«Три весны»

конспект непосредственной образовательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

(интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание»,

«Музыка», «Художественная литература», «Художественное творчество», «Здоровье»)

Программное содержание:

обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе, показать, как с помощью разнообразных средств художественной выразительности можно передавать состояние природы;

способствовать обогащению эмоционально-волевой сферы дошкольников;

учить описывать пейзажную картину, развивать воображение с помощью приёма «вхождения в картину»;

умение составлять описательный рассказ по картине последовательно, с логическим завершением;

Учить высказывать свои чувства и настроения, навеянные картиной;

Материал и оборудование.

Декорация весеннего сада, мультимедийный проектор с репродукциями, письмо, листочки, краски, кисти, салфетки, гуашь, баночки с водой, аудиозапись музыки А. Глазунова «Времена года. Весна», Вивальди «Весна».

Ход мероприятия:

Дети в группе получают от Феи письмо, в котором она приглашает детей в гости на встречу с Весной. Дети входят в музыкальный зал, оформленный в виде весеннего парка. На экране появляется Фея

Фея:Здравствуйте, мои друзья!

Снова рада встрече я!

Сегодня моя очередь пригласить всех вас в гости!

Воспитатель:

И мы рады видеть тебя, Фея! Но в письме ты нам обещала встречу с весной, а здесь, кроме нас, никого нет.

Фея:

-Я – волшебница! Для меня сотворить волшебство очень просто! Знаете ли вы, что в природе бывает три весны: март – это весна света, апрель – весна воды, а май – весна зелёной травы!

(подает три венка: жёлтый, голубой и зелёный.)

Сейчас вы сами превратитесь не в одну весну, а сразу в три.

(педагоги берут венки и решают между собой, кто какой весной хочет

стать, надевают венки на голову)

Воспитатель: (надевает на голову венок с желтыми цветами, символизирующий солнечный свет)

Зажурчал ручей в овражке,

Прилетели с юга пташки,

Греет солнышко с утра

В гости к вам пришла …

Дети: Весна!

Воспитатель:

Правильно, ребята, это первая весна – весна света, она наступает с первым весенним месяцем. Март называют в народе предвестником, это месяц загадок, и я попрошу вас ответить на некоторые вопросы:

-Когда начинается таяние снега?

Где раньше начинает таять снег: в лесу или в городе?

Где лежит прошлогодний снег?

Я довольна вашими ответами: в городе снег тает быстрее, потому что он грязный, поглощает больше солнечный лучей, от домов идёт тепло.

А какие признаки марта вы ещё можете назвать? (солнце пригревает, снег оседает, появляются сосульки, проталинки, небо становится серо-голубым)

Сейчас я вам загадаю загадки про одну из наиболее характерных особенностей марта:

Висит за окошком кулёк ледяной,

Конечно он пахнет солнцем, весной.

Что вниз вершиною растёт:

Солнце взойдёт, она упадёт?

(В. Селиверстов)

Сейчас, ребята, я предлагаю вашему вниманию стихотворение А. Фета. Послушайте, какими выразительными словами поэт описывает приход весны.

Ещё весны душистой нега

К нам не успела низойти,

Ещё овраги полны снега,

Ещё зарёй гремит телега На замороженном идти.

Едва лишь в полдень солнце греет ,

Краснеет липа в высоте.

Сквозя, березняк чуть желтеет,

И соловей ещё не смеет. Запеть в смородинном кусте.

Но возрожденья весть живая

Уж есть в прилётных журавлях,

И, их глазами провожая,

С румянцем сизым на щеках!

(Затем воспитатель разбирает стихотворение с детьми, называя и повторяя те слова, которые использует поэт в описании весны).

Ещё земли печален вид,

А воздух уж весною дышит,

А мёртвый в поле стебель колышет,

И елей ветви шевелит-

Ещё природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна Весну послышала она И ей невольно улыбнулась …

Воспитатель: Природа, всё живое давно ожидали прихода весны. Ведь жизнь так прекрасна, когда светит солнце и всё кругом благоухает и поёт. Вот послушайте, как поэт Евгений Баратынский пишет о весне.

(надевается венок на ребёнка, который читает следующее стихотворение):

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурью живой Слепит мне очи он.

Весна, весна! Как высоко На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лугам,

Летают облака!

Шумят ручьи! Блестят ручьи!

Взревев река несёт На торжествующем хребте Поднятый ею лёд!

Ещё древа обнажены,

Но в роще, под моей ногой И шумен, и душист.

Под солнце самое взвился И в яркой вышине Незримый жаворонок поёт Заздравный гимн весне…

Воспитатель: Весна робко появляется в первых числах марта. И первым о её приходе поёт, конечно же, жаворонок! Вот как об этом пишет В. Жуковский.

(надевает венок на следующего ребенка, который читает стихотворение)

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел В лазури жаворонок звонкий!

Он голосисто с вышины Поет, на солнышке сверкая:

«Весна пришла к нам молодая Я здесь пою приход весны»

(Музыкальный руководитель с венком из голубых цветов подходит к детям, включив музыку А. Глазунова «Времена года. Весна».)

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят,

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Весна идет, весна идет!

И тихих майских теплых дней Румяный, светлый хоровод,

Толпится весело за ней!

(музыка звучит громче, музыкальный руководитель заводит с детьми хоровод, импровизируют танец движениями: полет птиц, дождь, радуга, распускание цветов. Садятся на стульчики).

Музыкальный руководитель: А вот композитор Антонио Вивальди в своем произведении «Весна» с первых же аккордов возвещает о торжестве природы, о проявлении новой жизни.

Журчат ручьи! Все оживает! С апрельскими дождями, природа встречает новое зарождение жизни торжественным гимном!

Музыка Вивальди – описательного характера, образная. Слушая ее, можно представить все, что происходит с природой.

(слушание отрывка «Весна» Вивальди. Затем музыкальный руководитель предлагает детям песенную импровизацию, изобразить приход весны или сочинить песенку на эту тему. На детей по очереди надевает венок).

Воспитатель ИЗО: А я ребята, сегодня буду третьей весной, зеленой, весной травы и цветов! Для вас я приготовила загадки. Слушайте внимательно:

Желтая, пушистая,

Нежная, душистая,

Боится мороза,

Зовется …(мимоза)

Эй, звоночки, синий цвет!

С язычком, а звону нет! (колокольчик)

Золотые лепестки,

Хрупкий стебелек,

Распустился у реки Солнечный цветок,

Только тучка набежала- Сжались лепесточки.

На зеленых стебельках –

Круглые комочки. (мать-и – мачеха)

Самый первый, самый тонкий Есть цветок с названием нежным,

Как привет капели звонкой,

Называется …(подснежник)

Воспитатель ИЗО: Молодцы ребята! Все отгадали правильно! А теперь давайте подойдем к выставленным картинам и рассмотрим их.

(Детям предлагают описать увиденное. Каждый рассказ по очереди описывает цвет бутона, стебель, форму листьев, и т. д. На детей также надевается венок. Затем детям предлагают нарисовать понравившийся им цветок. Эти «цветы» – рисунки дарят Феи, прикрепляют к магнитной доске (взрослые).

Фея: Снова солнце в даль пустилось,

Все из сказки возвратились!

Возвращаться вам пора,

До свиданья, детвора!

До следующей нашей встречи!