Организационно – педагогические условия социального развития детей дошкольного возраста в условиях Центра игровой поддержки.

Шаповалова Т.И.,

старший воспитатель МБДОУ ЦРР – д/с №66 г. Белгорода

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка.

Дошкольный период очень важен для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса социализации, который по высказываниям Л.С. Выготского рассматривается как «врастание в человеческую культуру».

Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Что же представляет социальное развитие?

Социальное развитие – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально – культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, развитие социальных качеств личности.

Процесс социального развития – сложное явление, в процессе которого происходит присвоение ребенком объективно заданных норм человеческого общежития и постоянное открытие, утверждение себя как социального субъекта.

Содержание социального развития определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний мировой культуры, общечеловеческих ценностей, с другой – отношением к этому самого индивида, актуализацией собственного «Я», раскрытием творческих потенциалов личности.

Эффективность социального развития как результата социализации обусловлена действием различных факторов:

- микрофакторы – непосредственная среда жизнедеятельности ребёнка, ближайшее социальное окружение: семья, соседи, детское сообщество, микросоциум;

-мезофакторы – этносоциокультурные условия региона, субкультуры,СМИ, типа поселения(мегаполис, средний город, малый город; портовый, промышленный, курортный центр, индустриально-культурный; село – большое, среднее, малое);

-макрофакторы – страна, этнос, общество, государство (как определённая социально-экономическая, социально-политическая система, в рамках которой протекает весь процесс жизнедеятельности личности);

По мнению ученых (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и др.), первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития ребенка. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.

Цель социального развития в условиях дошкольного образовательного учреждения рассматривается как формирование базиса социально значимых отношений к общественным явлениям: гуманного – к людям, бережного – к достижениям социальной культуры и результатам человеческого труда, уважительного – к истории, праву, государственным символам, толерантного – ко всему «иному» в человеке (возрасту, полу, национальности, вероисповеданию).

Процесс социального развития дошкольников предполагает не только и не столько усвоение ребёнком культурных ценностей, сколько становление собственного отношения к нему, преобразования и трансформации культурных ценностей в собственные межличностные достижения.

Процесс социального развития детей имеет свои особенности:

1)в отличие от взрослых, которые изменяют своё поведение чаще, чем установки (т.е. способны к самоуправлению, индивидуально и социально значимому действию), у детей корректируются базовые ценностные ориентации, которые закрепляются на уровне эмоционально-ценностных отношений в процессе вхождения в социум;

2)взрослые способны оценивать социальные нормы, критически к ним относиться; дети усваивают их, как предписанные регуляторы поведения;

3)социализация детей строится на подчинении взрослым, выполнении определённых правил и требований (без оценочных и рефлексивных процессов);

4)социализация взрослых ориентирована на овладение определёнными навыками (операционно-техническая сфера), у детей ведущая роль принадлежит мотивации поведения (мотивационно-потребностная сфера).

Многочисленные исследования проблемы социального развития детей на современном этапе выявили следующие негативные тенденции:

со стороны педагогов ДОУ:

- отсутствие единых концептуальных оснований социального воспитания детей во все возрастные периоды дошкольного детства;

- недооценка роли психологических механизмов,

-неопределенность основных параметров социального развития в каждый возрастной период;

- низкий уровень профессиональной и социокультурной компетентности взрослых.

Со стороны родителей:

- низкий уровень психолого-педагогической компетентности и социальной культуры родителей;

- недопонимание ими самоценности дошкольного детства в социально-личностном развитии;

- отсутствие субъект-субъектного взаимодействия в триаде «воспитатели – дети – родители»;

- эпизодичность в работе детского сада с семьей, отсутствие поэтапной системы взаимодействия по вопросам личностного развития дошкольников.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ определяют содержание образовательной области «Социализация», которое направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений.

Дошкольное образовательное учреждение на современном этапе является одной из первых ступенек вхождения ребенка в процесс социализации, и задача педагогов состоит прежде всего в создании необходимых условий, способствующих успешной социализации ребёнка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Для реализации данного направления в дошкольном учреждении необходимо прежде всего создать развивающую среду для насыщенного и безопасного жизнепроживания ребенка, сформировать представления о социальной действительности, эмоционально-ценностном отношении к ней, а также способствовать включенности ребенка в разнообразную деятельность и общение .

С 2009 года в рамках инновационной деятельности по проблеме «Разработка обеспечения деятельности Центра игровой поддержки «Тека – Дом» обогащенной социопредметной развивающей среды ДОУ» открыт и успешно функционирует Центр игровой поддержки «Тека –Дом» – как одна из моделей социального развития дошкольников, позволяющая обеспечить посредством применения современных игровых технологий индивидуальный и дифференцированный подход в решении задач социального развития дошкольников.

Цель деятельности Центра игровой поддержки

· создание благоприятных условий для развития личности ребенка, посещающего и не посещающего МБДОУ;

· психологическая поддержка семьи, взаимодействие с родителями детей, не посещающих МБДОУ;

· содействие решению психологических проблем, препятствующих поступлению детей в дошкольные образовательные учреждения, помощь семье в адаптации детей.

Одним из необходимых условий реализации данной цели является создание инновационной развивающей среды в ДОУ.

В соответствии с особенностями возрастного развития детей была разработана и содержательно наполнена модель предметной развивающей среды Центра игровой поддержки, объекты которой использовались в качестве основных средств социального воспитания. В ее организации мы исходили из того, что объекты окружающего мира, представленные отдельными элементами разных видов социальной культуры, являются носителями ценностей, которые не только и не столько обогащают содержательную сферу процесса социального развития, сколько способствуют становлению социокультурных ориентаций ребенка в окружающей действительности, культуротворчеству, формируют целостную картину мира, вызывают разноплановые переживания.

Материальная база Центра игровой поддержки включает следующие модули:

оборудование для развития общей подвижности;

игрушки для развития ручных навыков;

игрушки для развития тактильного восприятия;

игрушки и средства для развития зрительного восприятия;

игрушки для развития слухового восприятия;

игрушки для развития мышления;

игрушки для развития речи и языка;

игрушки для развития социально-эмоционального развития;

игрушки для игры с водой;

игрушки для игры с сыпучими материалами (песком);

световой модуль;

песочница;

материалы для изобразительного творчества;

музыкальные игрушки;

книги для детей;

фонотека;

видеотека;

научно-популярная литература для родителей;

средства для развития невербальной коммуникации;

выставка самодельных игрушек и т.д.

Основными формами работы с детьми в Центре игровой поддержки являются:

- подгрупповая деятельность: основная цель которой направлена на взаимодействие и общение между детьми, между ребенком и родителями, между детьми и педагогами Центра игровой поддержки.

В ней создаются благоприятные условия для новых эмоциональных переживаний, для развития творческих способностей, доброжелательного отношения к сверстникам, развития взаимодействия и совместной игры, социальной и эмоциональной сфер, когнитивных навыков и навыков самообслуживания, повышения инициативы и активности.

В совместную деятельность включаются дети, имеющие сходные проблемы и уровень развития. При подготовке такой деятельности педагогу важно продумать включение упражнений и игр, благоприятных для развития и учитывающих особенности именно этой группы детей.

Одним из важных педагогических условий организации данной подгрупповой работы являются:

- НОД проводится один раз в неделю в течение 15 -25 минут (в зависимости от возраста детей);

- оптимальное количество детей в подгруппе 4–6 человек;

- в помещении Центра игровой поддержки, где проводится НОД, функционируют постоянные развивающие зоны (двигательной активности, речевой активности, продуктивной, зона песочной терапии и т. д.), что облегчает детям ориентировку в пространстве;

- при организации интегрированной деятельности предусмотрено взаимодействие специалистов (например, психолог и воспитатель, учитель – логопед и воспитатель, учитель – логопед и педагог допобразования).

При организации индивидуальной и интегрированной деятельности с детьми педагоги активно включают элементы песочной терапии, направленные на развитие познавательных интересов, социально – эмоциональной сферы. Песочная терапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, выразить свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим.

Индивидуальные игровые сеансы в Центре игровой поддержки проводятся психологом с детьми, имеющими трудности в социально – личностном и эмоциональном развитии. Игровые сеансы имеют временные рамки, но в целом их структура и содержание могут меняться в зависимости от потребностей и особенностей каждого ребенка.

Работа в Центре игровой поддержки организуется не только с детьми, но и их родителями. Работа с семьей направлена на содействие созданию в ней атмосферы комфорта и уважения, благодаря чему ребенок сможет наиболее полно использовать собственный потенциал развития. Такие формы работы как игровые тренинги, консультации, мастер – классы, диагностический игровой сеанс предполагают активное включение родителей и детей во взаимодействие со специалистами Центра.

Исходя из анализа образовательного процесса, результатов мониторинга педагогами МБДОУ ЦРР – д/с №66 была разработана модель социального развития детей дошкольного возраста в условиях Центра игровой поддержки «Тека – Дом», в которой определены основные структурные компоненты и принципы построения педагогического процесса.

Основные компоненты социального воспитания

Программно-целевой

Закономерности (эффективность социального воспитания предопределяется):

Технологический

Контрольно-оценочный

- сбалансированностью ценностей социальной культуры на мировом, государственном, институциональном уровне

- соответствием содержания возрастным идентификационным основаниям

- соотнесенностью содержания разных видов социальной культуры с возрастными интересами, возможностями и потребностями детей

- соответствием используемых средств, форм и методов особенностям развития детей с учетом возраста, пола, национальности и др.

- оптимизацией воспитательных возможностей различных субъектов педагогического процесса

- поэтапностью работы с детьми в процессе приобщения к ценностям социальной культуры их интериоризации и культуротворчества

- своевременной и качественной диагностикой его результатов

- определенностью основных параметров, подбором адекватных диагностических методик по изучению разных сфер социального развития

- соотнесенностью основных достижений в рамках одного возрастного периода

Принципы

- доступности разных видов социальной культуры

- последовательности и концентричности в построении содержания

- интеграции разных видов социальной культуры

- системности

- регионализма

- культуросообразности

- «диалога культур»

- субъектности

- диалогичности

- активности и самоактуализации

- учета половых и национальных особенностей детей

- индивидуальной комфортности

- признания человеческой сущности в ребенке как высшей социокультурной ценности

- психологической комфортности

- профессиональной и социокультурной компетентности диагностов

- объективной определенности основных параметров социального развития

- максимального учета всех социокультурных влияний

Композиционная целостность методологических подходов (культурологического, аксиологического, личностно-ориентированного, комплексного,

деятельностного, средового, полисубъектного, синергетического, системного)

При разработке модели социального развития учитывались следующие принципы:

- субъектности – направленности социальных влияний на сознание ребенка, актуализацию интереса к своему «я»,

- активное включение ребенка в достижение ценностей социальной культуры;

- диалогичности в приобщении к разным видам социальной культуры, в установлении межличностного взаимодействия с другими людьми;

- единства сознания, чувств и поведения, опосредующего формирование ценностного отношения к разным видам социальной культуры;

-активности и самоактуализации, способствующей стремлению ребенка к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей, утверждения себя как субъекта становления собственного социального опыта и культуротворчества;

-учета механизмов, идентификационных оснований и сензитивных периодов социального развития в организации педагогического процесса;

-вариативности, открытости; учета индивидуальных психологических, половых, национальных особенностей ребенка;

- доверия, индивидуальной комфортности, эмоционального благополучия.

Технология социального воспитания представлена в виде блочно-тематического планирования педагогического процесса, отражающего логическую последовательность форм и методов работы с детьми в разных видах деятельности посредством различных элементов развивающей образовательной среды и целенаправленно создаваемых условий.

Старшая группа

Тематика занятий

Цель

«Сказочная страна»

развитие эмоциональной сферы детей посредством арт-терапии, сказкотерапии

«Путешествие в песочную страну»

развитие эмоциональной сферы, гуманных чувств, осознание нравственных понятий детей посредством песочной игротерапии

«Волшебные превращения»

развитие творческих способностей с помощью песочной терапии

«Я и мои друзья»

развитие эмоциональной сферы детей посредством арт-терапии, сказкотерапии

«Волшебная страна»

коррекция агрессии у детей старшего дошкольного возраста

«В гостях у гнома»

коррекция и развитие эмоциональной сферы детей, имеющих нарушения в поведении, в межличностном общении, развитие социальной уверенности

«Помогаем Зайке»

формирование умения согласовывать свои действия с действиями других детей

«Подарим друг другу радость»

развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики, пантомимики; снятие напряжения, развитие коммуникативных навыков

«Путешествие в сказку»

развитие социально-эмоционального опыта детей путем расширения их представлений об окружающем мире;

формирование навыков непринужденного общения.

«Путешествие в сказку «Гуси – лебеди»

закрепление основных видов эмоционального состояния с детьми

«Сказка «Солнышко и тучка»

нормализация психоэмоционального состояния; воспитание добрых чувств

«Спасаем Колобка»

воспитание доброжелательного отношения к персонажам сказки, желание помочь ее героям; развитие навыков безопасного поведения в общении с незнакомыми людьми

«Цвет глаз и волос, который тебе нравится»

Развивать у детей достаточно точные представления о своей внешности; формирование толерантного отношения ребенка к окружающим его людям

«Я выбираю сам»

воспитание чувства собственного достоинства, желания выбора исходя из реальной возможности;

развитие понимания разумного выбора, невозможности выбора в ущерб другим

Подготовительная группа

Тематика занятий

Цель

«Письмена на песке»

развитие умения сотрудничать, планировать свою деятельность и выполнять намеченное

«Если я потерялся»

познакомить детей с приемами поведения в ситуации, когда ребенок потерялся; уточнить и закрепить навыки правильного поведения в сложной ситуации

«В гостях у песочной феи»

совершенствовать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства

«Правила поведения с незнакомцами»

познакомить детей с приемами поведения в ситуации, когда ребенок вступил в вербальный контакт с незнакомым взрослым

«Приемы оказания помощи и правила поведения при получении травмы»

познакомить детей с приемами поведения в ситуации, когда ребенок получил травму

«Что нам стоит дом построить»

формировать навыки непринужденного общения; развивать эмоциональную сферу ребенка и его способности к рефлексии

«Сохрани свое здоровье сам»

формировать общее представление о здоровье как ценности, о которой необходимо постоянно заботиться; воспитывать у детей осознанное отношение к себе, к своему здоровью, потребность в здоровом образе жизни

«Подари радость близким»

формировать положительное отношение к взаимодействию со взрослым и сверстниками

«Город настроения»

закрепить знания детей об эмоциональных состояниях: радость, грусть, гнев; учить детей определять эмоциональные состояния по изображениям; передавать эмоциональные состояния в рисунке путём дорисовывания пиктограмм.

По результатам мониторинга (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, методики «Секрет» («Подарок») разработанной Т.А. Репиной, модифицированной Т.В. Антоновой), наблюдается положительная динамика уровня социального развития детей дошкольного возраста. Количество детей, показавших высокий уровень, увеличилось с 4,3% в начале года до 18,5% в конце года. Количество детей с низким уровнем готовности уменьшилось от 60,1% до 18,2% за три года, что также доказывает эффективность, используемых методов и форм работы по созданию условий для активной мотивированной деятельности самого ребенка, что является одним из факторов социального развития.

Таким образом, для осуществления полноценной и успешной социализации ребенка, необходимо чтобы построение содержания социального воспитания определялось, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний мирового уровня культуры, общечеловеческих ценностей, с другой – отношением к этому самого индивида, актуализацией собственного «Я», раскрытием творческих потенциалов личности. Главным критерием социального воспитания в этом случае выступает не степень усвоения социальных норм и правил поведения, адаптированности к окружающему миру на уровне приспособленчества, а степень самостоятельности, инициативности, творчества личности.

Деятельность Центра игровой поддержки подтвердила актуальность проблемы социального воспитания детей дошкольного возраста, но в то же время позволила обозначить ряд позиций, нуждающихся в более детальном теоретическом обосновании и практической проработке; раскрыла высокий уровень заинтересованности и огромный (к сожалению – не всегда востребованный) воспитательный потенциал семьи в этом процессе; доказала правомерность заявленной концепции, эффективность реализуемой программы и технологии; способствовала росту психолого-педагогической и социокультурной компетентности педагогов и родителей; стимулировала проявление исследовательского интереса педагогов к экспериментальной деятельности.