Конспект занятия

по развитию речи

и подготовке к обучению грамоте

«Придумывание сказки на предложенную тему »

В подготовительной группе.

Воспитатель Коваленко Наталья Владимировна.

Программное содержание. Связная речь: учить придумывать сказку на предложенную тему – «Как ежик выручил зайца?» Давать описание внешнего вида персонажей, их действий, переживаний.

Грамматика. Учить подбирать однокоренные слова.

Словарь. Учить подбирать синонимы и антонимы: понимать значение многозначных слов.

Звуковая культура речи. Упражнять в придумывании слов со звуками «з», «и», «с», в умении регулировать силу голоса, произносить шепотом, с отчетливым произношением звуков.

Воспитывать интерес к занятию. Развивать память, воспитывать бережное отношение к живой природе.

Материал: компьютер на столе воспитателя.

Ход:

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй синий ручеек,

Голосистый ручеек,

Голосистый петушок.

Я живу в родном краю,

Всех я вас приветствую.

А теперь сядьте поудобнее, у нас сегодня занятие по развитию речи, на котором мы прибегнем к помощи компьютера.

Будьте внимательны – загадка:

Что за зверь такой,

Встал как столбик под сосной,

И стоит среди травы

Уши выше головы. (Заяц).

Что за зверек – какой он? (Придумывание слов прилагательных.) А вот и он появляется на экране.

Следующая загадка:

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки – ни одной. (Еж).

Зачем ему иголки? Какие иголки вы еще знаете? (вязальные, для шитья, елочные, медицинские).

На экране ежик. Какой он – еж? (Придумывание слов прилагательных). Где живут еж и заяц? (в лесу).

Давайте от слова «лес» образуем новые слова – лесовичок, лесок, лесная, лесник.

Мы выяснили, что еж смелый, заяц трусливый. Но они друзья. Давайте, ребята, придумаем сказки о том, «Как еж выручил зайца». Компьютер уже придумал сказку, он очень умный, быстро мыслит. Хотите послушать его сказку? Сядьте поудобнее!

Однажды собрались заяц с ежиком на рыбалку, чтобы наловить рыбы. Заяц взял с собой то, что в названии имеет звук «у» (удочку), а ежик взял с собой то, что в названии имеет звук «р» (ведро). Ласково пригревало солнышко, наши герои шли по лесной тропинке. Они были довольны, даже песенку распевали. И вдруг из-за кустов выползает то, в названии которого есть звук «з» (змея). Ужасно испугался наш заяц, даже удочку выронил, спрятался за ежика, дрожит весь, а еж не растерялся, вышел вперед, насупился, иголочки свои выпустил и заявил громко: «Заяц – мой друг, я его в обиду не дам! Уходи подобру-поздорову!». Змея испугалась иголок, их было так много и они такие острые! Она скорее уползла в сторону. Ежик успокоил зайку и повел дальше. Вскоре они дошли до речки и стали ловить рыбу. Они поймали лишь одну рыбу, но такую большую, в названии которой есть звук «с». Посмотрите, что это за рыба(сом). Ежик и зайчик, довольные, возвратились с рыбалки. Вот такую сказку придумал наш компьютер. Он надеется, что послушает и ваши сказки. Ну а прежде давайте отдохнем.

Я буду произносить звуки, a вы постарайтесь догадаться, чья эта песенка «з»- песенка комара, «с»- песенка воды. Если услышите песенку комара, будете отмахиваться, но если песенку воды, должны умываться, не касаясь руками лица. Не повторяйте звук, а лишь показывайте движение. Встали все, начали! (физ-минутка).

Теперь мы продолжим занятие и послушаем и послушаем ваши сказки о том, «Как ежик выручил зайца». 2-3 рассказа (сказки) детей. Выясняем, кому какая сказка понравилась.

Ну а сейчас мы поиграем, будем придумывать слова, в которых слышится звук «з»- песенка комара, работать будем по столам. (Дети придумывают слова). Теперь придумываем слова в которых слышится звук «с»- песенка воды. (Дети придумывают).

И давайте вспомним стихотворение Чиарди «Прощальная игра» Вы будете придумывать слова противоположные по значению. Это стихотворение нам знакомо, а проговаривать мы его будем шепотом.

И нам с тобой пришел черед

Сыграть игру «Наоборот».

Скажу я слово «Высоко»,

А ты ответишь: «Низко».

Скажу я слово «Далеко»,

А ты ответишь: … «Близко».

Скажу я слово «Потолок»,

А ты ответишь: … «Пол».

Скажу я слово «Потерял».

И скажешь ты: … « Нашел».

Скажу тебе я слово «Трус»,

Ответишь ты: … «Храбрец».

Теперь «Начало» я скажу,-

Ну, отвечай: … «Конец»!

Конец не только стихотворения, но приближается конец занятия. Эти знания вы внесли в свой компьютер, вы их сохранили? Давайте кое-что проверим.

Вопросы: 1) Кто встречался зайчику и ежику на лесной тропинке, когда они шли на рыбалку? (змея). 2)Как называется тропинка в лесу? (лесная).3) Как называется та рыба, что поймали наши герои? (сом).

Что ж! Прекрасная память у ваших компьютеров. Мне было очень приятно с вами поработать. Спасибо.