Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей №2 «Алсу»

Консультация для родителей

Тема: «Трудности в поведении – как их избежать?»

«Трудности в поведении – как их избежать?»

Довольно часто приходится сталкиваться с упрямством и капризами детей, особенно в так называемые кризисные периоды их психического развития – в 3 года и в 6 – 7 лет.

Первый период совпадает с заостренной потребностью детей в самоутверждении своего недавно появившегося «Я», т.е. с его волевым развитием. Не забывайте о том, что теперь малыш уже может иметь свое собственное мнение, отражающее его индивидуальные особенности, которое может не всегда совпадает или не хочет быть таким, каким вы его видите, и выражает свое несогласие упрямством, утверждая свое «Я».

Ваша излишняя строгость, требование безоговорочно подчинятся (не всегда к тому же своевременное, справедливое и последовательное) могут послужить питательной почвой для появления «протестных» реакций.

Чаще всего это бывает так: вы были заняты домашними делами и только сейчас спохватились, что малышу пора обедать и ложиться спать. Тут же приказным тоном вы требуете, чтобы он немедленно шел мыть руки и садился кушать. Но он в это время увлечен игрой, она в самом разгаре, а вам некогда ждать! И вот уже назрел конфликт. А было бы все хорошо, если бы вы заранее, хотя бы за 10 мин подготовили его: «Скоро надо идти обедать, заканчивай свои дела».

Немного спокойного ожидания с вашей стороны и конфликта не будет.

У дошкольников старшего возраста причиной непослушания может быть и чрезмерный контроль взрослых. Конечно, он необходим, но только тогда, когда вы уважаете, права ребенка и признаете его как личность.

Часто, обладая властными, честолюбивыми чертами характера, родители требуют от детей невозможного – они хотят, чтобы ребенок был везде первым (выступал на празднике в детском саду, изучал иностранный язык, учился музыке, фигурному катанию и т.д.). Для таких родителей камнем преткновения являются даже проблемы еды, сна, приучения к туалету и педантично понимаемой чистоплотности. Их кредо « он должен, обязан» вместо « может» порождает « непобедимое» упрямство. В таком случае оно – результат бесконечного дерганья, унижения и отсутствия возможности перемен.

Но бывает и так: чем больше замечаний получает ребенок, тем сильнее он возбуждается, начинает делать одно, переходит на другое занятие и опять возвращается к первому, ничего не доводя до конца. Другой как бы спит, все делает медленно, « копается без конца», зашнуровывает ботинки целый час, вяло ест, отвлекается и не может собраться вовремя, а иногда всегда в числе отстающий и ему дается больше, чем другим. Родители, выведенные из себя все нарастающей медлительностью, воспринимают ее как вызов, непослушание и начинают кричать, угрожать или бить его. Но это дает лишь кратковременный эффект. Упрямство детей существует только вместе с потребностью родителей, во что бы то ни стало добиться беспрекословного послушания.

И, пожалуй, самая частая и серьезная ваша ошибка – отсутствие единства, а также постоянства требований со стороны тех, кто принимает участие в воспитании ребенка (мать, отец, бабушка, дедушка). А ребенок очень быстро приспосабливается к данной ситуации и сам поступает так же (мама не разрешила, он идет за разрешением к папе или бабушке, он хорошо понимает, что можно добиться своего, и часто этим пользуется).

В то же время воспитатели в детском саду говорят, что ваш малыш спокойный, послушный, с ним легко ладят дети, а дома? Почему же он дома другой?

Как матери, так и отцы, считающие своих детей упрямыми, излишне волнуются по этому поводу, вместо того чтобы разрешить их самым простым способом. Часто сами взрослые оказываются упрямыми, не отвечая своевременно на просьбы, будучи вечно занятыми, раздраженными или равнодушными к внутреннему миру и переживаниям своих дочерей и сыновей.

Вспомните: папа пришел с работы, устал и сидит перед телевизором или читает газету. Мама пишет статью. А он вас так ждал… за день накопилось столько новостей. Наконец, ребенок просто соскучился и хочет посидеть у вас на коленях. И, к сожалению, обычная реакция в ответ на многочисленные обращения: «отстань, займись сам, иди к папе, спроси у мамы». Что происходит в это время в душе самого дорого для вас существа? Он чувствует себя никому не нужным. Задумайтесь над этим!

А если ребенок в семье единственный, то у взрослых возникает постоянная тревога и беспокойство за него, фиксируется внимание даже на малейших отклонениях в его здоровье.

Неправильное семейное воспитание с длительной постоянной опекой способствует тому, что дети становятся капризными, непослушными, грубыми, раздражительными.

Родители утрачивают свое влияние на ребенка, если он воспитывается и в условиях «двойного дома», т.е. до 7-летнего возраста довольно длительно проживает у дедушки с бабушкой.

Возвращаясь в свою семью (поступление в школу, выходные дни, отпуск родителей), малыш чувствует себя менее приспособленным своему «второму дому», где более высоки требования родителей. В результате ухудшается его психическое состояние: он капризничает, не слушается, упрямится, плачет. Сказывается перегрузка впечатлениями, нарушается обычный режим.

Подобная же ситуация может возникнуть, когда ребенок посещает дошкольное учреждение круглосуточно в течение недели. Обязательно установите контакт с воспитателем и действуйте совместно, чтобы ребенок ощущал заботу и внимание.

Перечисленные причины могут привести к развитию невроза.