Морозова Лена Викторовна, воспитатель МБДОУ №15 «Светлячок», город Коломна, Московской области.

Человек воспринимает окружающий мир в цвете и широко использует в своей жизни весь цветовой спектр, созданный природой, дополняя его другими красками. Цвет фиксируется визуально и длительное время остается в сознании человека. Он является также сигнальным средством, привлекающим внимание. Даже обычное цветовое пятно стимулирует зрительную реакцию.

Цвет — мощное средство эмоционального воздействия на человека. Восприятие цвета зависит от индивидуальных особенностей зрения, настроения, темперамента, уровня эстетического вкуса человека. Гете называл цвет «продуктом света, продуктом, вызывающим эмоции», считая, что «свет—цвет—эмоции» являются звеньями одной цепи.

Задача воспитателя детского сада состоит в том, чтобы в процессе обучения познакомить дошкольников с «сенсорными эталонами» в области цвета, научить ими пользоваться как системами чувственных мерок или эталонов для анализа окружающего мира.

Накопление зрительного опыта является одной из основных задач работы на занятиях по изодеятельности в детском саду. Особенно эффективны в развитии зрительного образа предметов занятия по рисованию с натуры, где перед началом рисования дети изучают строение предметов, их цвет, пространственное расположение.

Наиболее продуктивно идет накопление зрительного опыта в процессе различных дидактических игр и упражнений, где дети в непроизвольной форме овладевают знаниями о предмете и средствах изображения.

Осознавая важность сенсорного развития детей дошкольного возраста, темой самообразования я выбрала – «Развитие зрительного восприятия и формирование представления о цвете у детей дошкольного возраста на занятиях по изодеятельности»

Исходя из поставленной цели, выделила следующие направления в работе:

изучение методической литературы по теме;

создание развивающей среды в группе;

изготовление авторских игр по теме;

обследование детей (2 раза в год);

определение форм и методов работы по теме;

разработка перспективного плана на учебный год;

разработка авторских конспектов занятий;

привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству;

обобщение опыта работы, выступление на педагогическом совете.

Определила следующие задачи в работе с детьми:

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Различать и называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный);

учить соотносить сенсорные эталоны цвета с цветом реальных предметов;

учить находить предметы определенного цвета в окружающем мире;

учить группировать предметы однородные по признаку цвета.

Развивать цветовосприятие, закреплять знание основных цветов спектра: красный оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый (коричневый, черный);

учить группировать предметы однородные по признаку цвета.

продолжать учить находить предметы заданного цвета, оттенка в окружающем мире;

продолжать учить группировать предметы по признаку цвета в играх

Уметь отличать основные оттенки цвета, насыщенность, контрастность цветов, светлоту;

учить узнавать цвет реальных предметов в животном и растительном мире

учить находить предметы заданного цвета, оттенка в окружающем мире;

учить зрительно различать и называть группы предметов с однородными признаками цвета;

учить создавать цветные панно, картины по образцу, словесному описанию, по схеме, рисунку с использованием ф/г и вырезанных по контуру цветных и одноцветных изображений;

учить замечать цвет движущихся объектов.

Продолжать учить называть основные цвета и оттенки(по насыщенности, светлоте);

учить ориентироваться на цвет, как постоянный признак предметов и явлений окружающегося мира;

закреплять умение находить предметы заданного цвета, оттенка в окружающем мире;

учить правильно использовать эталоны цвета при описании классификации группы предметов;

учить создавать узоры, цветные композиции на ф/г, магнитной доске, из мозаики;

учить различать цвет движущегося объекта и нескольких объектов

Следующим этапом работы стало приведение в соответствие с поставленными задачами предметно-развивающей среды в группе и рациональное использование развивающей среды ДОУ.

Занятия по развитию зрительного восприятия проводятся в группе, изостудии, сенсорной комнате, что бесспорно активизирует деятельность детей на занятиях, поддерживает интерес к творческой и познавательной деятельности. Уголки творческой деятельности и сенсорного развития эстетично оформлены , оборудованы играми и различным материалом для самостоятельной творческой деятельности.

Постоянно обновляется набор дидактических игр, среди них такие:

Дидактические игры: «Разноцветные колечки», «Цветные коврики», «Собери по цвету шарики», «Собери бусы по цвету», «Вставь цветные грибочки в отверстия», «Цветные клубочки», «Помоги куклам найти свои игрушки», «Сделаем куклам бусы», «Подбери пару».

Игры с мозаикой: «Курочка и цыплята», «Сугроб», «Домики и флажки», «Белая дорожка», «Снеговик, снеговик жить на холоде привык», «Ёлочки и грибочки», «Гуси с гусятами».

Коррекционно-развивающие игры (по Л. Григорьевой): «Расставь игрушки на цветном коврике» (по эталону цвета), «Построй ряд» (по эталону цвета), «Найди красную игрушку на зеленой елке» (на цвета-оппоненты), «Дополни ряд недостающим цветом» (по эталону цвета).

Строительный материал: кирпичики, кубики, призмы 4-х основных цветов (настольные); пластмассовый строитель 4-х основных цветов (настольный); напольный строитель.

Игры-забавы: «Матрешки», «Музыкальные игрушки», «Мишка», «Бубенчики», «Трещотки», «Заводные игрушки».

На следующем этапе работы над данным проектом определила следующие принципы работы с детьми:

Мотивация к обучению

Планомерность проведения занятий

Повторность занятий

Культура проведения занятий

Эмоциональность проведения

Наглядность в сочетании со словом

Сотрудничество со взрослыми

Цветонасыщение развивающей среды

Стимуляция развития ВПФ (высших психических функций)

Учёт зоны ближайшего развития (ЗБР)

Смена видов деятельности (игровая, продуктивная, умственная и т.д.)

Учёт индивидуальных особенностей детей

Определила формы воспитательно-образовательной работы в учебной и совместной деятельности. А именно:

В учебной деятельности:

Обучающие занятия по цветовосприятию.

Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация).

В совместной деятельности:

Игры и упражнения на развитие цветовосприятия.

Рассматривание картин, иллюстраций, рисунков.

Для развития цветовосприятия выделила следующие методы и приемы воспитания:

Наглядные методы и приёмы: показ предмета, показ образца, показ картины, показ способа действия, наблюдение, рассматривание предмета, наложение объектов, вложение объектов, приложение объектов, сравнение объектов, эталоны цвет.

Словесные методы и приемы: использование художественного слова, музыкальное сопровождение, мотивация, рассказ педагога, объяснение, уточнение, пояснение, вопросы, слова-названия для опредмечивания цвета, развернутая словесная оценка, поощрение.

Практические и игровые методы и приёмы: неожиданное появление игрушки, элементы сюрпризности, обследование предмета, сопряженные (совместные) действии, отраженные действия, игры, упражнения, гимнастики, призы, поощрения, релаксация.

Поскольку, на сегодняшний день наиболее эффективным в работе с дошкольниками является деятельностный подход к организации воспитательно-образовательной деятельности нами была разработана следующая структура занятия:

Еще одним стимулом к развитию зрительного восприятия и цветовосприятия у детей, является использование нетрадиционных техник рисования на занятиях, во-первых, потому, что дети получают уникальный опыт творческой деятельности, когда в процессе рисования задействовано максимальное количество анализаторов – и зрительный, и тактильный и даже обоняние, соединение всех сфер восприятия внешнего мира является залогом усвоения знаний.

Но как бы ни была привлекательна творческая деятельность для детей, нельзя забывать о профилактике переутомления, в том числе и глаз. Поэтому на занятиях помимо традиционных динамических пауз, мы регулярно проводим «зрительную гимнастику». В группе оформлена картотека стихов для сопровождения зрительной гимнастики, успешно используются схемы для укрепления глазных мышц.

Погружая детей в мир цвета, мы помогаем им расширить и углубить восприятие цветовой гаммы.

Любуясь цветом, насыщая цветом свои органы чувств, ребенок становится более восприимчивым и чувствительным. Он наполняется энергией, начинает ощущать себя в гармонии с природой, в гармонии с миром.

Изобразительное творчество – это особая деятельность, поскольку его результат относится к сфере духовного, личностного самовыражения. Главное – это создать пространство безопасности и доверия. Этим пространством для ребенка на время становится чистый лист бумаги, а от нас, педагогов, зависит то, что будет нарисовано на этом полотне, какие краски для отражения своего внутреннего мира выберет малыш.