Рабочая программа по реализации образовательной области “Здоровье”.

(Подготовительная группа).

Пояснительная записка

Данная рабочая программа реализует образовательную область «Здоровье» основной общеобразовательной программы дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Лукоморье» муниципального образования город Ноябрьск и составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями, предусматривает реализацию национально-регионального компонента, который составляет не более 15% от общего объема содержания образовательной деятельности.

Реализация данной программы проводится в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, и самостоятельной деятельности детей.

Целью данной программы является охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья и способствует решению следующих задач:

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

воспитание культурно-гигиенических навыков;

формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.

Рабочая программа по образовательной области «Здоровье» предусматривает интеграцию следующих образовательных областей:

«Познание»;

«Социализация»;

«Безопасность»

«Чтение художественной литературы»;

«Художественное творчество»;

«Социализация»;

«Труд».

Мониторинг достижений промежуточных результатов детей проводится в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Требования к уровню усвоения содержания образовательной области и интегративных качеств у детей средней группы

Освоение содержания образовательной области:

Ребенок имеет представление о том, что такое здоровье, понимает, как поддержать, укрепить и сохранить его.

Знает о некоторых внешних и внутренних особенностях строения тела человека и необходимости охраны своего здоровья.

Знаком с правилами здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, правила гигиены, занятия физкультурой и спортом, закаливание).

Обладает представлениями о полезных и вредных привычках; о поведении во время болезни (необходимость приема лекарств, выполнение рекомендаций врача и пр.).

Умеет обслуживать себя и пользоваться полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены (мыть руки, умываться, чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть уши, причесывать волосы и т.п.).

Способен определить состояние своего здоровья (здоров или болен), назвать и показать, что именно болит, какая часть тела, орган.

Выполняет правила культуры еды (сидеть спокойно, аккуратно пережевывать пищу, не торопиться, не говорить с полным ртом, правильно пользоваться вилкой и ножом, салфеткой и т.д.); различает полезные и вредные для здоровья продукты питания.

Умеет делать простейшую дыхательную гимнастику и гимнастику для глаз; выполняет физические упражнения, укрепляющие мышцы, осанку, опорно-двигательный аппарат, делает зарядку.

Оказывает элементарную помощь самому себе и другому (промыть ранку, обработать её, приложить холод к ушибу, обратиться за помощью к взрослому).

Интегративные качества ребенка:

Понимает значение здоровья, необходимость выполнения режима дня, важность занятий спортом, утренней гимнастики.

Самостоятельно выполняет доступные возрасту культурно-гигиенические навыки, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

Содержание рабочей программы

Формирование культурно-гигиенических навыков

-развивать умения самообслуживания и самостоятельного осуществления полезных привычек, элементарных навыков личной гигиены; определять состояние своего здоровья (здоров или болен), а также состояние здоровья окружающих; назвать и показать, что именно болит, какая часть тела .

– совершенствовать культуру приема пищи.

-развивать умения и потребность самостоятельно выполнять утреннюю гимнастику, закаливающие процедуры.

Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни.

– развивать представления о внешних и внутренних особенностях строения тела человека; правилах здоровья: режим дня, питание, сон, прогулка, культурно-гигиенические умения и навыки, навыки самообслуживания, занятия физкультурой и профилактика болезней; о поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье; о безопасном поведении в быту, на улице, в природе, обществе; о полезных и вредных привычках; о поведении заболевающего и болеющего человека; о здоровом взаимодействии со сверстниками и взрослыми

-формировать и закреплять навыки соблюдения правил безопасного поведения в подвижных играх, в спортивном уголке группы; умения одеваться в соответствие с погодой, не переохлаждаясь и не утепляясь чрезмерно; правильно одеваться на прогулки и походы в лес; различать съедобные и ядовитые грибы, ягоды, травы, правильно себя вести в лесу; соблюдать правила дорожного движения; вести себя в транспорте в соответствии с правилами перевозки; правильно вести себя на воде, на солнце .

-воспитывать ценностное отношение к здоровью и человеческой жизни, развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей, общества в целом; продолжать обогащать представления о том, что такое здоровье и как поддержать, укрепить и сохранить его

-поддерживать веру ребенка в свои возможности и собственные силы, воспитывать как субъекта здоровьесберегающей деятельности и поведения

Способы проверки обученности воспитанников

Мониторинг освоения детьми образовательной области проводится два раза в год – в начале и конце учебного года.

Диагностические задачи

Методы диагностики

Изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни

Индивидуальные беседы с ребенком

Проблемные диагностические ситуации

Проективные методы

Контект-анализ продуктов дет.деятельности

Наблюдение

Изучить особенности представлений дошкольников о здоровье, знаний, умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих его: «Здоровый человек», «Знания о человеческом организме», «Ребенок в безопасном мире», «Я и другие люди»

Беседы

Диагностические игровые задания

Проблемные ситуации

Наблюдение

Опрос родителей и педагогов

Изучить особенности здоровьесберегающей компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать:

-задачи здорового образа жизни и безопасного поведения;

– задачи разумного поведения в непредвиденных ситуациях;

– Задачи оказания элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи

Наблюдение

Диагностические игры

Проблемные ситуации

Средства, методы и приемы обучения

Интегративная детская деятельность

Игра

Беседа

Рассказ

Чтение

Игровая задача

Проектная деятельность

Тематический досуг

Проблемная ситуация

Список использованной литературы

Методические советы к программе «Детство». — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

Деркунская В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. — М.: Педагогическое общество России, 2005.

Хромцова Т. А. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. — М.: Педагогическое общество России, 2007.

Гончарова Н.В., Михайлова 3. А. и др. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. — СПб.- ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

Горская А. В. Правила — наши помощники. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

Панжинская-Откидач В. А. В. Г. Перов. Эмоции и переживания человека: учебно-наглядное пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.

Календарно-перспективное планирование

Воспитание культурно-гигиенических навыков

Воспитание навыков самообслуживания – довольно длительный процесс, поэтому планировать работу целесообразно поквартально. Безусловно, процесс формирования почти всех навыков осуществляется постоянно и практически одновременно. Однако, на наш взгляд, есть необходимость уточнить некоторую последовательность такой работы на каждый квартал с тем, чтобы именно на эти навыки педагоги обращали наибольшее внимание.

Методическим приемом воспитания культурно-гигиенических навыков среди других рекомендуется чтение произведений художественной литературы.

Первый квартал

Режимные процессы

Содержание навыков

Методические приемы

Питание

Совершенствовать умения держать вилку большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным пальцем, есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть.

Закреплять умения намазывать ножом масло на хлеб, отрезать кусочек мяса, сосиски

Беседа «Вспомним, как надо правильно кушать». Чтение: Н. Литвинова «Королевство столовых приборов»

Одевание – раздевание

Совершенствовать умения самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном.

Закреплять умение пользоваться разными видами застежек

Беседа «Каждой вещи – свое место».

Чтение: И. Бурсов «Галоши», С. Михалков «Я сам». Дидактическое упражнение «Кто правильно и быстро сложит одежду»

Умывание

Совершенствовать навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, умываться, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, своевременно пользоваться носовым платком

Чтение: И. Ищук «Мои ладошки». Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как надо умываться»

Содержание

в порядке одежды

и обуви

Закреплять умение заправлять кровать: поправлять простыню, накрывать покрывалом

Дидактическое упражнение «Как надо заправлять кровать»

Второй квартал

Режимные процессы

Содержание навыков

Методические приемы

Питание

Закреплять умение есть второе блюдо, держа нож в правой, а вилку в левой руке. Совершенствовать умение пользоваться салфеткой по мере необходимости

Беседа «Культура поведения во время еды»

Одевание – раздевание

Закреплять умение самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своем шкафу для одежды

Беседа «Как мы наводим порядок в шкафу для одежды»

Умывание

Совершенствовать умения быстро и правильно умываться, насухо вытираться полотенцем, взяв его из шкафчика и развернув на ладошках

Игра-драматизация по произведению А. Барто «Девочка чумазая»

Содержание

в порядке одежды

и обуви

Продолжать учить просушивать и чистить свою одежду, мыть, протирать, чистить обувь.

Закреплять умение пришивать оторвавшиеся пуговицы.

Принимать участие в смене постельного белья: стелить чистую простыню, надевать чистую наволочку

Беседа «Как заботиться о своей одежде».

Чтение: Д. Крупская «Чистота»

Третий квартал

Режимные процессы

Содержание навыков

Методические приемы

Питание

Закреплять умения правильно пользоваться столовыми приборами, есть второе блюдо при помощи ножа и вилки, не перекладывая их из руки в руку, есть с закрытым ртом, пережевывать пищу бесшумно

Беседа «Культура еды – серьезное дело»

Одевание – раздевание

Закреплять умения аккуратно складывать одежду перед сном, выворачивать рукава рубашки или платья, расправлять одежду, аккуратно ставить обувь

Чтение: М. Зощенко «Глупая история»

Умывание

Совершенствовать умения быстро и аккуратно умываться, соблюдать порядок в умывальной комнате. Закреплять умение мыть руки после посещения туалета и по мере необходимости

Чтение: Е. Винокуров «Купание детей»

Содержание

в порядке одежды

и обуви

Формировать привычку следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о недостатках в их внешнем виде, проявлять желание помочь им. Совершенствовать умение зашивать распоровшуюся по шву одежду. Принимать участие в смене постельного белья: стелить чистую простыню, надевать чистую наволочку

Беседа «Чистота – залог здоровья».

Дидактическое упражнение «Как помочь товарищу». Продуктивная деятельность: шитье кукольного белья

Четвертый квартал

Режимные процессы

Содержание навыков

Методические приемы

Питание

Совершенствовать умение правильно пользоваться столовыми приборами во время еды: держать приборы над тарелкой, по окончании еды класть их на край тарелки, а не на стол

Чтение: О. Григорьев «Варенье».

Сюжетно-ролевая игра «Кафе»

Одевание – раздевание

Совершенствовать умение быстро одеваться и раздеваться, аккуратно развешивать вещи в шкафу и складывать на стуле, помогать товарищам застегнуть пуговицу, расправить воротник и т.п.

Чтение: Я. Аким «Неумейка», С. Михалков «Я сам»

Умывание

Закреплять и совершенствовать полученные навыки, воспитывать привычку следить за чистотой тела

Чтение: Т. Кожомбердиев «Все равно»

Содержание

в порядке одежды

и обуви

Закреплять привычку постоянно следить за своим внешним видом, устранять недостатки.

Учить пришивать оторвавшиеся петли. Совершенствовать умение полностью заправлять кровать после сна. Принимать участие в смене постельного белья

Показ, напоминание, указания. Продуктивная деятельность: починка кукольной одежды