманПолитическая среда – мир коммуникаций и соответствующих техник общения индивидов.

Концепция политики Режи Дебре:Политика – треугольник, включающий в себя:а) государство;б) СМИ;в) интеллигенция.

Марксистская концепция политики:а) Мир политического выводится из экономического базиса обществаб) Политика – борьба класса за властьв) Политика – насилие, классовое принуждение, осуществляемое государственной властьюг) Политика – сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями, др. социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти.

Политика там, где:

Есть наличие общих целей и принятий согласованных решений;

Отдельные люди или целый группы осуществляют контроль за целедостижением с помощью власти;

Имеются политические институты, существует целостная система власти;

Люди обладают способностью использовать политические институты.

Генезис политики

Подходы:

Теологический – политика происходит из божественной воли;

Антропологический: объясняет необходимость политики природой человека;

Психологический: политика – проявление энергии;

Социологический: политика имеет общественной происхождение.

Основные взгляды на политику:

Искусство государственного управления;

Публичный процесс;

Компромисс и консенсус;

Власть и распределение ресурсов.

Политика – деятельность, связанная с властью.

Власть как объект политологического анализа

Кратология – властеведение

Le pouvoir (фр). = центральное правительствоThe power (англ.) = власть, держава, государствоDie Gewalt (нем.) = мощь, насилиеMoc (чешск.) = мощь, родина, отечество

«Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как средству, подчинённому другим целям (идеальным или эгоистическим), либо к власти ради «неё самой», чтобы насладиться чувством престижа, которое она даёт» – Макс Вебер

Интерпретация власти

Древний период:а) господство человека над самим собой;б) свойство, присущее обществу свободных, образованных людей.

Средневековье: теократическая концепция власти;

Новое время: перенос рассмотрения власти божественного на социальное проявление = сфера взаимодействия людей;

Эпоха Возрождения: технологии власти ориентированы на нравственные и иные императивы поведения отдельного человека.

Существование власти есть следствие существования народного суверенитета.

Подходы к исследованию власти:

Биологический подход: в основе власти – биологическая природа человека, власть – естественное стремление человека подчинять и подчиняться;

Политико-антропологический подход (Морис Годелье «Инцест, родство, власть» (1990)): власть – насилие господствующих с одной стороны, и согласие подчинённых с другой, согласие – ключевой фактор власти;

Психологический подход: власть – взаимодействие воли одного, стремящегося к господству, и готовность второго к подчинению первому;

Социологический подход: власть – отношение, взаимодействие двух сторон, в основе которого лежат господство и подчинение;

Философский подход: власть существует как общественная категория, это волевое отношение между людьми; истоки её возникновения уходят в общественную природу человека и связаны с совокупностью его материальных и духовных потребностей и интересов.

3 основных подхода к изучению власти:

Субъективистский: «Кто правит и кем управляет?»;

Экономический: главный вопрос – «накопление» власти;

Структурно-процессуальный: «Как государство влияет на общество?»

Системные концепции власти (Парсонс, Истон)

Власть – элемент сложной совокупности взаимодействующих факторов, образующих политическую систему.Политическая система трактуется как совокупность взаимодействий, а власть как безличное свойство, как её атрибут.

Подход Т. Парсонса к понятию «власть»«Социологическая теория и современное общество»Положения:

Власть понимается как совокупность отношений между субъектами, выполняющими определённые закреплённые за ними социальные роли.

Власть – элемент оборота во взаимодействиях индивидов и коллективов внутри общественной подсистемы.

Власть носит символический характер, а ценность её в том, что за неё можно что-то получить.

Власть – обобщённый посредник в политической системе.

Парсонс ограничивает власть легитимными и институционализированными формами, она не контролирует все сферы жизни общества.

Истон усматривал политику в авторитарном принятии решений и распределении ценностей.

Коммуникативные концепции власти (Х. Арендт)

Власть – специфическая форма социальной коммуникации между равными субъектами.Люди совместно создают власть посредством коммуникативной деятельности и взаимодействия.Власть не отождествляется со всеми способами управления. Понятия «власть», «сила», «могущество», «авторитет», «насилие» характеризуют средства, с помощью которых одни люди правят другими.Власть и насилие часто идут рука об руку, они являются противоположностями. Власть на насилии не основывается, более того, насилие может разрушить власть, но не способно создать её.

По направленности власть может быть: созидательной, позитивной, негативной.

Арендт ставит под сомнение классическую трактовку власти и не соглашается с тем, что власть помогает одной социальной группе управлять другой.Власть не является собственностью индивида, но находится в полном взаимодействии с человеческой способностью не просто действовать, а действовать совместно.

Власть существует везде, где есть совместная деятельность. Она является необходимым атрибутом общественных отношений, её суть заключается в переводе материальных и духовных интересов и сил в совместное действие.

Никлас Луман «Власть»

Исследует власть как символически генерализованное средство коммуникации, анализирует его в связи с теорией обществе в целом.

Властью над обществом обладает только политическая система как целое, ядро политической системы – политическая власть.Политическая власть – социальный феномен, его качествами являются символичность, обобщённость, легитимность и специализация.

Власть ограничивает возможности партнёров выбирать «поле игры».

Типы социального взаимодействия:

Деньги;

Истина;

Любовь;

Власть.

Власть – средство выражения воли властвующего и форма реализации мотивированных ожиданий подчинённых субъектов.

Юрген Хабермас – автор концепции рациональной коммуникации

Человеческое общество создано ради рационализации действий.Существует два типа власти:

Власть, рождающаяся в процессе коммуникации;

Власть, административно применяемая.

Власть, рождающаяся в процессе коммуникации – власть, существующая в границах «жизненного мира».Власть, административно применяемая, присуща системе.

Власть – сфера формально организованного действия.

В основе власти лежит целерациональное построение.

Мишель Крозье

Власть ограничивается рамками социальных институтов и организаций.Выделение между субъектами и объектами власти переговоров, которые предопределяют, детерминируют развитие этих отношений.

Связь отношений власти с организационными структурами.

Сводит анализ человеческой личности к единственной функции – рациональному расчёту.

Роджерс и Мишель Кларк

Власть – способность, потенциал индивидов создавать условия, принимать решения и предпринимать действия, которые являются предопределяющими действия других.

Поведенческие концепции власти (Ч. Мерриам, Г. Лассуэлл, Дж. Кетлин)

Модели власти:

Силовая (власть формируется путём принуждения);Власть = «воля к власти».Власть, к которой устремляется человек, – средство к «улучшению его политического состояния», средство достижения лучшего.Власть – это и цель, и средство.Доминанта силы и насилия во властных отношениях естественна и природна.Государственная власть возникает и воспроизводится путём концентрации, слияния, разъединения, столкновения, борьбы и постоянного балансирования имманентных всем политическим субъектам воль к власти.

Рыночная модель власти:Политические отношения – рынок власти.Власть продаётся и покупается и осуществляется благодаря этим отношениям.Функционирование политической системы обеспечивают правила рыночной торговли: учёт спроса и предложения, стремление к выгоде, выравнивание цен, конкуренция продавцов и покупателей.

Игровая модель власти:Субъекты власти различаются не только различными импульсами «воли к власти», но и стратегиями поведения.Политическая мотивация способна приобретать черты игровой психологии.Борьба за власть мотивируется не только целью приобретения власти, но также своим «игровым» характером, доставляющим особое удовлетворение её участникам.Стремление к выигрышу может стать сильнее любых моральных и юридических запретов.Политический мир – театр.

Постмодернистские концепции власти (Мишель Фуко)

Функционирование власти не зависит от её носителя.

Власть не является отношением доминирования субъекта и объекта.Объекта власти вообще не существует.

Власть не является никакой субъективной способностью.Она осуществляется через мотивы, через интересы, но никогда не тождественна им.

Власть – больше, чем репрессии.

Она всегда присуща тем сферам бытия, в которых она проявляется.

Власть – функция политических технологий в отношении общества.

Политическая легитимность

- признание большинством законности власти.

Индивид как субъект политики

Современные взгляды формировались под влиянием:

Патерналистской концепции личности – Человек – бессознательный участник политики;

Взглядов Платона и Аристотеля – Об индивидуальной природе человека, индивид – существо политическое;

Рассуждений Т. Гоббса – Человек – существо движимое лишь своими эгоистическими интересами;

Теории Дж. Локка – Человек – изначально социальное существо;

Концепции Ж.-Ж. Руссо – О «благородном дикаре»;

Марксистской модели – Природа человека социальна, общество формируют человека;

Социального дарвинизма – Выживают лишь наиболее приспособленные индивиды, конкуренция не только неизбежна, но и желательна;

Бихевиористской концепции;

Биосоциальной концепции К. Лоренца – Человеческая природа стабильна в силу неизменности инстинктов как наследственности.

Модели взаимоотношений между властью и человеком:

Патерналистская, этатистская (государство – главный субъект политики, имеет неоспоримый авторитет и преимущество перед человеком);

Срединная (идея гармоничных отношений между государством и личностью, принципы солидарности и субсидиарности);

Либеральная (личность – высшая социальная ценность, идея суверенитет личности; государство подконтрольно народу; идея гражданского общества).

Три типа отношений между человеком и политикой:

Состояние приобщения человека к политике (формы активного политического поведения, реализация своих потребностей через воздействие на систему политической власти; социальный статус);

Состояние отчуждения или аномии (разрыв связи человека и политической системы, чувство безвластия и невозможности влияния на политические процессы);

Полное слияние человека и политической структуры.

Субъекты политики:

Аристотель: «Государственный муж», «политический человек»;

Макиавелли: «Государь», «партии», «сословия»;

Т. Гоббс: «Политические тела»;

Гегель: «Государственные институты»;

Карл Маркс: «Классы»;

Л. Гумплович: «Расы», «нации», «народы».

Политическая активность – все виды и способы активности воздействия политического субъекта на объективный мир и других субъектов политики:

Политическая деятельность;

Политическое поведение;

Политическое участие.

Критерии выделения политических субъектов:

Конкретные действия;

Степень реального влияния на принятие политических решений;

Степень их организационной оформленности.

Классификация политических субъектов:

Единичные и групповые;

Физические и юридические;

Внутренней и внешней политики.

Индивид – публичный субъект политики:

Личность как индивидуальные психо-физиологические особенности человека;

Личность как представитель группы;

Личность как относительно самостоятельный активный участник политической жизни.

Политический индивид по Г. Алмонду (степень политической активности, её сознательности):

Субъекты персональные;

Субъекты-поданные;

Субъекты-патриципанты.

Политический индивид (по Веберу):

«Политик по случаю»;

«Политик по совместительству»;

«Политик как профессионал».

Мишель Жирар



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст