Проект «Друзья театра».

Пушкарёва Г. А.,МКДОУ № 100, город Киров.

Цель проекта: создать условия для успешного разрешения проблемы сотрудничества, сопричастности, духовного взаимопонимания и яркого эмоционального общения между детьми и родителями. Развитие творческих способностей и эстетического вкуса посредством театральной деятельности

Работа по проекту спланирована по следующим направлениям:

- создание условий ситуативно – делового, личностно – ориентированного общения взрослых на основе общего участия в играх, спектаклях, составлении коллажей, подготовке к праздникам и развлечениям.

- определение эффективности усилий, затраченных на совместные мероприятия и востребованности дальнейшего сотрудничества (анкетирование, тестирование, диагностика, отзывы).

Планируемый результат:

- яркий эмоционально – чувственный отклик ребёнка от общения, сотрудничества, взаимодействия с мамой и папой посредством музыкально – театральной деятельности, который выражается в развитии активной жизненной позиции ребёнка.

Этапы работы по проекту.

Подготовительный:

- постановка целей и разработка направлений успешной реализации проекта;

-изучение материала проекта родителями и воспитателями младшей группы;

- совместное составление плана мероприятий по данной теме;

- анкетирование педагогов и родителей;

- подбор художественной и музыкальной литературы;

-изготовление демонстрационного и наглядного материала в родительский уголок группы;

Исследовательский.

-цикл театральных встреч с участием родителей. Создание клуба

« Друзья театра»;

-создание сборника мини – сценариев для самостоятельной деятельности «Театр дома»;

-разработка консультаций для педагогов и родителей по данной теме;

-пропаганда совместной деятельности педагогов и родителей (информационный блок на сайте, возможность пользоваться специальной литературой и фонотекой);

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое направлено на повышение педагогической культуры родителей, формирования у них педагогических умений и навыков. Составная часть взаимодействия – общение детей, педагогов с родителями через организацию театральной деятельности.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать тёплые неформальные отношения между детьми, воспитателями, музыкальным руководителем и родителями. Использование театральных постановок помогают сблизить участников педагогического процесса. Родители, благодаря позитивной эмоциональной атмосфере, становятся более открытыми для общения, имеют возможность проявить смекалку и фантазию, раскрыть творческий потенциал.

С первых дней жизни ребёнок стремится к общению с близкими людьми. Формула успеха заключается во взаимной привязанности детей и взрослых, увлечённых любимым делом. Чтобы общение стало интересным, познавательным и развивающим, предлагается приобщение к кукольному театру. Показ развлекает и воспитывает детей, развивает их фантазию, учит сопереживать героям сказок, создаёт соответствующий эмоциональный настрой. Что нужно сделать, чтобы радость от общения с куклами стало постоянным событием? Создать кукольный театр! Для организации были привлечены сотрудники и родители наших ребятишек.

I Этап. Информационный.

-Приглашение родителей на встречу с педагогами (воспитателями и музыкальным руководителем) по поводу их участия в постановке кукольных спектаклей.

II Этап. Проектирование.

- Совместное обсуждения плана работы театра на год;

-составление сценария и программы действия родителей в постановке кукольного спектакля. Корректное распределение ролей, исходя из индивидуальных особенностей и личных пожеланий.

III. Этап. Подготовительный.

-Изготовление атрибутов, освоение литературного и музыкального материала и навыка управления куклами.

IV.Этап. Реализация проекта.

-Поддержка воспитателями и музыкальным руководителем родителей в выполнении замысла спектакля.

V.Этап. Рефлексивный.

- Совместный просмотр видеозаписи с последующим анализом успехов и неудач.

Дети младшей группы надолго запомнят кукольные спектакли, показанные их родителями: «Теремок», «Зайкина избушка», «Зайцы и лиса», «Как кот Васька корову искал», «Красная Шапочка и добрый Волк» (по Н. Ишковой), «Осенняя находка» (по Н. Ишковой), «Кто сказал «Мяу»?» (по В. Сутееву),

В детском саду проводится много праздников и развлечений вместе с родителями, где они принимают активное участие в изготовлении костюмов для детей и себя, играют в игры, водят хороводы, поют песни, инсценируют сказки. В перспективном планировании на год разработаны сценарии проведения праздников, посвящённых родителям, такие как: «День Матери», «Моя музыкальная семья» , «Папа – лучший друг на свете», «Детский сад и семья – лучшие друзья», презентация семьи «Вот наш дом», «А ну – ка, Бабушки!», фольклорный праздник «Вятская карусель» и другие.

В детском саду сложилась традиция – устраивать неделю театра. Каждая группа совместно с родителями готовит и показывает спектакль.

Выбор спектакля серьёзная задача. Родителям предоставляется право свободного выбора и добровольного участия в постановке. Следует отметить, что наиболее важным в театрализованных играх является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощение творческих задач, поэтому нужно чаще подбадривать, хвалить участников процесса. Нужно стремиться к тому, чтобы театральные постановки сохраняли непосредственность, основанной на импровизации, сохраняя принцип – через театральную игру раскрыть творческий потенциал родителей. Главное – создать между детьми и взрослыми доверительные отношения в непосредственной, комфортной обстановке. Совместная театральная деятельность детей и родителей, помогут малышам преодолеть не только эмоциональные проблемы, развить уверенность в себе, воображение, ловкость и смекалку, но и получат огромную радость от общения друг с другом, завоюют доверие и дружбу ребёнка.

Истина гласит: «Слова учат, а пример заставляет подражать»

Родители, которые выбрали активную позицию, стали нашими соратниками, помогли организовать театральную студию «Друзья театра». Так появились родители – соавторы, родители – помощники, родители – артисты и музыканты.

В подготовительном процессе в постановке спектакля, при выборе сценария, мы пришли к общему мнению, что для восприятия постановки в младшей группе подходит лучше сказка. Благодаря сказке, ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, выражает своё собственное отношение к добру и злу, любимые герои для него становятся предметом подражания.

Подготовка к спектаклю строится примерно по следующей схеме:

- совместное обсуждение сценария;

- корректное распределение ролей;

-разработка эскизов костюмов, декораций, оформления зала;

- подбор музыкального материала;

-набросок эскизов афиши и пригласительных билетов.

После показа спектакля, детям и родителям на память остаётся видеозапись, при просмотре которой в семейной обстановке, участники действия вновь смогут окунуться в мир праздника и игры.

Занимаясь на протяжении многих лет совместной театральной деятельностью, можно сделать позитивный вывод:

-выросла коммуникативная активность детей, изменился характер общения с взрослыми;

-опыт проекта показывает, что родители с большим желанием стали откликаться на усилие педагогов сделать жизнь детей более эмоциональной;

-родители признают, что благодаря участию в совместной театральной деятельности, они лучше узнали своего ребёнка, повысилась их компетенция в вопросах развития творческих способностей детей посредством приобщения к театральному творчеству;

-появилась возможность приобщения данного опыта для организации досуговой деятельности в семье;

-дети ценят участие родителей в жизни детского сада и гордятся их успехами;

-выработана общая стратегия сотрудничества образовательного учреждения с семьёй.

На начало эксперимента, который начался в 2010 году, готовность родителей к сотрудничеству с детским садом в развитии у детей художественно – театральных способностей составило 57%, тогда как, на окончание его эта цифра возросла до 96% . Таким образом, можно сделать следующие выводы: анкетирование, проведённое среди педагогов и родителей выявило значимость совместного творчества в театральной деятельности педагогов, родителей и детей.

Литературные источники:

-М. Б. «Культурно – досуговая деятельность в детском саду» (издательство «Мозаика – Синтез», Москва, 2006 год);

-М. Б. Зацепина, Т. В. Антонова «Праздники и развлечения в детском саду» ( издательство «Мозаика – Синтез, 2008 год);

-Н. Т. Алексеевская «Домашний театр» (издательство «Лист», Москва, 2000 год).