«Приобретение знаний детьми об окружающем мире, через

ежедневное непосредственное общение с природой»

Было время, когда приобретали знания об окружающем мире через ежедневное непосредственное общение с природой. А также, с помощью взрослых, которые, посмотрев на вечернее небо, могли уверенно предсказать погоду, аргументировано высказаться о видах на урожай. Но и теперь, сделав некоторое усилие, мы вспомним про дружбу дождя с ветром, про то , как гусеница превращается в бабочку, и про то, что лес – это не просто много деревьев. Маленьким детям свойственен эгоцентризм, они считают себя центром вселенной и уверены, что способны управлять окружающим их миром с помощью… громкого рёва. Такое отношение к себе и миру – нормальная стадия развития малыша. Опыт общения и взаимодействия с природой поможет ему осознать, что он не центр, а лишь малая частица вселенной, с которой он неразрывно связан. Мир природы – живой, изменчивый и разнообразный. Можно поведать об этом ребёнку, обращая его внимание на самые простые, доступные его наблюдению и пониманию явления.

У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Погружённые в повседневные дела и заботы, мы, к сожалению, забываем, что мир живой и неживой природы не вечен, он не может бесконечно сопротивляться пагубному влиянию человека. Мы хорошо владеем культурой поведения в обществе, но далеко не всегда умеем правильно вести себя по отношению к природе.

Влияние природы на ребёнка огромно. Дети ежедневно в той или иной форме соприкасаются с её объектами или явлениями: на прогулке наблюдают за птицами и насекомыми, падающими снежинками; дома слушают стихи и рассказы, смотрят телепередачи о животном и растительном мире Земли; ухаживают за растениями.

Детская любознательность, отзывчивость и восприимчивость к явлениям и объектам природы и должны стать для взрослого той отправной точкой, с которой будет осуществляться всё дальнейшее воспитание и образование ребёнка: развитие чувства любви и бережного отношения ко всему живому и неживому, обогащение представлений детей о мире природы и развитие умения выделять основные закономерности (сезонные изменения в неживой природе, зависимость жизни растений и животных от времени года, их приспособляемость к среде обитания).

Целесообразно знакомить с явлениями и объектами ближайшего окружения, природой тех мест, где они живут: с растениями и животными, живущими в парке, лесу, дома, во дворе; с сезонными явлениями (дождь, снег, гроза); со свойствами воды, песка. Ребёнку важно ощутить на себе непосредственное воздействие этих объектов или явлений: посмотреть, потрогать, понюхать, послушать, попробовать на вкус, про экспериментировать.

Если вы, уважаемые родители, ненадолго «вернётесь» в своё детство, то, несомненно, вспомните, как делали бусы из ягод рябины, причудливых человечков из желудей и шиповника, забавных зверюшек из початков кукурузы, орехов и семян деревьев, кукол из пучков соломы. Изготовление поделок не только сближает ребёнка с природой, но и даёт радость созидания, творчества. Работа с природным материалом развивает внимание и мышление ребёнка.

Что ещё доступно пониманию ребёнка в области природы? Это представления о растениях и животных ближайшего окружения. Знакомясь с растениями парка, леса, сквера, дети учатся отличать деревья от травянистых растений (у деревьев толстые и прочные стволы, у трав – тонкие и гибкие стебли, они легко гнутся и ломаются). Обратите внимание на разнообразную форму листьев, на окраску и запах цветов. Прочтите ребёнку небольшие стихотворения, загадайте простые загадки о тех деревьях и цветах, которые встретились вам на прогулке.

Для приобретения опыта поведения в природной среде можно использовать экологические ситуации.

Научившись сочувствовать животным и беречь их, дети начинают проявлять доброту и заботу к своим сверстникам, родителям. Пусть это малые дела, но со временем они превратятся в большие и добрые.

Помните, дети очень восприимчивы, они верят в истинность всего, чему их учат. Поэтому в воспитании нельзя упускать ни одной минуты, ни одного дня. Воспитание доброты должно быть системным и постоянным делом родителей.