Территория детского сада.

Хочется начать свое выступление словами французского поэта Жака Делиля:

С тех пор как человек пахать обрёл уменье

Украсить дом и двор, он ощутил стремленье

И стал вокруг себя сажать для красоты

По вкусу своему деревья и цветы.

Под ландшафтным дизайном детского сада в наши дни понимается особый вид деятельности, направленный на создание гармоничного и целесообразного окружения для жизни детей. Ландшафт местности слагается из ряда пейзажей.

Как в пейзажной живописи, где изображение природы художником отражает его отношение к природе, его мысли, чувства, так и в ландшафтном искусстве изменение природы, сделанное в натуре по определенному замыслу, создаёт определённые пейзажные картины.

В нашем детском саду в построении ландшафтного дизайна легла в основу экологическая тропинка. Понимая то, что в природном ландшафте растительность воспринимается в общих массах, она создает многоплановость в ландшафте, все группировки воспринимаются крупными пятнами, а вот в детском саду среди декоративных качеств растительности особую роль приобретают фактура и цвет листьев, ствола, ветвление каждого дерева, яркие тона цветов.

Существует хорошая пословица: человека встречают по одёжке, провожают по уму. Поэтому большое значение имеет внешний вид детского сада и окружающая его территория, но она должна быть не только красивой, но экологически чистой. Ведь именно здесь мы проводим большую часть времени. Экологическая обстановка влияет на здоровье детей и организм в целом.

Общаясь с природой, ребёнок ощущает благотворное воздействие растительного мира, насекомых, птиц; близкий контакт с природной средой создаёт психофизиологическую гармонию благодаря благотворному влиянию солнечного света, комфортному повышению влажности воздуха среди растений вместе с жизнерадостной цветовой гаммой, запахами цветов и деревьев.

Часто у воспитателей возникает вопрос: нужно ли сразу посещать все точки тропинки? Конечно, нет. Все зависит от возраста ваших детей и ваших целей. В разное время вы можете посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года.

Если у вас ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки, если же вы преследуете конкретную цель (например, при помощи луп исследовать ствол березы), то ограничитесь только одним объектом.

Наш лесной уголок это: полянка с лесной тропинкой, пенёк, покрытый мхом, бревно, кора которого отслаивается, травянистые растения: земляника, папоротник, лютик, липовая аллея с открытыми корнями на поверхности земли. В лесу создали кормушку для поддержания жизни птиц, которые в свою очередь оберегают лесной уголок от вредных насекомых, осуществляется постоянная подкормка птиц.

Планирование работы на экологической тропинке возможно осуществлять с учетом сезонных изменений и местных условий. Учитывая особенности возраста и также специфику этой развивающей среды, при организации работы на экологической тропинке можно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия – опыты, занятия — наблюдения, экологические игры, праздники.

Например, путешествие в пустыню. На этапе предварительной работы происходит нацеливание детей на исследование объекта посредством проблемных вопросов, погружение в ситуацию изучаемого объекта. Прохождение маршрута — это изучение плана маршрута, постановка целей исследований, обследование видовой точки, вывод самостоятельных наблюдений в природе.

На лугу детского сада могут расти: пырей, мышиный горошек, тысячелистник, луговой василёк, клевер, луговая герань и луговая ромашка. Наблюдая за луговыми цветами дети учатся их узнавать и называть, развивается умственная операция сравнения (нахождение общего и различия), обобщается представление о типичной морфологии растений.

(Водоём) Основным направлением объекта является формирование представления детей о типичной экосистеме водоём, показать детям взаимосвязь всего живого в природе. Возле водоёма целесообразно высаживать рогос (камыши), бегонию, стрелолист, касатика водного, циперус. Водные растения нуждаются в постоянном уходе, поэтому дорожки выложены из камней.

Инновационной работой стали маршруты с использованием проектного метода, где дети изучают жизнь растительного мира, учатся выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность, защищать свои решения.

(Теплица) Нами был создан исследовательский проект “растительный мир”, целью которого стало формирование экологического миропонимания и целесообразности взаимодействия с природой. Дети высаживали рассаду, наблюдали за ростом растений в тепличных условиях, тем самым имели возможность сравнить развитие растения в естественной и искусственной среде.

Во время проекта дети вели самостоятельную поисковую деятельность, отвечая на вопрос, что я знаю о росте растения. В искусственно созданной среде были организованы наблюдения за ростом цветочных и огородных культур.

Решая этот ландшафтный дизайн, был проведён в летний период проект «цветочный мир» по развитию естественнонаучных представлений, формируя у детей гуманно-ценностное отношение к природе. Были созданы с детьми и их родителями клумбы: “цветы моего детства”, бархатная аллея “солнышко”, аллея “колокольный звон”.

(Клумбы) Цветы как люди на добро щедры

И щедро нежность людям отдавая

Они цветут сердца отогревая.

Есть просто храм, есть храм науки

А есть ещё природы храм

С цветами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам

(Лекарственный огород) Был создан творческий проект “лекарственное лукошко”, где дети придумали дизайн лекарственного огорода, осуществлялось обучение детей взаимосвязи — здоровья человека с природой, целебные свойства лекарственных растений.

В лекарственное лукошко высадили мяту перечную и душистую, календулу, лекарственную ромашку, мать-и-мачеху, подорожник, одуванчик.

На территории детского сада организована метео-площадка, где растут

растения барометры : мать-и-мачеха, одуванчики, клевер, мальвы; деревья —синоптики – липа, каштан; кустарники – акация.

Цветочные часы: это и календула, одуванчик, цикорий, смолка, ночная фиалка. Дети наблюдают за цветением растений и фиксируют в дневнике наблюдений момент пробуждения цветка в течении дня, устанавливают связь растения с изменениями в погоде.

Закончить своё выступление я хочу словами выдающегося русского педагога К.Д.Ушинского, который говорил, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога. И это замечание справедливо по отношению к ландшафтному участку детского сада, имеющего свои неповторимые прелести в каждое время года, суток, при любом состоянии погоды.