Непосредственная образовательная деятельность. Старшая группа.

Приготовление салата «Осенний»»

Цель: Закреплять понятия «овощи», «фрукты»; учить резать овощи, развивая при этом мелкую моторику рук; дать детям возможность побыть в роли взрослого; учить образовывать прилагательные.

Словарь: солонка, салатник, витаминный, овощной, подсолнечное масло, растительное масло.

Продукты: помидор, огурец, перец сладкий, лук, петрушка, укроп, соль, растительное масло.

Оборудование: одноразовые ножи, салатницы, разделочные доски, миска (для отходов), маки – шапочки (овощи, руль, кепка для шофёра), корзинка, кукла домовёнка Кузи, техническая карта, фартуки, косынки, колпачки, макет печки

Секреты: чтобы овощи при нарезании не катались по доске, нужно сначала его разрезать пополам;

Салат нужно сначала посолить, а потом заправлять растительным маслом, так как соль не растворяется в масле.

Ход занятия:

Воспитатель: – Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года?

- Да, за окном ранняя осень, время сбора урожая.

- Что такое урожай? (то, что уродилось в лесу, на огороде, на поле, в садах называют урожаем)

- Урожай чего можно собрать на поле, на огороде, в лесу, в саду?

- А вы со своими родителями собирали урожай?

- Вспомните, что вы собирали?

- Давайте поиграем в игру «Огородная – хороводная» (надеть шапочки: помидор, огурец, лук, морковь или другие овощи)

Дети играют в игру:

Есть у нас огород, там зелёный лук растёт – вот такой ширины, вот такой вышины.

Ты лучок сюда спеши, ты немного попляши, а теперь не зевай и в корзинку полезай.

Аналогично: Есть у нас огород, там своя морковь растёт, помидорчик там растёт и.т.д.

Есть у нас грузовик, он не мал и не велик, вот такой ширины, вот такой вышины.

Ты шофёр сюда спеши, ты немного попляши, а потом не зевай, увози наш урожай.

Воспитатель: -Ребята садитесь пожалуйста на стульчики. (раздаётся чихание, шорох)

- Ребята, что там за шорох за печкой, пойду, посмотрю. (ищет за печкой). Из-за печки выходит домовёнок Кузя с корзинкой, в которой лежат овощи (ребёнок подготовительной группы)

Воспитатель: – Ребята, да ведь это домовёнок Кузя. Кузя, ты даже не поздоровался с ребятами.

Кузя: – Здравствуйте!

Воспитатель: Кузя, мы тут с ребятами играли в игру про овощи. Вспоминаем, как собирали помидоры, огурцы, баклажаны и другие овощи.

Кузя: - Я вот тоже собирал урожай, целую корзину овощей набрал. Ух, какая тяжёлая.

Воспитатель: Покажи нам Кузя, что у тебя в корзинке. Есть тут и салат и болгарский перец и помидоры….

-Кузя, а наши ребята знают стихи про овощи, садись да послушай.

Стихи:

И зелен и густ на грядке вырос куст. Не укроп и не лаврушка, а душистая петрушка.

Очень будете довольны, съев огурчик малосольный! А уж свежий огуречик – вам понравится, конечно. На зубах хрустит, хрустит. Я могу вас угостить!

Я – приправа в каждом блюде и всегда полезен людям. Угадали? Я ваш друг. Я – обыкновенный лук.

Как на нашей грядке выросли загадки – сочные да круглые, вот такие крупные. Летом зеленеют, осенью краснеют.

Воспитатель: - Кузя, сегодня с ребятами мы будем делать салат из овощей, будешь нам помогать? Тогда садись и слушай.

- Ребята, в каждом деле нужна определённая последовательность. Я вам сейчас покажу карту, она поможет нам приготовить салат. Итак, рассматриваем.

- Что нарисовано на первой картинке?

- что будем делать дальше?

- О чём говорит нам третья картинка? Как называется посуда, в которой хранится соль? Почему масло называется растительным, подсолнечным? Как называется посуда, в которую мы будем класть салат? И.т.д.

- Вы всё верно рассказали, а теперь подойдите к своим дощечкам и послушайте меня. Я вам расскажу об одном секрете: чтобы овощи не катались по доске их сначала нужно разрезать пополам, перчики режим на полоски и только потом на кубики.

- Нужны ли семена перца нам в салате? Можно приступать к работе, все порезанные овощи нужно сложить в тазик. А ты, Кузя, вставай вместе с ребятами и помогай делать салат.

- Кузя, скажи мне, пожалуйста, как сказать правильно: томат или помидор?

Кузя: - Я думаю, что помидор это вот на столе, а томат – это когда в банке лежит.

Воспитатель: А вы как думаете ребята?

Рассказ воспитателя о томате: – Томат – это плод, который в народе называют помидором. Все учёные люди называют помидор томатами. Давным – давно томаты вообще не употребляли в пищу. Из-за их яркой окраски люди думали что они ядовиты. Ведь томаты бывают красные, жёлтые оранжевые, розовые. Потом их стали выращивать дома как декоративные растения и только потом люди догадались, что томаты можно есть.

Воспитатель: - Ребята, а скажите, где могут расти огурцы?

Рассказ воспитателя про огурцы: Есть такая страна Индия и там огурцы растут прямо в лесу, обвивая деревья как лианы, лианы – это такие вьющиеся растения. Огурцы вырастают огромные с целый метр длиной. (показать детям).

Кузя: – Вот чудеса! Неужели огурцы бывают такие огромные? Мне бы такие завести. Сорвал один огурец и на всю зиму хватит.

Воспитатель: - Вот наш салат и готов, сейчас мы его посолим и заправим растительным маслом, знаете ребята, почему я его сначала посолила, а потому что соль в растительном масле не растворяется, вот почему. (Рассмотреть салат)

- Ребята, салат у нас получился просто замечательный, красивый, разноцветный.

Кузя: - Какой замечательный салат получился. А давайте его назовём «Осенний».

Воспитатель: – Верно, очень правильное название и красивое название. Ребята, а как ещё можно назвать наш салат, придумайте свои названия. (витаминный, осенняя мозаика, овощной, листопад, вкуснятинка)

Кузя: – Спасибо ребята, что научили меня готовить салат, теперь сам буду готовить, у меня ещё много овощей на огороде.

Воспитатель: – Ребята, а я предлагаю накрыть на столы и отведать наш салат. (дети кушают вместе с Кузей). Вкусный? Вам понравилось готовить салат? Будем ещё готовить что-нибудь?

Дети: – Да.

(Кузя прощается с детьми и уходит, дети убирают посуду со стола, столы протирает дежурный по столовой).