Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Россия – родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные.

Для своей программы “Приобщение детей к истокам русской народной культуры” были выбраны следующие приорететы:

1. Окружающие предметы, пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

2. Необходимо широко использовать все виды фольклёра (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.)Знакомя детей с русским фольклёром, мы тем самым приобщаем их к общественным нравственным ценностям.

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.

4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, то пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребёнка как основы его любви к Родине.

Тематический годовой план занятий

младшая группа

Номер занятия

Тема занятия

Содержание

1

“Милости просим, гости дорогие”

Первое посещение детьми “избы”. Знакомство с её хозяйкой.

2

“Ходит сон близ окон”

Знакомство с колыбелькой и колыбельными песнями.

3

“Во саду ли, в огороде”

Знакомство с огородом детского сада.

4

“Репка”

Знакомство со сказкой “Репка”

5

“Чудесный сундучок”

Знакомство с сундучком, в котором живут загадки. Загадывание загадок об овощах.

6

“Как у нашего кота”

Знакомство детей с обитателями избы – котом Васькой. Заучивание потешки “Как у нашего кота”

7

“Котик, котик, поиграй”

Повторение потешки “Как у нашего кота” Дидактическое урп. “Похвали котика”.

8

“Девочка и лиса”

Знакомство со сказкой “Снегурушка и лиса”. Игра “Кто позвал?” (угадывание по голосу)

9

“Водичка, водичка, умой моё личико”

Знакомство детей с рукомойником. Разучивание потешки “Водичка, водичка”

10

“С гуся вода, а с Ванечки худоба”

Повторение потешек и колыбельных песен.

11

“Идёт коза рогатая”

Знакомство с новым обитателем избы – козой Машкой. Разучивание потешки “Идёт коза рогатая”

12

“Волк и семеро козлят”

Знакомство со сказкой “Волк и семеро козлят”

13

“Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча”

Знакомство с печкой, ухватом ,чугунком, кочергой.

14

“Колобок”

Знакомство со сказкой “Колобок”

15

“Уж ты, зимушка – зима”

Дидактическая игра “Оденем куклу на прогулку” Раскрашивание одежды.

16

“Сундучок Деда Мороза”

Загадывания загадок о зиме, зимней одежде

17

“Пришла коляда – отворяй ворота”

Знакомство детей с рождеством

18

“Фока воду кипятит и как зеркало блестит”

Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра “Напоим куклу чаем”

19

“Гость на гость – хозяйке радость”

Знакомство детей с медведем Мишуткой. Лепка посуды.

20

“Три медведя”

Знакомство со сказкой Л.Н.Толстого “Три медведя”

21

“Маша и медведь”

Знакомство со сказкой “Маша и медведь”

22

Хозяйкины помощники

Знакомство детей с предметами обихода – коромыслом, вёдрами, корытом, стиральной доской.

23

“Половичку курочка веничком метёт”

Разучивание потешки “Наша – то хозяюшка сметлива была”

24

“Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая”

Знакомство детей с масленицей

25

“Нет милее дружка, чем родимая матушка”

Этическая беседа “Моя любимая мама”

26

“Приди весна с радостью”

Разучивание заклички “Весна, весна красная!”

27

“Петушок – золотой гребешок”

Знакомство с новым персонажем – петушком. Разучивание потешки “Петушок”

28

“Заюшкина избушка”

Знакомство со сказкой “Заюшкина избушка”

29

“Трень – брень, гусельки”

Знакомство с народным инструментом – гуслями.

30

“Кот, лиса и петух”

Знакомство со сказкой “Кот, лиса и петух

31

“Петушок с семьёй”

Знакомство с семьёй петушка. Знакомство с рассказом К.Д.Ушинского “Петушок с семьёй”

32

“Курочка ряба”

Знакомство со сказкой “Курочка ряба”

33

“Здравствуй, солнышко – колоколнышко”

Разучивание потешки про солнышко

34

“Сорока – белобока кашу варила”

Знакомство с предметом обихода – глиняным горшком

35

“Кто в тереме живёт”

Знакомство со сказкой “Теремок”

36

Прощание с избой

Дидактическая игра “Чудесный сундучок”. Прощание с Хозяйкой до осени