Прививаем детям дошкольного возраста основы правового сознания.

(методические рекомендации) Дети – это будущее страны, каким оно станет зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном, правовом государстве.Проблема защиты детей существует во всем мире. Одна из задач, способствующих ее решению, просвещение самих детей. Человек с момента рождения уже наделен правами, которые зафиксированы в международном и российском законодательстве. В 1959 году была провозглашена Декларация прав ребенка. В 1989 году была принята Конвенция о правах ребенка, в которой впервые ребенок рассматривался не только как объект, требуемой социальной защиты, но и субъект , которому предоставлен весь спектр прав человека.

Конвенция о правах человека – правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права, призывает сроить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно – правовых нормах, в основе которых, лежит подлинны гуманизм. Демократия уважение и бережное отношение к личности ребенка. Его мнениям и взглядам.

Исходя из содержания Конвенции, в дошкольном учреждении реализация прав ребенка включает:

-защиты его от всех форм жесткого обращения (статья 19)

-право на охрану здоровья, на медицинское обследование, (статьи 21,24)

-защиту его права на образование, (статья 28)

-право на игру, отдых, (статья 31)

-право на сохранение своей индивидуальности, (статьи 8, 12)

-право ребенка жить вместе с родителями, (статья 9)

Положение Конвенции о правах ребенка сводится к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей:

-выживание

-развитие

-защиту и обеспечение активного участия в жизни общества

Конвенция определила нравственно – правовые нормы общения взрослых с детьми, утверждающие идеи общечеловеческой культуры.

При работе со статьями Конвенции в ДОУ необходимо учитывать:

-не усложнять содержание, дать детям первоначальное представление о правах человека, вызвать интерес к познанию себя и окружающего мира, рассказы должны быть просты и понятны для восприятия ребенка, без сложной терминологии, но научно достоверны.

-беседовать с ребенком тогда, когда ему хочется с вами разговаривать, на данную тему (на прогулке, перед едой, во время умывания и т. д) , стараться пробудить в дошкольнике интерес, желание не только отвечать вам, но и самому задавать вопросы.

-не спешить с ответом на вопросы детей, предложить ребенку самому сделать заключение. Подвести его к правильному ответу.

Исходя из статей Конвенции, перед воспитателями стоят задачи для реализации развития основ правового сознания у детей дошкольного возраста:

-создать развивающую среду, в соответствии с возрастом детей, программой и уровнем освоении знаний

-воспитывать у детей чувство ответственности, используя игровые приемы

-помогать детям в усвоении общепринятых норм и правил поведения

-воспитывать у детей уважение к правам другого человека, используя игровые приемы

-воспитывать у детей чувство собственного достоинства в соответствии с возрастом, опираясь на индивидуальные , психологические особенности детей

-воспитывать у детей уважение к людям во всех видах деятельности, используя игровые приемы

-знакомить детей в привлекательной форме с «детскими» нормативными документами

-повышать профессиональную компетенцию в данном вопросе

Педагогическую работу надо строить таким образом. Чтобы идеи и принципы Конвенции усваивались не только в их правовом содержании. Но и становились нравственной основой непосредственного общения с другими людьми, регулятором жизнедеятельности.

Ребенок, приученный в дошкольные годы искать и находить взаимоприемлемые решения в согласии с другими. В своей взрослой жизни не будет прибегать к ущемлению прав других людей.

Но в Конвенции говорится также, что необходимо знать и понимать, и обязанности перед родными, соседями, государством и даже перед незнакомыми людьми. Права и обязанности неразрывно связанны между собой.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

Методические рекомендации.

Патриотическое воспитание – это процесс освоения. Наследования традиционной отечественной культуры. Оно начинается у ребенка с отношения к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке, брату, сестре. Ребенок впервые открывает Родину в семье. Развитие любви и привязанности к родному дому – первая ступень гражданско – патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Чувства патриотизма многогранно по содержанию. Это любовь к родным местам. И гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны.

Работа по нравственно – патриотическому воспитанию детей включает целый комплекс задач:

-воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу

-формирование бережного отношения к природе и всему живому

-воспитание к труду

-развитие интереса к русским традициям и промыслам

-формирование элементарных знаний о правах человека

-расширение представлений о городах России

-знакомство с символами государства

-развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны

-формирование толерантности, уважение к другим народам, их традициям

Данные задачи решаются во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Так воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Нравственно – патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс, в основе его лежит развитие нравственных чувств.

Система и последовательность работы по нравственному воспитанию детей может быть представлена следующим образом:

СЕМЬЯ – ДЕТСКИЙ САД – РОДНАЯ УЛИЦА – РАЙОН – РОДНОЙ ГОРОД – СТРАНА, ЕЕ СТОЛИЦА, СИМВОЛИКА – ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ (конституция)

Безусловно, эта схема не может передать всю полноту работы по данному вопросу. Эти задачи присутствуют как бы внутри работы по нравственно – патриотическому воспитанию.

Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемым ребенком, наиболее доступные ему эпизоды. Педагог должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям.

Решая задачи – патриотического воспитания педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

-«позитивный центризм» – отбор знаний, наиболее актуальных для детей данного возраста

-непрерывность и преемственность педагогического процесса

-дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов

-рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок

-развивающий характер обучения, основанный на детской активности

Основной формой нравственно – патриотического воспитания детей является тематические занятия, повышающие детскую мыслительную активность. Также учет возрастных особенностей, требует широкого применения игровых приемов, которые важны для повышения познавательной активности.

Не менее важным условием нравственно – патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна. Она требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Привлечение семьи к нравственно – патриотическому воспитанию требуют большого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку.