(1 слайд Приложение 1)

Русский язык в умелых руках и в опытных устах— красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителенАлександр Иванович Куприн

Когда человек произносит речь в естественных условиях коммуникации, она характеризуется богатыми интонациями, ярко окрашена тембрально, насыщена выразительными конструкциями. Необходимые средства речевой выразительности рождаются естественно и легко под влиянием эмоций и мотивации речи. Но тот, же самый человек, который только что страстно и ярко говорил в ситуации свободного общения, вдруг оказался перед микрофоном. Голос его стал тусклым, металлическим, напряжённым, интонации унылыми, однообразными. То же происходит с голосом и речью ребёнка, поставленного в условия необходимости произносить монолог или читать наизусть в неестественных условиях учебной ситуации, когда им руководит не желание сообщить собеседнику что-то новое и интересное, а учебная необходимость.

(2 слайд)

Работа над выразительностью речи – комплексная работа. Если воспитатель детского сада во всех возрастных группах работает над развитием творческого воображения детей в определённой системе и осуществляет при этом индивидуальный подход, он в значительной мере подготавливает работу по выразительному чтению в младших классах школы.

Выразительная речь поддерживает внимание и интерес у слушателя. Выделяется несколько условий, от которых зависит выразительность речи. Это самостоятельность мышления автора речи, его не равнодушие, интерес к тому, о чём он говорит, и к тем, для кого он говорит;

Что такое интонация?

Интонация – это не только повышения и понижения тона, это также усиление и ослабление голоса, замедление и убыстрение темпа, различные изменения тембра, это перерывы в звучании речевого потока или паузы. Интонация усиливает выразительность речи.

Выразительная речь действует на наши чувства более сильно, чем обычная речь в процессе общения.

(3 слайд)

Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности:

Речевое дыхание

Логическое ударение

Пауза

Мелодия

Темп

Изменения громкости голоса.

Тембр.

(4 слайд)

Дыхание для устной речи имеет огромное значение. Для этого использую дыхательную гимнастику и различные игровые упражнения

(5 слайд)

1.Сдуй лист бумаги с места или «Футбол»

(6 слайд)

2. Сдуй ватку с кончика носа «Фокусник»

3. Подуй на ладошки зима-лето

(7 слайд)

4. Глубокий вдох, задержка дыхания ( на счет от 1 до 3 ), выдох

5. Проговаривание части фразы после вдоха на одном выдохе

например: Ах, как пахнут цветы в саду.

(8 слайд)

6. «Покачай игрушку»

(9 слайд)

Выразительность речи зависит от умения владеть своим голосом и его свойствами. Голос должен быть хорошо развит, гибкий, звонкий и достаточно громкий. Голос, как и дыхание, следует развивать. Лучший голос – естественный, средней силы и высоты, которым правильно руководит говорящий.

Подобные упражнения помогают научить детей пользоваться умением говорить:

громко – тихо,

Игра «Чудо-лесенка».

Каждую последующую фразу дети произносят, повышая топ голоса.

Чу-до-ле-сеп-кой—ша-га-ю,

Вы-со-ту—я—на-би-ра-ю:

Шаг—на—го-ры,

Шаг—на—ту-чи…

А—подъ-ем—все— вы-ше, кру-че…

Не—ро-бе-ю, петь хо-чу,

Пря-мо—к—солн-цу— я—ле-чу!

«Самолёт»

Встретил петушок кота

И спросил его тогда:

- Почему ты черный, кот?

- Лазал ночью в дымоход.

- Почему сейчас ты бел?

- Из горшка сметану ел.

- Почему ты серым стал?

- Пес меня в пыли валял.

выше – ниже,

быстро – медленно.

Несколько слов о дикции, четком произношении звуков, слов и фраз. Хорошая дикция одинаково важна как для читающего, так и для слушающего. Дети с удовольствием выполняют эти упражнения:

Учим с детьми скороговорки. На первом этапе учим короткие скороговорки, а затем более сложные:

- Шапка, да шубка вот и вес Мишутка.

– В небе гром, гроза, закрывай глаза.

Грома нет, трава блестит, в небе радуга горит.

(10 слайд)

Для выработки интонационной выразительности речи можно использовать следующие упражнения:

1.Скажи фразу: Девочка играет в саду с куклой

так, чтоб было понятно, что:

-с куклой играет девочка, а не мальчик.

Девочка играет в саду с куклой.

-она не просто унесла ее туда, а играет.

Девочка играет в саду с куклой.

- она играет не в парке, в лесу, а в саду.

Девочка играет в саду с куклой.

- играет не с мишкой, а с куклой.

Девочка играет в саду с куклой.

Шуба висела на вешалке.

Мальчик прочитал интересную книгу.

Дети совершили прогулку на теплоходе.

На нашей улице открылся кинотеатр.

Мама купила сыну новый велосипед.

2. Прочтите пословицы, поговорки, выделяя голосом главные по смыслу слова.

Всякому овощу свое время.

Мягко стелет, да жестко спать.

Нет лучше дружка, чем родная матушка.

Солнце сияет, а месяц только светит.

Что написано пером, то не вырубишь топором.

3. Прочтите вслух стихотворение (или подберите прозаический текст) и выделите голосом главные по смыслу слова и словосочетания.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою все его одело.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

Стали дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы –

И зима настала.

И.Суриков

4.Прочтите пословицы и поговорки, делая в нужных местах паузы.

Кто умеет трудиться, тому без дела не сидится.

Кудри завивай, да про дела не забывай.

Как посеешь, так и пожнешь.

Курить – здоровью вредить!

Без дела жить – только небо коптить.

Не верь началу, верь концу.

Куда иголка, туда и нитка.

За правое дело стой смело.

Старый друг лучше новых двух.

Жизнь дана на добрые дела.

(11 слайд)

5. Произнести поговорку «Проворонила ворона вороненка» передавая разное отношение к случившемуся (сожаление, радость, злость, удивление).

6. Диалогические скороговорки.

- Расскажи мне про покупки!

- Про какие про покупки!

- Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

(12 слайд)

Владение выразительной речью способствует развитию речевой грамотности детей, которая так необходима в школе.

Литература:

1. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – М. 2003.

2. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб, 2001.

3. Мещерякова Н. П., Зубович Е. В., Леонтьева С. В. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников. – В. , 2011