Статья

Учителя географии ГООУ Волгоградская санаторная школа – интернат «СОЗВЕЗДИЕ »

Родиной М.В.

«Тьюторство как средство решения современных требований образования »

Г. Волгоград 2011

Тьюторство как средство решения современных требований образования.

Тьюторство – индивидуальное наставничество и сопровождение, система преподавания, применяемая в Оксфорде и еще некоторых учебных заведениях мира. У нас  этим словом обозначается системы преподавания (индивидуального сопровождения), обучение умение выявить потенциал “ученика” и вести его в нужном вам направлении в соответствии с его возможностями. Актуальность применения этого метода обусловлена сменой концепций школьного образования, которая заключается в переходе от идеологии долга к идеологии права, от унитарной государственной системы образовательных учреждений к вариативной образовательной системе, от гарантии положительного результата учебной деятельности к гарантиям шанса на успех. Школа должна в любой ситуации предоставлять учащимся шанс на успех, но не гарантировать положительный результат, достижение которого зависит от собственной активности учащегося. При этом имеется в виду, что по мере взросления учащихся возрастает их личная ответственность за использование предоставляемых возможностей в сфере образования. Гарантия на успех выражается в праве выбора образовательного маршрута, способов педагогической помощи. При таком подходе результатом образовательной деятельности является образованность личности, т.е. способность самостоятельно решать проблемы на основе использования социального опыта при одновременном расширении круга значимых проблем. Предлагаемый подход не отрицает важности знаний, однако знания рассматриваются не как самоцель, а как средство решения актуальных для личности проблем, создание условий для достижения учащимися уровня образованности, определяемого как «компетентность».

В нашем образовательном учреждении ГООУ «Созвездие » г. Волгограда тьюторство введено с 2007 года. Целью нашей работы стало формирование образовательной рефлексии, т.е. создание условий для осмысления учащимся своей образовательной истории и построение проекта собственного образования через создание образа себя в будущем. Помочь осознать им свои возможности и образовательные перспективы, сделать осознанный заказ к обучению, то есть составить свою индивидуальную образовательную программу.

В данной статье я хочу поделиться опытом своей работы. Для выявления учащихся желающих иметь мое педагогическое сопровождение провожу анкетирования, индивидуальное собеседование, диагностики. На втором этапе каждому учащемуся составляю индивидуальную образовательную траекторию на несколько лет. Она состоит из нескольких направлений. Первое направление включает в себя: углубление теоретических знаний по географии, применение теоретических знаний для решения практических задач по географии, применение теоретических знаний для решения проблемных вопросов географии, изучение на повышенном уровне для подготовки к профессии, связанной с географией.(сдаче ЕГЭ по предмету). Второе направление – формирование информационной компетентности. Третье направление- формирование навыков научно-исследовательской, проектной деятельности. Четвертое направление- помощь в выведении своих образовательных проектов в социальную сферу.

Для реализации этих направлений мною используются разнообразные формы и методы. Еженедельно проводится тьюториал – очное занятие на основе активных методов обучения. Оказываю помощь в проведении научно-исследовательской работы, создании проектов. Организую участие в школьных. районных, городских, областных, интернет конкурсах, олимпиадах, тестировании по ГИА, ЕГЭ в ИПК, в ВОЛГУ, ВГПУ. Вместе с учащимися принимаю участие в профориентационных экскурсиях в учебные заведения Волгограда.

Для того чтобы эти традиционные, выше изложенные направления, формы и методы, которые применялись мною ранее как учителем, могли соответствовать новым целям мне пришлось поменять принципы работы. Основными принципами работы стали:

1.ученик субъект целеполагания, т.е. сам определяет цели своей деятельности.

2. определяющая роль самообразования – бόльшую часть деятельности ученик проводит самостоятельно.

3.интерактивность – обязательным элементом является взаимодействие учащегося с тьютером. Индивидуальную образовательную траекторию рассматриваю как последовательность образов проектов, которые замысливает и реализует воспитанник вместе со своим педагогом.

4. главный способ передачи знаний «компетентностный », т.е. деятельность тьютора направлена не на трансляцию учебной информации, а на работу с субъектным опытом, желаниями учащегося.

5.совместная рефлексия в реализации индивидуального учебного плана.

6.убеждение, а не принуждение главный способ общения.

Подводя итоги своей работы, могу сделать следующие выводы:

удержаться в позиции тьютора нелегко, так как поменять старые учительские принципы сложнее, чем форму, содержание своей работы.

Конечный результат тьютора, в отличие от учителя, это не конкретные победы в конкурсах, олимпиадах и даже не поступление в вуз, а осознание учеником собственных возможностей и определение в соответствии с этим своего правильного жизненного пути. Это позволяет человеку удовлетворить свою потребность в самореализации, что как известно и приносит истинное счастье. Важность цели определяет большую степень ответственности тьютора. К сожалению, определить успешность таких результатов возможно лишь через много лет. Но в результате этой деятельности возвращается истинный смысл, назначение деятельности педагога: подготовка человека к жизни, определение её цели и смысла.