Тренинговое занятие «Общение между нами и детьми»

Цели:

1.  Овладение навыками общения с ребенком.

2.  Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на выявление позитивных средств общения с ребенком.

Оборудование: распечатанный тест, клубок ниток, листы бумаги и карандаши, цветовая палитра, спокойная музыка.

Ход тренинга:

Добрый день, я очень рада вас приветствовать на нашем тренинге «Общение между нами и детьми». Сегодня очень хороший и приятный день, у нас очень хорошая и тёплая атмосфера в кабинете, все очень красивые, положительно настроенный на наше занятие, у всех очень замечательное настроение, ну, если нет, надеемся, поднимется к концу тренинга.

Позитивно относиться – не значит сюсюкать, лелеять, баловать детей, это умение принять точку зрения ребенка, понять его как целостную личность.

Наше занятие направлено на формирование модели положительного, личностно-ориентированного взаимодействия с детьми дошкольного возраста.

Поприветствуйте своего соседа открытой, доброй улыбкой. Скажите несколько приятных слов. Улыбнулись? Значит, вы готовы к занятию.

Трудно ли улыбаться всем? Что вы испытываете, когда вам улыбаются?

У меня в руках клубок ниток. Мне бы очень хотелось узнать какое у вас настроение, и какие вы. Начну с себя. Меня зовут Ирина, я очень ответственный человек, мне очень нравиться моя работа и особенно работа с детьми, особенно когда видны результаты работы. Передаю клубок другому участнику, этот участник следующему. Клубок должен побывать у всех участников по 1 разу.

Сейчас мы будем разматывать клубок, и каждый участник наматывает себе на палец нитку и говорит фразу: «Я люблю…» (и говорите что любите).

А теперь давайте подёргаем за нитку и ощутим, что мы все друг с другом связаны одной ниточкой.

Что вы ощутили, когда почувствовали, что все связаны одной нитью? (высказывание каждого участника)

Основная часть:

А сейчас мне бы хотелось с вами договориться о нескольких правилах нашего тренинга. Эти правила касаются не только участников сегодняшнего тренинга, но и меня в равной степени.

Принятие правил работы группы.

ПРАВИЛО ДОБРОВОЛЬНОСТИ.

В тренинге участвуют только те, кто хочет. Участник должен иметь свою внутреннюю заинтересованность.

2. ПРАВИЛО РАВЕНСТВА.

Правило предполагает, что все члены группы, независимо от их возраста, статуса, социального положения, равны. Общение между участниками тренинга на «ты» и по имени.

3. ПРАВИЛО «ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ»

Оно означает, что действие происходит в настоящем времени и, что все возникающие вопросы и проблемы должны решаться в группе в момент их возникновения или осознания.

4. ПЕРСОНИФИКАЦИЯ И ЛАКОНИЧНОСТЬ ВЫСКАЗЫВАНИЙ.

Каждый говорит от своего имени, кратко и только по существу.

5. ОТКРЫТОСТЬ, ИСКРЕННОСТЬ В ОБЩЕНИИ, ЭМПАТИЯ.

Это правило предусматривает открытость позиций, взглядов, высказываний каждого; откровенность; авансирование доброго отношений ко всем членам группы; безоценочное восприятие участников группы, их мыслей и чувств.

Ориентация членов группы на взаимную поддержку.

6. АКТИВНОСТЬ.

Каждый обязан активно участвовать, высказывать свои мысли и выражать чувства. «Отсиживаться» на занятии и быть сторонним наблюдателем запрещается. Участник тренинга должен активизировать свои интеллектуальные и эмоциональные силы на самореализацию, поддержку других членов группы и развитие процесса тренинга.

7. ПРАВИЛО «СТОП».

Оно вводится с целью обеспечения психологической защиты личности и является уточнением к предыдущему. Данное правило означает, что каждый член группы имеет право отказаться от участия в одном из упражнений, а также отказаться отвечать на тот или иной вопрос членов группы.

8. ПРАВИЛО КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ.

Оно означает, что все, о чем говорится на тренинге не должно разглашаться, обсуждаться с другими (даже самыми близкими) людьми, не являющимися членами группы. Особенно это касается сугубо личной информации.

Это правило может быть ужесточено, – когда даже члены группы не имеют право обсуждать информацию друг с другом вне занятий. Можно это правило упростить, – когда разрешается говорить о тренинге друг с другом и с другими людьми, если только обсуждаемая тема не касается сугубо конфиденциальной информации о членах группы.

9. Уважение говорящего. Когда кто-либо из участников высказывается, нельзя его перебивать, обращаясь к кому-либо из участников нужно смотреть на него.

У вас есть какие-нибудь вопросы по правилам?

Какие предложения по поводу изменения правил?

Ритуал принятия правил:

Ведущий: торжественно обещаю следовать этим правилам, а теперь участники, все хором говорим: торжественно клянёмся следовать правилам тренинга.

Упражнение 1. Возвращение в свое детство. 

Сядьте удобно, закройте глаза, припомните какой-либо момент своего общения со взрослым (воспитателем) в детском возрасте, проанализируйте свои ощущения (с позиции себя-ребенка и с позиции себя-воспитателя). Какие чувства вызывает у вас это воспоминание? (высказывание каждого участника)

Упражнение 2. Дошкольник в эпитетах.

Дайте характеристику дошкольнику одним эпитетом (обозначить самое значимое). Эпитеты не должны повторяться.

Упражнение 3. Радость общения с ребенком. Закончите фразы:

•  мне нравится общаться с детьми, потому что…

•  длительное общение с детьми меня раздражает, потому что…

Проигрывая ситуации, сконцентрируйте внимание на своих ощущениях и способах нейтрализации негатива по отношению к детям.

Упражнение 4. Если я сейчас…

Нарисуйте свой собственный образ в ситуациях:

•  если я сейчас воспитатель, то…

•  если я сейчас ребенок, то…

Можно рисовать все что хочется – тот образ, в котором вы себя представляете в этих ситуациях. Это может быть пейзаж, натюрморт, какой-нибудь ребус, что-то из мира фантастики, какая-нибудь абстракция. Это может быть что угодно – то, с чем вы себя связываете, ассоциируете, сравниваете.

Упражнение 5. Мое настроение сегодня.

Выразите свое настроение, используя для этого цветовую палитру. Объясните, почему вы выбрали именно этот цвет, что он для вас значит.

Упражнение 6. Активное слушание детей.

В анализе предложенных ситуаций поупражняйтесь в способах децентрации личности педагога в процессе общения с дошкольником. Представьте себе, что вы в возрасте от 3 до 7 лет. У вас возникла проблема, что вы чувствуете в этот момент.

•  Ребенку сделали укол, он плачет: “Доктор плохой!”

•  Старший сын – маме: “Ты всегда ее (младшую сестру) защищаешь, говоришь, что она маленькая, а меня никогда не жалеешь”.

•  Ребенок роняет чашку, та разбивается: “Ой, моя чашка!”

•  Мама укладывает дочку спать. Маленькая Маша просит маму посидеть с ней.

•  Мама сидит на скамейке в парке, к ней в слезах подбегает ее малыш: “Он отнял мою машину!”

 

Упражнение 7. “Сильные стороны”.

Участники делятся на пары. Первый член пары в течение двух минут рассказывает партнеру о своем затруднении в педагогической практике. Второй, выслушав, должен проанализировать сложившуюся ситуацию таким образом, чтобы найти сильные стороны в поведении партнера и подробно рассказать о них ему. Потом партнеры меняются местами.

Какие вызвали затруднения в выполнение этого упражнения?

По итогам данного упражнения происходит обсуждение того, что вызвало затруднение со стороны участников тренинга.

В ходе общего анализа проведенного занятия ведущий обращает внимание на осознание потребностей, жизненных целей и профессиональных мотивов участников тренинга.

А теперь проведём тест «Какой я воспитатель?»

ТЕСТ “КАКОЙ Я ВОСПИТАТЕЛЬ?”

На вопросы отвечают так: да, скорее да, скорее нет, нет.

1.  Довольна ли я собой?

2.  Способна ли я выслушать другую точку зрения, проявить гибкость, принимая позицию другого?

3.  Как я переношу критику, необходимую для моего профессионального роста?

4.  Какой мои воспитанники видят меня? Могу ли я взглянуть на себя их глазами?

5. Интересуют ли меня люди, их проблемы, профессиональные дела и обязанности?

6.  Ищу ли я причины затруднений детей при обучении, стараюсь ли менять характер занятий и заданий, если не вижу у детей ожидаемых результатов и реакций?

7. Пробуждает ли мой стиль воспитания интерес к обучению у дошкольников?

8.  Знаю ли я, как мои воспитанники видят мир, что любят, во что верят, чем интересуются?

9. Считаю ли я, что причины невысоких успехов детей состоят в их неспособности?

 

Поставьте в 1-м и 9-м вопросах за ответы: да – 0, скорее да – 3, скорее нет – 7, нет – 10 очков. В остальных случаях наоборот: да – 10, скорее да – 7, скорее нет – 3, нет – 0. Подсчитайте сумму.

 

100-75 очков. Вы правильно понимаете требования к воспитателю и работаете согласно этим требованиям: уверены в себе, считаете себя способной изменяться, работать над собой, видите причины затруднений детей, интересуетесь личностью ребенка, а не прохождением программы, стремитесь сделать процесс воспитания и обучения интересным.

75 - 55 очков. Такие профессиональные качества, как терпимость, интерес к внутреннему миру ребенка, стремление изменяться, развиты у вас чуть ниже желаемого уровня. Вам, вероятно, следует чаще задавать себе подобные вопросы, выявлять проблемы профессионального роста и решать их.

Ниже 55 очков. Вы многое не совсем верно понимаете в профессиональном труде воспитателя. Следует задуматься, проанализировать работу, ее результаты, вашу удовлетворенность ею.

Упражнение 8. «Карусель»

Цель: Формирование уверенного поведения; развитие рефлексии.

Члены группы становятся по принципу карусели, т.е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний (неподвижный) и внешний (подвижный), участники которого располагаются лицом к центру круга.

Ведущий дает задания:

1. Перед вами ребенок (член внутреннего круга), который напуган, вы (член внешнего круга) родитель. Ваша задача его успокоить.

По команде «стоп» диалог прекращается, и вводятся новые задания:

2. Вас толкнули в автобусе. Перед вами ваш обидчик…

3. После длительной разлуки вы встречаете лучшего друга…

4. Вы педагог, а перед вами воспитанник, который набедокурил…

Далее ролевые позиции представители внешнего и внутреннего кругов меняются.

Упражнение завершается обсуждением того, какие чувства испытывали участники в разных ролевых ситуациях, удалось ли им их разрешить. Какие выводы можно сделать из тех ролей, которые в реальной жизни играем мы, и играют с нами другие.

Релаксация:

Игра-фантазия «Посылай и воспринимай уверенность».

Цель: релаксация, закрепление положительных эмоций. (5 мин)

Игра проводится под релаксационную музыку.

– Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха… теперь представьте себе, что над Вашей головой висит чудесная золотая звезда. Это – Ваша звезда, она принадлежит Вам и заботится о том, чтобы Вы были счастливы.

Представьте, что Вы с ног до головы озарены светом этой звезды, светом любви и радости. Теперь последовательно приложите свою руку сначала к сердцу, потом – к горлу и ко лбу. Почувствуйте, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах. Представьте себе, что Вы, как и Ваша звезда, испускаете во все стороны лучи ясного теплого света и что этот свет идет ко всем Вашим коллегам, находящимся в этом зале… Подумайте обо всех, кто находится в этом зале, и пошлите всем немного своего света.

Теперь пошлите немного света людям, которых нет в этой комнате: своим домашним, друзьям, Вашим воспитанникам, их родителям.

Теперь прислушайтесь к самим себе. Ощущаете ли Вы какие-нибудь сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу? (10 секунд).

Сохраните в памяти эти чувства и обращайтесь к ним в тех случаях, когда Вы устали и Вам нужны свежие силы и уверенность в себе…

А сейчас попрощайтесь со звездой и мысленно возвращайтесь назад. Когда я досчитаю до трех, Вы можете открыть глаза и снова оказаться в этом зале. Раз… Два… Три…

Рефлексия

«Расскажите о том, что сегодня было важным и необычным именно для вас. Придумайте и произнесите пожелание своим коллегам на прощание».

Спасибо за внимание!