Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №29 «Солнышко» г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район

«Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства»

(творческий проект эстетического содержания)

Разработала:

воспитатель Зозик Людмила Владимировна

2010 – 2012 уч. г.

Паспорт проекта

Творческий проект эстетического содержания на тему: «Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства» (гжельская, хохломская росписи).

Продолжительность проекта – 2010 – 2012 уч. г.

Участники проекта: педагог, дети, родители.

Образовательная область – художественное творчество; интеграция образовательных областей: «Музыка», «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы».

Приоритетный вид деятельности – продуктивная; интеграция видов деятельности: музыкально – художественная, игровая, коммуникативная.

Актуальность темы. Культуру России невозможно представить себе без народного искусства , которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа , наглядно демонстрирует его моральные эстетические ценности , художественный вкус и является частью его истории .Устное народное творчество , музыкальный фольклор , народное декоративно – прикладное искусство должны найти большее отражение в содержании образования и воспитании подрастающего поколения сейчас , когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов , эстетических ценностей , представлений подрастающим поколением , то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства. Народное искусство, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности. Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребёнка (простота, завершённость формы , обобщённость образа), именно поэтому оно близко восприятию ребёнка, понятно ему . В народном декоративно – прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа. Условность образа, нацеленность на типическое, красочность, декоративность, выраженность эмоционального настроя – эти качества народного декоративно – прикладного искусства присущи и творчеству детей , но , в отличие от детского творчества , в народном искусстве это не случайность, а выработанная, отточенная веками традиция . Детям же предстоит ещё осознать, принять как эстетический идеал совершенство кажущейся простоты формы в дымковской игрушке, сочетание цвета в Городецкой росписи, композиционные основы хохломского узора, изящество синего, голубого и белого в гжельской росписи. Включение ребёнка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребёнка и развития его художественно – творческих способностей . Исследователи народного искусства В.Н. Василенко, В.С. Воронов, М.А. Некрасова, Т.Я. Шпикалова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др. отмечают, что оно имеет ярко выраженные характерные черты; традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, человечность, связь с окружающей жизнью. Говоря о народном искусстве, Н.П. Сакулина писала; «Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, даёт богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений!» Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несёт в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости . Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа , частью которой оно является. Таким образном , можно сделать вывод , что данная тема является актуальной на современном этапе . Она способствует воспитанию и развитию творческой активности детей и должна широко использоваться в воспитательно – образовательной работе ДОУ .

Цель проекта: выявить влияние декоративно – прикладного искусства на развитие творческой активности детей.

Гипотеза проекта: предполагаю, что специально организованная работа по ознакомлению с декоративно – прикладным искусством влияет на формирование представлений о данных видах искусства и развития творческой активности детей, а занятия по рисованию будут проходить более эффективно.

Задачи проекта:

уточнить интерес к декоративно – прикладному искусству;

определить уровень восприятия и использование детьми декоративно – прикладного искусства в рисунках;

разработать методику активизации восприятия и развития творческой активности детей средствами декоративно – прикладного искусства;

выявить качественные изменения, произошедшие в изобразительной деятельности; проявление творчества в рисунках детей.

Предполагаемый результат: использование критериально – ориентированной методики нетестового типа, разработанной О.А. Соломенниковой (промежуточная оценка – 1 раз в полугодие; итоговая оценка – в подготовительной группе при выпуске ребенка из ДОУ в школу).

Предварительная работа: создание предметно-развивающей среды, включающей в себя подлинные предметы народного творчества (хохломскую и гжельскую посуду); разработка дидактического материала: художественно-развивающих игр, самодельных настольных игр, динамических таблиц с поэтапным выполнением узоров, стилизованных образцов; подбор художественно-речевого и мультимедийного материала.

Сотрудничество с семьей:

консультации для родителей;

индивидуальные памятки;

мастер-класс для родителей с оформлением фотостенда «Подари красоту всем»;

совместный вечер развлечения на тему: «Добрым людям на загляденье».

Взаимодействие со специалистами: музыкальный руководитель, руководитель ИЗО деятельности.

Продукт проектной деятельности: рисунки детей, посуда, расписанная по мотивам хохломской и гжельской росписи.

План реализации проекта.

Вариативный методический комплекс.

№ п/п

Содержание педагогической деятельности

Материал, используемый педагогами МБДОУ из опыта работы

Год распростране-

ния

1

Инновационная деятельность

Творческий проект эстетического содержания на тему: «Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами ДПИ»

Педагогический час с презентацией проекта на тему: «Творчество в рисунках детей под влиянием образцов народного ДПИ».

Открытые комплексные занятия на темы:

«Всех чудес чудесней наша Хохлома»

«Сине-голубое чудо» (по мотивам гжельской росписи)

Мастер-класс для родителей с оформлением фотостенда «Подари красоту всем»

Семинар-практикум на тему: «Формирование и развитие основ художественного творчества детей через народное ДПИ»

2010

(педсовет)

2012

2011

2012

2011

2012

2

Работа с детьми по развитию художествен-

ного творчества, обогащению знаний

Комплексная непосредственная образовательная деятельность детей (занятия по изобразительной деятельности с использованием мультимедийного сопровождения по ознакомлению с хохломской и гжельской росписями.

Проведение художественно-развивающих игр.

Диагностика уровня знаний детей о ДПИ, умений в изображении элементов и развития художественного творчества (за основу взяты критерии, разработанные О.А. Соломенниковой)

Отработка приемов и способов рисования различных декоративных элементов по мотивам хохломской и гжельской росписям, выполнение декоративных узоров и композиций с использованием традиционных и нетрадиционных художественно-графических техник.

Составление детьми рассказов на тему: «Откуда к нам пришел узор».

Использование игры, игровых приемов в работе: «Мастера – художники», «Художники – модельеры» и др.

Совместное творчество детей и взрослых – работа кружка «Мастерская народного творчества».

Выставка продуктов проектной деятельности – мини-вернисаж: «Мастерская юных художников».

Использование художественно-речевого материала и музыки.

10. Индивидуальная работа с детьми по отработке приемов и способов рисования элементов хохломской и гжельской росписи.

Вечер развлечений на тему: «Добрым людям на загляденье».

2010 – 2012

2010 – 2012

2010 – 2012

2010 – 2012

2011

2010 – 2012

2010 – 2012

2010 – 2012

2010 – 2012

2010 – 2012

2012

3

Методическое обеспечение творческого проекта

Конспекты комплексной (интегрированной) непосредственной образовательной деятельности детей по рисованию по ознакомлению ДПИ.

Конспект вечера развлечения на тему: «Добрым людям на загляденье».

Подбор художественно-речевого материала для использования на занятиях.

Картотека художественно-развивающих игр по ознакомлению с ДПИ, для развития эмоционально-чувствительной сферы и образного мышления, основ сенсорной культуры.

Подготовка материала для работы с родителями на тему: «Когда и как следует начинать приобщение детей к миру прекрасного».

Подготовка мультимедийного материала: компьютерных клипов, слайдов, видеофильмов, фотоматериалов, видеоальбомов.

Подбор предметов хохломской и гжельской росписи, иллюстраций, фотографий, динамических таблиц с последовательным выполнением элементов данных видов ДПИ.

2010 – 2012

2012

2010

2012

2011 – 2012

2010 – 2012

2010

Комплексно – тематический план работы с детьми по сообщению знаний о Гжельской и Хохломской росписям, формированию умений, навыков в рисовании элементов, характерных для данных видов.

п/п

Вид деятельности

Цель

Организация

занятий

1

Выставка Гжельской посуды. Беседа с детьми о данном виде росписи.

Познакомить детей с традициями, русским художественным промыслом «Гжельская керамика», с историей его создания .

Рассматривание раз личных образцов по суды, выделение основных элементов, характерных цветов.

2

Использование художественного слова.

Праздничное блюдо .

Освоение простого Гжельского орнамента –сеточка. Научить детей расположению орнамента на блюде. Нанесение орнамента рисунка сразу кистью.

Рассматривание блюда и посуды, выделение основного узора орнамента, характерных цветов.

3

Индивидуальная работа с детьми .

Рисование орнамента на полосе .

Освоение традиционных форм Гжельской росписи в полосе .

Краткий рассказ педагога обращает внимание детей на гармоничное сочетание посудной формы и скульптуры Гжельской художественной майолики.

4

« Капелька »

Познакомить детей с традиционными элементами Гжельской росписи «капелька».

Рассматривание данного мазка в росписи, где мазок лежит в основе многих узоров и мотивов. «Капелькой» изображают листочки, веточки и лепестки .

5

Индивидуальная работа с детьми . Блюдце .

Освоить простейшие виды растительных орнаментов .

Знакомство с простым орнаментом в розетке с использованием мазков «капелька».

6

Бордюры

Освоение традиционных Гжельских орнаментов и бордюров .

Рассматривание образцов орнаментов в народном искусстве .

7

Чайник

Освоить традиционные мотивы Гжельской мазковой росписи – цветка.

Рассматривание раз личных типов цветов в изделиях Гжельских мастеров.

8

Терем

Осваивать технику Гжельского письма – мазок с тенями .

Знакомство детей с тонами Гжельских мастеров по росписи посуды с изображением: храмов, избы, мосты, дворцы .

9

« Синяя птица ».

Освоение главного мотива Гжельского народного промысла – птица .

Краткий рассказ детям о роли птиц в русской мифологии, о символики и суевериях, связанных с птицами .

10

Рисование на силуэте «Маслёнка».

Учить рассматривать элементы украшения Гжельских узоров, составлять орнамент на силуэте из узких и широких, завитков и капелек .

Развивать художественный вкус, рисовать кайму по мотивам Гжельской росписи: точек, мазков, пружинок .

п/п

Виды

деятельности

Цель

Организация

занятий

1

Выставка Хохлом –ской посуды . Бесе-да с детьми о данном виде рос –писи . Использова –ние художествен –ного слова.

Познакомить детей с традициями древне –русским художествен –ным промыслом « Хо –хломская » роспись , с историей его создания.

Рассматривание раз –личных образцов по – суды , выделение основных элементов , характерных цветов .

2

« Подарок для Мишутки ».

Освоить от простого к сложному элементу «травки » , « капелек», «усиков » , « завитков».

Рассматривание с детьми чашку с трав- ным узором , выпол–ненную мастером .

3

« Узор травка ».

Освоение простых эле – ментов травного орнамента .

Знакомство с эле –ментами Хохломской росписи : «травка » — осочки , травинки , капельки .

4

Узор « ягодка ».

На учить рисовать узо-ры кистью и печат –кой – тычком .

Рассматриваем изде –лия Хохломских ма – стеров , красоту рас – тительно – травного орнамента .

5

Вазочка

для цветов.

Освоение Хохломской росписи : ветка спелых ягод обвивает поверх –ность изделия , создавая непрерывную полоску орнамента .

Рассматривание ва –зочки , расписанной мастером , обратить внимание на узоры и формы предмета .

6

Индивидуальная работа с детьми .

Орнамент с «ягод- ками » и « листоч –ками ».

Использовать Хохлом –ской орнамент с эле – ментами « ягодки » и «листочки » .

Рассматривание орнамента с разно –образными Хохлом –скими узорами .

7

Роспись

Салфетницы.

Учить выделять новые элементы Хохломского узора ( ягоды , листья ) , чередование одного из фрагментов на завитке .

Рассматривание ра –боты мастеров , обратить внимание детей на расположе – ние травинки , рес – нички , усики и яго –ды .

8

Рисование узора на круге « Ложка ».

На учить располагать завиток и украшение : ягоды , листья , травин – ки ; рисуем концом кисти травинки и всей кистью ягоды , листья на Хохломской ложке

Рассматривание Хох – ломской ложки , вы –делять узор на круге, чередование на основном завитке элементов росписи .

9

Индивидуальная работа с детьми.

Рисование

« Кустиков ».

Освоение Хохломских узоров, выделяя в нём элемент « кустик » , составлять узор на по – лосе , украшая завиток ресничками , травинка – ми , усиками , соединяя их в кустики .

Знакомство с Хох – ломской росписью , её колоритом , рас – тительно – травным орнаментом .

10

Панно

«Золотая рыбка ».

Познакомить детей с изделиями мастеров Хохломы , их цветовой гаммой , основными элементами росписи

( « травка » , завитки ) и способами их выпол –нения.

Вспомнить отрывок из сказки А.С. Пуш – кина и предложить нарисовать золотую рыбку в манере Хох -ломских мастеров .

11

Экскурсия на вы –ставку изделий Хохломской рос – писи в музей.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




© , 2019