Примерный тематический комплекс «Осень»

для детей 4-5 лет

(25 сентября-30 октября)

1.Цель:

*расширять представления детей об осени;

*развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и не живой природы, вести сезонные наблюдения;

*расширять представления о сельскохозяйственных профессиях, о профессии лесника;

*расширять знания об овощах и фруктах; о правилах безопасного поведения на природе;

*воспитывать бережное отношение к природе;

*формировать элементарные экологические представления.

2.Итоговое мероприятие: осенний праздник, выставка работ из природного материала

3.Содержание совместной деятельности взрослого и детей в НОД и деятельности в режимных процессах

Образовательные области

Виды детской деятельности

Формы работы с детьми

Физическая культура +К +П

Двигательная, коммуникативная

Нод по плану физинструктора

Подвижные игры: «К названному дереву беги», «Найди листок, какой покажу» Ц: ориентировка в пространстве. «Жадный кот», «Солнечные зайчики» Ц:упражнять в беге.

Здоровье+П +К +Т

Познавательная, коммуникативная, трудовая

Решение проблемных ситуаций «Для чего нам овощи нужны?» Ц:выяснить, какие витамины содержатся в овощах, что можно приготовить из овощей.

Безопастность+ К

Познавательная, коммуникативная

Дидактическая игра: «Съедобное, несъедобное» Ц: уточнить, какие грибы (ягоды) съедобные, а какие – нет (ложные)

Социализация+К +П

Игровая, коммуникативная, познавательная

Сюжетные игры: совместное разыгрывание эпизодов: «Печем хлеб» Ц: побуждать детей к воплощению в роли, используя выразительные средства мимики и интонации голоса.

Театрализация: драматизация сказки В.Сутеева « Мешок яблок» Ц: вовлекать детей в импровизацию, учить входить в воображаемую ситуацию, оборудовать место для творчества. (можно использовать РНС «Петушок и бобовое зернышко»

Коммуникация+П+С

Коммуникативная, познавательная

Беседа: «Какая погода лучше?» Ц:учить детей чувствовать оттенки настроения, проявлять свои эмоции.

Ситуативные разговоры: «Как осенью животные готовятся к зиме?», «Как получается хлеб?», «Что делает лесник?» Ц: развивать любознательность, воспитывать бережное отношение.

Развивающие игры: «Кто что любит?» Ц:закреплять представления детей о животных и их вкусовых потребностях. «Кто где работает?» Ц: закреплять знания детей о с/х профессиях. «Загадай и опиши» Ц: учить описывать овощи и фрукты. «Путаница» Ц:развивать мышление, способность анализировать.

Труд+С+К+П

Трудовая, коммуникативная, познавательно-исследовательская

Индивидуальные поручения и задания: «Убери на место», «Помогите мне (товарищу, помощнику воспитателя) Ц: поддержание порядка в группе и на участке д/с.

Совместные действия: труд по самообслуживанию (одевание, раздевание), освоение КГН (за столом, учить пользоваться платком, прикрывать рот во время чихания)

Чтение художественной литературы +К

Чтение, коммуникативная

Разучивание «Осень длинной тонкой кистью», «Листики», «Ножки, ножки, где вы были?», «Дед хотел уху сварить»

Чтение: РНС «Зимовье зверей», С.Михалков «Дядя Степа», РНС «Зимовье зверей», В.Сутеева «Под грибком», «Мешок яблок»

Познание+С+К

Познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая

Наблюдения за сезонными изменениями. Ц: выявить признаки осени.

Опытно-экспериментальная деятельность: определить состояние почвы в зависимости от температуры; рассмотреть свойства мокрого песка; наблюдать за движением воздуха.

Дидактическая игра: «Как получается хлеб?»

Строительные игры: «В поле» Ц: воспитывать уважение к профессии

Художественное творчество+К+С

Продуктивная, коммуникативная, игровая

Рисование по плану(овощи, осень)

Лепка: «Овощи на столе»

Аппликация: коллаж «Осень»

Музыка

Музыкально-художественная

НОД по плану музыкального работника

Хоровые игры и пляски «В огороде пугало»

Слушание: аудиозаписи детских песен об осени

4.Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

Создание уголков (центров активности ребенка) в развивающей среде группы, обеспечивающих различную деятельность детей 4-5 лет.

5.Взаимодействие с родителями по решению образовательных задач.

* Повышение педагогической культуры родителей: творческая мастерская «Листопад»

*Участие родителей в педагогических мероприятиях: «Конкурс поделок из природного материала»