Консультация для воспитателей ДОУ «Улыбка». «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТЬМИ гиперактивными, агрессивными, тревожными.»

План занятия

Знакомство.5 мин

Мини-лекция «Что такое агрессивность». 2 мин

Упражнение «Портрет агрессивного ребенка». 5 мин

Мини-лекция «Как помочь агрессивному ребенку». 2 мин

Упражнение «Работа с гневом». 3 мин

Мини-лекция «Что такое гиперактивность». 1 мин

Упражнение «Портрет гиперактивного ребенка».5 мин

Мини-лекция «Как выявить гиперактивного ребенка». 2 мин

Упражнение «Как выявить гиперактивного ребенка». 2 мин

Мини-лекция «Как помочь гиперактивному ребенку». 2мин

Упражнение «Инструкция». 7 мин

Мини-лекция «Как играть с гиперактивными детьми». 2 мин

Игра «Маленький зверек» 3 мин

Мини-лекция «Что такое тревожность».2 мин

Практическое задание «Портрет тревожного ребенка».5 мин

Мини-лекция «Как выявить тревожного ребенка». 2 мин

Мини-лекция «Как помочь тревожному ребенку». 2 мин

Упражнение «Царская семья». 5 мин

Упражнение «Я Алла Пугачева» 1 мин

Обратная связь 5 мин

СОДЕРЖАНИЕ

1.Знакомство

2. Мини-лекция «Что такое агрессивность»

Агрессия (от латинского «аgгеssiо» — нападение, приступ) — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правил сосуществования людей в обществе, наносящая вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. (Психологический словарь, 1997).

Агрессивность — это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии» (там же, с. 218)

Таким образом, можно сделать вывод: если агрессия — это действие, то агрессивность—готовность к совершению таких действий.

Выделяют следующие основные детерминанты агрессии: социальные (фрустрации, вербальное и физическое нападение, подстрекательство), внешние (жара, шум, теснота, загрязненный воздух), индивидуальные (личность, установки, гендер). Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может появиться в результате различных межличностных взаимодействий, провокаций. Причем и вербальная, и невербальная провокации могут в ответ вызвать физические действия (нападение, насилие и т. д.).

Различные особенности среды, в которой находится человек, также повышают или снижают вероятность возникновения агрессивных действий. Например, в помещении, где имеются резкие неприятные запахи, табачный дым и т.д., уровень агрессии будет выше, чем в хорошо проветренной комнате. Кроме этого, большую роль в появлении агрессивных реакций играют индивидуальные особенности человека.

3. Упражнение «Портрет агрессивного ребенка»

Группа делится на 1-3 подгруппы. Каждой подгруппе выдается карточка «Портрет ,,особого” ребенка», на которой перечислены индивидуальные особенности всех представленных в тренинге категорий детей. Участники подгрупп совместно выбирают черты, которые свойственны рассматриваемой на данном занятии категории детей, дополняют этот список, таким образом, составляют портрет ребенка. Затем каждая подгруппа зачитывает составленную характеристику, после чего проводится общее обсуждение.

После проведения упражнения «Портрет ребенка» ведущий знакомит участников группы с критериями выявления агрессивных детей в группе детского сада или в классе, разработанными американскими психологами.

Кроме того, с цёлью выявления агрессивного ребенка можно посоветовать тем, кто в этом заинтересован, использовать анкету «Признаки агрессивности», которая рекомендована Научно-методической комиссией Министерства образования Украины (Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко. Практическая психология для воспитателя).

4.Мини-лекция «Как помочь агрессивному ребенку»

Направления коррекционной работы

Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.

По мнению Вирджинии Н. Квинн (2000) существует четыре основных способа выражения гнева:

Прямо (вербально или невербально) заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным эмоциям.

Выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человеке или предмете, которые представляется разгневанному неопасным. Не отреагировав сразу, человек рано или поздно может почувствовать необходимость выплеснуть гнев из себя, но не на того, кто вызвал это чувство, а на того, кто «подвернется» под руку, кто слабее и не сможет дать отпор. Такое выражение гнева получило название переноса.

Сдерживать свой гнев, «загоняя » его внутрь. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновению стресса. Невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний,. как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония и др.

Задерживать негативную эмоцию до момента ее наступления, не давая ей возможности развиться, при этом человек пытается выяснить причину гнева и устранить ее в кратчайший срок.

Для того чтобы помочь ребенку избавиться от данных «пороков», необходимо научить его выражать или выплескивать свой гнев. Если ребенок, который делал все втихаря, вдруг открыто заявляет о своих чувствах, это будет индикатором того, что коррекционная работа идет в правильном направлении.

2ступенька – выражение гнева в грубой форме, используя ругательства и подобные способы. В такие минуты следует установить с ребенком зрительный контакт, спокойно посмотреть на него и дать ему возможность выговориться. После этого надо рассказать ему, как можно выразить гнев но по-другому—в позитивной форме.

К позитивным способам выражения гнева относятся:

Умение направить гнев на объект. При этом выражается основная жалоба, без уклонений в сторону.

Вежливость в обращении.

Стремление найти конструктивное решение.

Для того чтобы добиться результатов в продвижении по «лестнице гнева, взрослый должен сам подавать положительный пример и демонстрировать образцы зрелого поведения.

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПРИЕМАМ САМОРЕГУЛЯЦИИ, САМООБЛАДАНИЯ.

Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категории детей будут полезны любые релаксационные упражнения. В процессе работы можно говорить с ребенком о том, что такое гнев и каковы его разрушительные действия, можно объяснить ребенку, каким злым и некрасивым становится человек в порыве гнева. Поэтому важно работать над собой, управлять и владеть своими отрицательными эмоциями.

3. ОТРАБОТКА НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ

Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. Задача взрослого научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью можно в группе (или в кругу) обсудить с детьми наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Например, как поступить, если ребенку нужна игрушка, в которую кто- то уже играет. Такие беседы помогут ребенку расширить поведенческий репертуар — набор способов реагирования на определенные события. Иногда дети поступают так или иначе не потому, что им это нравится, а из-за того, что не знают, как можно сделать по-другому.

4. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ

(эмпатии, доверие к людям, доброты и т.д.)

Эмпатия — это «нерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование)… сопереживая, человек испытывает чувства, идентичные наблюдаемым (Психологический словарь, 1997, с. 429). Считается, что развивать эмпатию и формировать другие качества личности можно во мя совместного чтения взрослого и ребенка. Обсуждая прочитанное, взрослый поощряет выражение ребенком своих чувств. Кроме этого, очень полезно сочинять с ребенком сказки, истории.

7.Упражнение «работа с гневом».

Группа делится на 3—4 подгруппы, каждой из которых выдается список способов выражения гнева.

Подгруппы в результате обсуждения выбирают из всего списка те приемы, которые считают наиболее приемлемыми в работе с детьми. Причем (особенно если группа смешанная) методы выбираются в зависимости от контингента участников: воспитатели ДОУ выделяют те, которые можно использовать в детском саду, школьные учителя отмечают наиболее эффективные способы при работе с учащимися, а родители отбирают приемы, пригодные при взаимодействии с ребенком дома, психологидля проведения коррекционных занятий и т. Затем каждая подгруппа зачитывает свой список, а остальные участники дополняют его, перечисляя удачные приемы и методы, которые уже успешно используются ими в повседневной практике.

Тема: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ»

. Мини-лекция «Что такое гиперактивность»

Активный — от латинского «асtivus» —деятельный, действенный. «Гипер» — от греческого «Нурег» — над, сверху — указывает на превышение нормы. «Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью и гиперактивностью» (Психологический словарь, 1997, с. 72).

В литературных источниках термин «гиперактивность» до сих пор не имеет однозначного толкования. Однако многие специалисты к внешним проявлениям гиперактивности относят невнимательность, импульсивность, повышенную двигательную активность.

Несмотря на то, что этой проблемой занимаются многие специалисты (педагоги, дефектологи, логопеды, психологи, психиатры), в настоящее время среди родителей и педагогов все еще бытует мнение, что гиперактивность — это всего лишь поведенческая проблема, а иногда и просто «распущенность» ребенка или результат неумелого воспитания. Причем чуть ли не каждого ребенка, проявляющего в группе детского сада или в классе излишнюю подвижность и неусидчивость, взрослые причисляют к разряду гиперактивных детей. Такая поспешность в выводах далеко не всегда оправданна, так как синдром гиперактивности — это медицинский диагноз, право, на постановку которого имеет только специалист. При этом диагноз ставится только после проведения специальной диагностики, а никак не на основе фиксации излишней двигательной активности ребенка.

Основными причинами возникновения гиперактивности у детей, прежде всего являются патология беременности, родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша, генетическая обусловленность. В 85% случаев возникновения гиперактивности диагностируется патология беременности или родов (Заваденко Н. Н., 2000).

3. Упражнение «Портрет гиперактивного ребенка»

5. Мини- лекция « Как выявить гиперактивного ребенка».

Диагноз «синдром гиперактивности» ставит невропатолог, и у некоторых детей в медицинской карте это отмечено. В таких ситуациях можно сразу начать соответствующую диагнозу коррекционную работу. Если диагноз отсутствует, а у ребенка день за днем проявляются отдельные признаки гиперактивности, взрослые (воспитатель, учитель, психолог, родители и т. ,) проводят дополнительное целенаправленное наблюдение за ним. Американскими психологами разработаны критерии выявления гиперактивного ребенка в группе, которые помогут в практической работе. Данные критерии также оформлены в виде тестов. По результатам наблюдения при необходимости следует обратиться к невропатологу и провести соответствующее медицинское обследование.

8. Мини-лекция «Как помочь гиперактивному ребенку»

Помня об индивидуальных особенностях гиперактивных детей, целесообразно работать с ними в начале дня, а не вечером, уменьшить их рабочую нагрузку, делать перерывы в работе. Перед началом работы (занятий, мероприятия) желательно провести индивидуальную беседу с таким ребенком, заранее оговорив правила, за выполнение которых ребенок получает вознаграждение (не обязательно материальное). (СЛАЙДЫ)

9. Упражнение «Инструкция»

Ведущий вызывает из группы одного желающего — водящего. Ему вручается лист с заранее нарисованными фигурами. Задача водящего — в течение одной минуты дать четкие вербальные указания группе, в результате которых у каждого участника должно быть воспроизведено изображение с листа водящего.

Затем ведущий просит всех участников поднять листы с выполненным заданием, проходя по кругу, сверить их с эталоном. (Возможный вариант: ведущий закрепляет эталон на доске (блокноте). Тогда каждый участник сам сравнивает свою работу с эталоном).

10. Мини-лекция «Как играть с гиперактивными детьми» При подборе игр (особенно подвижных следует учитывать такие индивидуальные особенности гиперактивных детей, как неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции (заостряя внимание на деталях). В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем подключать ребенка к играм в малых подгруппах, и только после этого переходить к коллективным играм. В качестве индивидуальной работы можно рекомендовать, например, разработанную психологом Шевцовой И. В. игру «Разговор с руками», игры Черепановой Т.Д. игру «Археология» (авторская). А коллективные игры с участием гиперактивных детей могут быть следующими: «Черепаха», «Дотронься до» и др.

13.Игра «маленький зверек»

Цель: Дать возможность взрослым почувствовать, как с помощью игровых приемов можно осуществлять мышечный контроль.

Содержание: Тренер просит участников закрыть глаза, после чего тихим спокойным голосом произносит следующий текст «Положите, пожалуйста, руки на колени, соединив ладони вместе. Представьте, что вы держите в руках маленького пушистого зверька. Это может быть котенок, щенок. Он такой крохотный, что свободно помещается у вас в ладошках. Он засыпает, поэтому Вы стараетесь, сидеть без движений, чтобы не разбудить его. Если кому-то очень хочется погладить своего зверька, сделайте это осторожно, легким движением больших пальцев рук. Мысленно успокойте зверька, скажите ему что-нибудь ласковое, улыбнитесь ему. Почувствуйте, как его дыхание становится более ровным, медленным, спокойным, и вы тоже дышите в такт с ним. Осторожно переложите зверька на теплое одеяло, которое находится рядом с вами (соседнем стуле), Убедитесь, что зверек в полной безопасности; улыбнитесь ему еще раз. Теперь можете открыть глаза».

Обсуждение Тренер задает вопрос о том, что чувство каждый из участников, выполняя данное упражнение. Трудно было сидеть неподвижнов течение его выполнения? Если бы участник получил информацию «Сидеть неподвижно 3 минуты, что бы он чувствовал во время выполнения инструкции? А после завершения такого упражнения?

Затем тренер знакомит участников с детским вариантом данной игры.

Тема: «Взаимодействие с тревожными детьми»

Мини-лекция «Что такое тревожность»

Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, которая заключается в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не располагают. Тревожность бывает ситуативная и общая. Желательно объяснить соотношение понятий «тревога» и «тревожность», «боязнь» и «страх».

Страхи могут быть возрастные, которые присущи большинству здоровых детей данного возраста, и индивидуальные, свойственные только конкретному ребенку. Вопрос о причинах возникновения тревожности в настоящее время остается открытым. Однако многие авторы в качестве одной из причин повышенного уровня тревожности дошкольников и младших школьников считают нарушение детско-родительских отношений.

Однако именно в дошкольном возрасте начинает формироваться так называемая школьная тревожность. Принято считать, что она возникает вследствие столкновения ребенка с требованиями обучения и кажущейся невозможностью им соответствовать. Причем большинство первоклассников переживает не из-за плохих отметок, а из-за угрозы испортить отношения с учителями, родителями, сверстниками.

Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии (ситуации) внутреннего конфликта. Он может быть вызван:

негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение;

неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;

противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители и/или школа ( Кочубей Б. И.; Новикова Е. В., 1998).

3. Практическое задание «Портрет тревожного ребенка»

4. Мини-лекция «Как выявить тревожного ребенка»

Одной из отличительных черт тревожных детей является их чрезмерное беспокойство. Причем, иногда они боятся даже не самого события, а его предчувствия. Иногда у ребенка существуют совершенно конкретные страхи: страх темноты, высоты, одиночества и т. д.

(критерии определения тревожности у ребенка, разработанными американскими психологами, анкета на выявление тревожности).

Мини-лекция «Как помочь тревожному ребенку»

Работу с тревожными детьми желательно проводить в трех направлениях:

повышение самооценки;

обучение умению снимать мышечное напряжение;

Отработка навыка уверенного поведении в конкретных ситуациях.

Состояние тревоги, как правило, сопровождается повышенным мышечным напряжением в области лица, шеи, рук, живота и т. д. Поэтому при работе с тревожным ребенком особенно эффективными являются упражнения на релаксацию мышц (одно из направлений работы с тревожными детьми).

8Упражнение «Царская семья»

Второе направление в работе с тревожными детьми связано с повышением самооценки. Мы рекомендуем провести следующее упражнение. Содержание: Участники делятся на 4 подгруппы, каждая из которых получает карточку с заданием «изобразить семейный портрет». 1-я подгруппа представляет царскую семью;

2-я подгруппа— семью всемирно известного ученого;

3-я подгруппа — семью «новых русских»

4-я подгруппа — семью кинозвезды.

Подгруппы по очереди представляют «семейную фотографию». Остальные участники пытаются отгадать, кто «изображен» на «фото»

Во время обсуждения участники отвечают в кругу на вопрос «Что вы чувствовали во время выполнения упражнения?». Упражнение дает возможность почувствовать свою значимость.

10. Упражнение «Я – Алла Пугачева»

Третье направление работы с тревожными детьми отработка навыка уверенного поведения в конкретных ситуациях. Рекомендуют с этой целью провести в группе следующее упражнение.

Упражнение проводится по кругу. Каждый участник выбирает для себя роль значимых для него и в то же время известного присутствующим человека (Алла Пугачева, президент США, сказочный персонаж, литературный герой и т. д.).

Затем он проводит самопрезентацию (вербально или невербально: произносит какую-либо фразу, показывает жест, характеризующий его героя). Остальные участники пытаются отгадать имя «кумира».

После проведения упражнения проводится обсуждение, в ходе которого каждый участник вербализует те чувства, которые возни ли у него в ходе презентации.

Данное упражнение способствует повышению самооценки и может быть использовано при отработке навыка уверенного поведения.

Вы прослушали лекции на тему «Взаимодействие с агрессивными, гиперактивными, тревожными детьми». Хочется особо отметить, что если родители или педагоги/воспитатели не в состоянии помочь ребенку сами, они могут обратиться за помощью к специалистам. В настоящее время существует специальный центр, в которых проводятся занятия с детьми по игровой терапии, сказкотерапии и другим направлениям.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Каждый участник письменно отвечает на вопрос:

чем полезна именно для вас данная встреча;

какие конкретные приемы вы будете использовать в своей работе;

ваши пожелания на следующий день занятий.