Презентация

Инновационного опыта работы воспитателя логопедической группы Ковалёва Е.В. МБДОУ детский сад комбинированного вида №23 муниципального образования Успенский район.

«Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники»

Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышленые и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: машинки, куклы Барби, у некоторых игровые приставки. Как же разбудить их души? В этом, я думаю, должна помочь игра. Игра связывает друг друга между собой, детей с взрослыми в единое целое.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребёнка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремление к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремлённости, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребёнка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребёнка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобразительность, способность к импровизации.

Для улучшения памяти необходимо воспитывать у детей приёмы запоминания и припоминания. В этом и помогает мнемотехника. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным. Основа обучения – развитие творческого познания. В процессе театрализации мы в своей работе используем разные методы деятельности. Представляем один из методов театрализации в условиях детского сада.

«Работа с мнемотаблицами и мнемодорожками».

Цель: Овладение приёмами работы с мнемотаблицами в которые заложена определённая информация.

Задачи:

развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;

развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Планирование работы:

В течении года я знакомлю детей со сказками. Работа по каждой сказке ведется в течении 4-х занятий, на которых используются различные формы и методы работы.

Проводить 1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц – знакомство с одной сказкой.

Использовать положительную мотивацию: обучение сказочного персонажа, продолжение сказки дети могут узнать, только после выполнения разнообразных заданий, закодированные мнемотаблицы, сюрпризы, тайны и т.д.

В течение месяца, пока дети знакомятся с конкретной сказкой, в группе остаются мнемотаблицы и коллажи для индивидуальной работы.

Перед следующим занятием проводить предварительную работу с детьми, рассматривая коллажи и мнемотаблицы по сказке из предыдущих занятий.

После четырех занятий, по окончанию работы над сказкой, мнемотаблицы помещают в книжный уголок.

Два раза в год проводить викторины по изученным сказкам.

Привлекать детей к кодировке (придумыванию символов) сказок, стихов, упражнять в разгадывании символов.

Такое распределение дает возможность педагогу осуществлять дифференцированный подход и проводить занятия, различающиеся по объёму нагрузки, методам и приёмам, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Занятия носят систематический характер(проводятся один раз в неделю); что позволяет использовать их в работе с детьми разной подготовленности.

Методика проведения занятий:

Занятие состоит из нескольких этапов, в течение которых педагогом осуществляются следующие задачи.

Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

Этап 2. Осуществляется так называемая перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

Этап 3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы, т.е. происходит обработка метода запоминания. При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегаю к незначительной помощи взрослого(на более поздних этапах), или пересказывать вместе с воспитателем(на более ранних этапах).

Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задаются вопросы: «Какая сказка спряталась в таблице? Про кого эта сказка?»

1 часть: Вводная:

Проводится в группе, продолжительность 3-4 минуты. Включает в себя знакомство со сказкой.

На занятиях используют: набор коллажей по сказке, набор мнемодорожек, мнемотаблица по сказке, листы бумаги, фломастеры, гуашь и т.д.

2 часть: Основная:

На занятие приходит сказочный персонаж(взрослый), дети «отправляются» в сказку.

Физкультминутка.

Артикуляционная гимнастика на звук.

Мнемодорожка(прием наложения )

Воспитатель предлагает детям рассмотреть и разобрать мнемодорожку. Затем дети, используя приём наложения, накладывают по памяти в пустые клеточки дорожки карточки с изображением и заполняют всю дорожку. Воспитатель может помочь вопросами: «Что было в первой клеточке?…»

«Повтори за мной».

Воспитатель предлагает повторить детям за ним слова, где четко слышен звук. Можно также прочитать стихотворение.

часть: Заключительная:

Изо деятельность по сказке

Воспитатель предлагает детям слепить, раскрасить, нарисовать персонажей сказки.

Итог

Воспитатель подводит итог занятия, хвалит детей. Просит детей закрыть глаза и с помощью волшебства возвращаются в группу.

«Раз, два, три – снова в группе мы!».

Показатели эффективности:

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка. Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого- «искусство запоминания». Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным. Цель обучения с её использованием – развитие памяти разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной; мышления, внимания, воображения. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем- моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана- схемы делает рассказы, сказки чёткими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Рекомендуют для детей младшего и среднего возраста следует давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей остаются отдельные образы: лиса-рыжая, мышка – серая, елочка – зеленая, а для старших дошкольников- чёрно-белые. Старшие дошкольники могут сами участвовать в их рисовании и раскрашивании. Овладение приёмами работы с ними значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

Развитие основных психических процессов памяти, внимания, образного мышления;

Перекодирование информации, преобразование из абстрактных символов в образы;

Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;

Развитие связной речи дошкольников (составление описательных рассказов, пересказ сказки; правильное звукопроизношение; знакомство с буквами).

Спасибо за внимание!