Комплексно-тематическое планирование по теме

 «Цветы луговые, садовые, комнатные растения. Труд в природе».

Старший дошкольный возраст.

Цель:Развитие экологического и эстетического воспитания детей.

Задачи:

Дать понятие, что такое цветок.

Учить детей, классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом).

Познакомить детей с профессиями людей, связанных с цветоводством.

Учить детей, правильно сажать и выращивать цветы.

Отметить значение, роль цветов для жизни и деятельности человека, животных, насекомых.

Развивать конструктивные, изобразительные способности детей в изготовлении цветов, применяя разные материалы и технические средства.

Развивать умение сравнивать и анализировать.

Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.

Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках. Пополнение и обогащать словарный запас детей и их знания о цветах луговых, садовых, комнатных..

Воспитывать бережное отношение к цветам, умение заботиться о них.

Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

Познавательно-речевое развитие

Коммуникация.

Беседы с детьми по темам: «Цветы – краса земли»;  «Почему их так назвали»; «Цветочные сны»; «Красота спасет мир»; «Зачем цветы на Земле?».

Познание.

Рассказы воспитателя по темам:  «Как появились цветы на Земле?»; «Легенда об Иван-да-Марье». «Цветы – талисманы»; «Профессии людей, занятых в цветоводстве».  Свободное общение: Рассказы детей о цветниках дома, как они с родителями заботятся о цветах. В каких случаях дома дарят цветы?

Рассматривание: фото, репродукций, иллюстраций, рисунки других детей

Опытно – экспериментальная и исследовательская  деятельность:

Если долго не поливать цветы, листочки увядают, а цветок падает.

Где семена быстро взойдут (на солнце, в тёмном месте или в дали от солнечных лучей);

«Наблюдаем, как растет лук» (Зарисовать)

«Проращиваем семена, луковица»

Наблюдения за пробуждением земли, первых ростков, первоцветов.

Наблюдения  за одуванчиками  распускаются с появлением солнца, если пасмурная

погода, то они не распускаются).

      7.Опыты – различная потребность комнатных растений во влаге, свете, тепле.

Развивающие игры:

Д/И:  «Найди растение по описанию» (уточнение знаний о строении цветка, закрепление названий комнатных растений)

«Сложи цветок» (уточнение знаний о строении цветка – стебель, листья цветок).

 «Узнай по части», «Что перепутал художник?», « Отгадай по описанию».

«Цветочный магазин» (закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты).

«Цветок – твой талисман»;  «Угадай цветок по описанию»;  «Угадай цветок по загадке, по иллюстрации»;  «Собери цветок из геометрических фигур»;  «Укрась цветами ковер».

 «Посади луговой и садовые цветки»  «Назови лишний цветок»

Загадывание загадок, ребусов.

Чтение художественной литературы

Михаила Пришвина «Золотой луг»; В. Глущенко «Я пойду выкопаю грядку»; Укр. нар. песенка «Веснянка»; Н .Калинина «Летом»; В. Берестов «Веселое лето»; П. Смирнова «Солнышко»; З. Александрова «Одуванчик», Е. Серова «Лужайка»,  М.  Познанская «Одуванчик», «Ромашка». А. Толстой  «Колокольчики мои» Р. н. п. «Ах вы цветики, цветочки» О .Бедарев «На лугу».

Социально-личностное развитие

Социализация.

Экскурсии:  в парк, цветочный магазин, в соседнюю группу (рассматривание растений, нахождение влаголюбивых и засухоустойчивых растений).

Сюжетно-ролевые игры: Магазин « Семена»; «Исследователи»; «Экологи»; «Студия цветов»; «Супермаркет Цветы».

Труд

На участке, в группе – посадка цветов, уход за ними.  Работа в уголке природы (уход за комнатными растениями – полив, уборка пыли с листьев.

Собрать коллекцию: цветы, сделанные из разного материала, цветы на ткани, открытки «Букеты цветов».

Ручной труд:  Подготовка семян цветов, рассадников.

Безопасность.

Беседа с детьми: «Правила дорожного движения», «Улица полна неожиданностей»

Художественно-эстетическое развитие

Художественное творчество.

Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов.

Продуктивная деятельность:

Рисование цветов красками, карандашами, мелками, используя разные приемы

Коллективное рисование в нетрадиционной технике «Букеты для мам» (закрепление знаний о строении цветка, развитие эмоционально-ценностного отношения к художественным образам).

Портрет “ Растение улыбается”

Лепка барельефа “Цветок-это чудо”

Музыка.

Слушание:

Ю. Антонов « Не рвите цветы»

В. Моцарт «Цветы»

П.И. Чайковский  «Цикл времена года», «Вальс цветов»

Ю. Чичков «Волшебный цветок», «Это называется природа»

М. Протасов «Одуванчики»

Физическое развитие

Физкультура.

Дыхательное упражнение«Подуй на одуванчик»

В яркий солнечный денек

 Золотой расцвел цветок.

 Дует легкий ветерок –

 Закачался наш цветок.

 Сильный ветер дует –

 Лепестки волнует.

(Дети дуют на лепестки одуванчика с разной силой и наблюдают за интенсивностью движения лепестков.)

 Белым шариком пушистым

 Красовался в поле чистом.

 На него подуй слегка,

 Был цветок – и нет цветка.

  (Затем дуют на ватку-«одуванчик», не раздувая щек.)

Подвижные игры: «Классики»; «Земля, вода, огонь, воздух»; «Сорви цветок»; «Займи цветочек»; «Веселая ромашка»; «Жмурки»; «Цветочная поляна».

Пальчиковые игра «

Физминутка «Одуванчик»

  Одуванчик, одуванчик!

 (Приседают, потом медленно поднимаются)

Стебель тоненький, как пальчик.

 Если ветер быстрый-быстрый

(Разбегаются в разные стороны)

  На поляну налетит,

 Все вокруг зашелестит.

(Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)

 Одуванчика тычинки

 Разлетятся хороводом

(Берутся за руки и идут по кругу)

  И сольются с небосводом.

Эстафета«Посади клумбу».

По сигналу дети бегут к «клумбе» и высаживают  свой цветок. Побеждает тот, кто первым закончит посадку всех цветов. Первый круг выполняют игроки команд, затем играют болельщики.

Здоровье.

Свободное общение «Могут ли цветы лечить?», « О пользе и красоте цветов»   

Создание условий для самостоятельной деятельности детей

Книжный уголок: Чтение стихов и скороговорок, загадывание загадок, пословицы и поговорки о транспортных средствах, движении.

Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре Бросовый материал ( предметы заместители, которые хранятся в «волшебном сундучке»)

Центр продуктивной деятельности: подборка материалов для изготовления различных цветов, картонные коробочки, бумага различных видов, структуры, формата, цвета. Карандаши, краски, пластилин, бросовый материал и т.д.

Взаимодействие с семьёй

Консультация «Ребенок и природа (основы безопасности детей дошкольноговозраста)».

Консультация «Цветы для мамы» из серии «Вместе с детьми».

Консультация «Природа – источник огромного количества открытий и находок, источник счастья и труда (что можно делать весной)».

Консультация для родителей «Как разводить сады и огороды на подоконнике».

Консультация «Ромашка» из серии «Вместе с детьми».

Викторина между детьми и родителями «Знатоки цветов

Оформление выставки поделок и рисунков «Цветы вокруг нас»

Контрольная работа  по методике развития детской речи “Обучение детей перессказу художественного текста”

Тема:

«Обучение детей пересказу художественного текста»

План

Введение.

1. Значение пересказа в развитии ребенка.

2. Требования к художественному произведению, выбранному

     для пересказа.

 3. Построение занятия

4. Приемы обучения пересказу

5. Требования, предъявляемые к пересказу ребенка, в

     зависимости от возраста ребенка.

6. Заключение

Литература

Введение.

   Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.[6.27]

 В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста на сегодняшний день имеет особую значимость.  Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева и др.).  К сожалению, родители, в наше время, из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки, сказки, а позднее и произведения детских писателей) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти – семи лет.[9,71]

   Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к учению. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к внутреннему миру героя.[20,188]

   Для успешного последующего школьного обучения у шестилетнего ребенка должен быть сформирован определенный интерес и любовь к книге, умение воспринять и понять прочитанный ему текст, ответить на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказать несложные произведения, дать элементарную оценку героям и их поступкам, определить свое отношение к ним. Эти качества и умения в дошкольном возрасте приобретаются ребенком и совершенствуются в процессе ознакомления с художественными произведениями.

       Пересказ текста играет большую роль в общем развитии ребенка и активно используется на занятиях в дошкольных учреждениях, являясь основным видом монологической речи, которому обучают детей с целью подготовки к школе.[2,119]

Теоретическая часть

Значение пересказа в развитии ребенка.

Пересказ — осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи; деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, память и воображение.Роль пересказов высоко оценивалась в классической педагогике (К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой). Вопросы обучения пересказыванию детей дошкольного возраста раскрыты Е.И.Тихеевой, А.М.Леушиной, Л.А.Пеньевской, Р.И.Габовой, А. М. Бородич и др. Авторы подчеркивают значение пересказа для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, для развития речи.

Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи, способствует развитию навыков выразительной речи у детей. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Тексты содержат образные описания, которые вызывают интерес детей, формируют умение описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи.

В ходе таких занятий у детей развивается читательская активность и любознательность, желание самостоятельной читательской деятельности.      Формируется полноценное эстетическое восприятие произведения, расширяются и углубляются  знания детей, активизируется мыслительная деятельность, развивается словарный запас, возникают возможности для развития монологической речи – одного из ведущих в школьном обучении видов речевой деятельности детей.[12,235]

  Поскольку такая деятельность чрезвычайно важна для полноценной и планомерной подготовки детей к школе, ее особенности были предметом неоднократного обсуждения в психолого-педагогической литературе (А. В. Запорожец, Р. И. Жуковская, А. М. Бородин, Н. Н. Светловская, О. С. Ушакова, Е. А. Флерина и др.). [21,39]

  Обоснование важности этой деятельности привело к тому, что в программу детского сада введены занятия по обучению детей пересказу произведений художественной литературы.

  “Программа воспитания в детском саду” ставит перед педагогом такие

 задачи: учить детей связно рассказывать об увиденном и услышанном,

 правильно отражать в речи воспринятое, рассказывать последовательно, с

 достаточной полнотой и законченностью, не отвлекавшись от темы, приучать дошкольников рассказывать не торопясь: помогать или находить нужные слова, выраженные, поощрять использование точных названий предметов, действий, качеств: развивать образную речь, учить рассказывать живо, выразительно.   Благодаря связной  люди в состоянии грамотно, правильно и последовательно излагать свои мысли, формулировать предложения. Этому должны научить детей педагоги.[13,77]

   Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов речевой деятельности на занятиях по развитию связной речи.

Большое значение на связность детской речи оказывает пересказ  именно, литературных произведений, т.е. связное, осмысленное, выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения в устной форме. А.М. Леушина отмечала, что развитие связной речи должно начинаться с пересказа литературного произведения и переходить к самостоятельному рассказыванию.

 Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Высокая художественность произведения, предлагаемая для пересказа, цельность формы, композиции и языка учат детей чётко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упускать главного то, есть развивать их речевые умения. Пересказ – это также творческий процесс. Особенность пересказа заключается в том, что в повествовании не только точно передаются замысел и сюжет, но и сохраняется стиль произведения. Для этого исполнитель должен хорошо знать особенности жанра (сказка, рассказ), не допускать слов и оборотов речи, не свойственных данному жанру. Например, в народной сказке будут фальшиво звучать книжные или современные слова и статистические обороты. Подготовка пересказа включает идейно-художественный

анализ произведения, как при подготовке к художественному чтению

(идея, система художественных образов, сюжет, композиция, язык).[3, 91]

   Занятия по пересказу занимают знаменательное место в системе

 работы по формированию связной речи. Когда ребёнок не только слушает

 рассказы, сказки, но и сам воспроизводит их в собственной речи,

 воздействие художественных произведений на его личность, на его речевые

 развития усиливаются.[4, 14]

Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к учению.

   В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь природы и общества, сложный мир человеческих отношений, способствует речевому развитию ребенка, давая ему образцы правильного литературного языка.

  Для успешного последующего школьного обучения у шестилетнего ребенка должен быть сформирован определенный интерес и любовь к книге, умение воспринять и понять прочитанный ему текст, ответить на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказать несложные произведения, дать элементарную оценку героям и их поступкам, определить свое отношение к ним. Эти качества и умения в дошкольном возрасте приобретаются ребенком и совершенствуются в процессе ознакомления с художественными произведениями.

В соответствии с программными требованиями  ребенок должен уметь  вспоминать и воспроизводить, не искажая смысла, хорошо знакомые сказки, рассказы.[6,103]

2. Требования к художественному произведению, выбранному  для пересказа. 

   Дошкольники хорошо пересказывают литературное произведение, если рассказ их захватывает, вызывает сильные переживания, становится им близким, даже если содержание и не относится к их непосредственному опыту. Следовательно, для пересказа лучше подбирать тексты, связанные с привычными для детей ситуациями, или такие, которые могут активизировать их воображение и повлиять на чувства. При этом работа воображения должна опираться на имеющиеся у дошкольников представления и простейшие понятия.

   Чтобы обучение пересказыванию  было плодотворным, нужно правильно

отобрать тексты для пересказов. Пересказ не самоцель, а средство речевого развития дошкольников. Поэтому существуют определенные требования к литературному тексту для пересказа, суть которых заключается в следующем:

- полноценное и доступное содержание;

- разнообразие жанров;

- четкая композиция;

- простой, но богатый язык;

- небольшой размер. [5,37]

   Каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в детях нужное нашему обществу черты личности, доброту, отзывчивость, трудолюбие, толерантность, любовь к родине, природе, людям и животным, уважение к старшим, желание быть полезным обществу.

   Язык произведений должен быть образцовый, с доступным детям словарём, короткими, чёткими фразами без сложных грамматических форм.

Тексты подбирают доступные для детей по содержанию, близкие их опыту, чтобы при пересказе они могли отразить личное отношение к данному событию. В произведениях  должны быть знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера, мотивы поступков действующих лиц должны быть понятны.

Нужно подбирать сюжеты с чёткой композицией, с хорошо выраженной

последовательностью действий.   Обязательное требование к языку произведения – выразительность, наличие богатых и точных определений, свежесть языка; желательно также включение  несложных форм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей. [14,115]

    Целесообразно для пересказа использовать несколько жанров: рассказ и описание, народную и авторскую сказку. Сказки можно выбирать разные:

 - Текст народной сказки должен быть неторопливым;

  – В бытовой сказке и в сказках о животных язык разговорный с присущими

разговору интонациями. Нередко почти всегда сказка строится на диалоге, на

прямой речи персонажей, что позволяет ограниченными средствами наиболее полно раскрыть их характеры;

-В волшебной сказке  романтическая приподнятость событий, таинственность требует и соответствующих интонаций. Требует внимания рассказчика, структурные элементы самой сказки и присказки. Цель присказки – собрать внимание слушателей. После присказки обязательна пауза, иначе дети примут присказку за начало сказки, или трудно будет вникнуть в суть событий о которой начал читать рассказчик.

   Этим требованиям соответствует, например, народные сказки; небольшие рассказы Н.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, М.Пришвина и В.Бианки, Е.Пермяка, Н.Кошниной и т. д.[11,64]

   Очень важно обращать внимание на грамматическую структуру выбираемого для пересказа произведения. Детям дошкольного возраста еще недоступны сложные и длинные предложения, причастные и деепричастные обороты, вводные предложения, сложные метафоры. Они не осознают, что основное внимание надо уделять не подбору особых грамматических конструкций, а грамматически правильной речи.[8,73 ]

Таким образом, для пересказа пригодны рассказы в прозе, доступные дошкольнику по содержанию, языку и грамматической структуре.

Очень сложен для детей такой тип речи, как описание.

В теоретической и методической литературе требования к размеру текстов для пересказа противоречивы. Некоторые исследователи детской речи считают, что важен не размер, а содержание и структура рассказа. Другие предлагают давать детям для пересказа только короткие произведения. При подборе литературных текстов для пересказа следует, прежде всего, учитывать их содержание, доступность, динамичность и эмоциональность. При этом также важно помнить, что размер произведения влияет на восприятие, усвояемость и качество пересказа. Относительно этого параметра произведения, отбираемого для пересказа, необходимо учитывать следующее: если пересказ проводился уже в средней группе, то в старшей группе во втором полугодии дети после вторичного прочтения педагогом произведения могут правильно, последовательно и достаточно полно воспроизвести длинный рассказ или сказку без дополнительных вопросов воспитателя. В начале работы качество детских пересказов зависит от величины произведения. Как показывает практика, из равноценных по сложности и динамичности произведений, более короткие, дети пересказывают последовательнее, точнее и полнее, чем длинные.[7,54]

  3. Построение занятия

  Методы и приемы, используемые воспитателем для осуществления задач обучения пересказу, различны: выразительное дву-и трехкратное чтение текста, беседа о прочитанном, показ иллюстраций, речевые упражнения, указания относительно способов и качества выполнения задания, оценка и т.д. Важно, чтобы на занятиях возникали благоприятные условия для общения, содержанием которого является изложение текстов сказок, рассказов. Различными приемами воспитатель побуждает детей к тому, чтобы они передавали прочитанное понятно, четко, ясно, умели адресовать свою речь тем, кто их слушает, могли уточнить, дополнить ответы рассказчиков, проявляя к товарищам доброжелательное, заинтересованное отношение. Накапливаемый опыт речевого общения имеет немаловажное значение в подготовке детей к школе.

Таким образом, работа по обучению пересказу должна вестись систематично (примерно 1–2 раза в месяц как часть занятия). Начинать следует с коротких сказок и рассказов, так как их ребенок пересказывает увереннее.

 Не следует требовать от детей пересказать произведение сразу после его прочтения. Дошкольников необходимо подготовить к этому виду деятельности.

Необходимы четкая организация занятия и внимание педагога к каждому ребенку.  Построение занятия определяется разнообразием его задач. Очевидно, вначале нужно помочь детям понять и запомнить текст. Исследования З. М. Истоминой и других психологов показали, что осмысление материала, установление мысленных логических связей облегчают запоминание и сохранение текста в памяти. [15,76]

 Итак, занятие по пересказу имеет следующую типовую структуру:

 1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.).

 2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.

 3. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.

 4. Подготовительная беседа (разбор произведения).

 Цели ее: уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов), привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы), активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах). Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по ходу его сюжета. 1-й и 4-й этапы опускаются, если сравнительно сложное произведение было прочитано и разобрано заранее, за 3—6 дней до пересказа, или если дети уже отлично справляются с пересказом самостоятельно.

 5. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. Иногда перед ним уместна установка: «Вслушивайтесь, как я читаю».

 6. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).

 7. Пересказ (3—7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).

 На некоторых занятиях полезно сочетать два текста для пересказа: первый — новый для детей, сравнительно легкий; второй — уже известный им, он должен быть коротким. Это оживляет внимание детей.

 Во второй половине года, когда будет накоплен репертуар для пересказывания, можно провести занятия по пересказу знакомых сказок уже по выбору самих детей. Воспитатель называет две или три сказки и предлагает всем подумать, кто какую сказку хочет рассказать. Такое занятие помогает формировать вкусы и интересы ребенка. [10,217]

4. Приемы обучения пересказу

    Ряд приемов носит установочный характер — они готовят детей к предстоящему выразительному пересказу. Большую часть этих приемов используют при разборе произведения в подготовительной беседе, по  мере надобности они имеют место и по ходу занятия, между детскими пересказами.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст