Название проекта: «Где родился огурец?»

Организация: Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение д/с № 863.

Авторы проекта: Иванова Валентина Николаевна, Твердая Елена Ивановна.

Продолжительность проекта: долгосрочный, с марта по май.

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий, групповой.

Участники проекта: дети старшей группы № 8, воспитатели, родители воспитанников.

Возраст детей: от 5 до 6 лет.

Проблема проекта: необходимость расширения знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста о процессе посадки и выращивании растений (огурцов).

Проектная идея: создать в группе детского сада огород на подоконнике.

Цель проекта: формирование экологических представлений детей об овощных культурах (огурцах) в процессе выращивания из семян.

Задачи проекта:

Познакомить с историей огурца.

2. Расширять и систематизировать знания детей об овощных культура (огурцах): строение, польза, уход за ними.

3. Углублять знания об условиях, необходимых для роста семян (земля, свет, тепло, вода).

4. Формировать представление о выращивании растений из семян.

5. Учить наблюдать изменения в развитии и роста растений.

6. Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.

7. Воспитывать интерес с уходу за растениями ; накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим растениям.

Актуальность проблемы:

Среди ассортимента овощных культур, выращиваемых в нашей стране, особое место занимают огурцы. Широкое распространение этой овощной культуры объясняется, прежде всего, традиционными особенностями питания народа, высокими вкусовыми качествам плодов, идущих в пищу как в свежем, так и в переработанном виде. Самый верный способ получить экологически чистый продукт – это вырастить самому.

Данная работа актуальна тем, что выращивание растений из семян и наблюдение за ними – очень увлекательный и познавательный процесс. Наблюдение за всеми фазами развития растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов – волшебство природы в действии. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение. Так возникла тема нашего исследования «Где родился огурец?»

Краткое описание проекта:

Проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста, реализуется на протяжении трех месяцев. В проекте используются все методы обучения: словесные, наглядные, практические. В проекте предоставлено перспективное планирование по теме, конспекты занятий, серии разработанных наблюдений, игровой, а также самостоятельной и творческой деятельности детей.

Ожидаемые результаты:

1) Формирование у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний в процессе познавательно-исследовательской деятельности выращивание растений из семян.

2) Развитие познавательных и творческих способностей.

Этапы реализации проекта

1-й этап : подготовительный

сбор информации, материалов по теме;

организация предметно- развивающей среды

составление перспективного тематического плана;

разработка цикла наблюдений, занятий;

беседы;

2-й этап: реализационный:

реализация мероприятий перспективного тематического планирования (непосредственная образовательная деятельность по теме, цикл наблюдений, опыты, творческая деятельность).

этап: итоговый:

выставка детских работ;

презентация проекта.

создание альбома

Перспективное планирование:

Мероприятия

Цели

Ответственные

1 этап – подготовительный.

Беседа с родителями «Огород на окне»

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта

Воспитатели,

родители.

Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.

Создать условия для реализации проекта «Огород на окне».

Воспитатели,

родители

2 этап – основной.

Рассматривание книг, иллюстраций о растениях

Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них.

Воспитатели,

родители

Занятие «Посев огурца»

Закрепить и обогатить знания детей о посадке растений, подготовки семян

Воспитатели

Наблюдение за прорастанием семени огурца

Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих семян.

Воспитатели

Труд в уголке природы

Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий  (воды, света, тепла)

Воспитатели

Занятие «Изумрудная семейка» (рисование)

Научить детей рисовать растение, передавая в рисунке все детали (стебель, лист, цветок, усы)

Воспитатели

Дидактическая игра «Узнай на вкус»

Упражнять детей в различении свежих, соленых, сырых и вареных овощей.

Воспитатели

Занятие «Весенний ковер» (карвинг)

Знакомить детей с искусством художественной резки овощей (карвинг)

Воспитатели

Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»

Развивать понимание простых причинно-следственных отношений.

Воспитатели

Наблюдения: «Растут ли наши растения?»

Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений .

Воспитатели

Занятие «Огуречный рай» (лепка)

Продолжать учить детей передавать в поделке отражение реального предмета.

Воспитатели

Наблюдение за формированием цветка и плода

Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений .

Воспитатели

Итоговая беседа

Высадка в открытый грунт

(Огород на окне переносится на участок детского сада)

Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада и необходимых условиях для дальнейшего роста огурца

Воспитатели

3 этап – заключительный.

Обработка и оформление материалов проекта, фотографий

Создание презентации опыта работы

Воспитатели

Подбор стихотворений, поговорок, загадок об огурце

Создание альбома

«Стихи, загадки, поговорки об огурце», представление полученных знаний

Воспитатели, дети, родители

Презентация проекта

Работа с родителями:

1.Беседа с родителями «Огород на подоконнике».

2.Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода на окне.

3.Подбор стихов про огурец для оформления альбома.

Вывод:

В ходе работы по проекту у детей формировалось экологическое представление об овощных культурах (огурцах).

Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, определяют условия, необходимые для роста и развития растений.

В процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.

Важно знать и правильно подобрать семена для посева в комнатных условиях. Применять натуральное  удобрение.  Выбирать правильное  время посева семян и хорошо за ними ухаживать.  Проводить исследования нам понравилось, поэтому в следующем году мы хотим вырастить другие овощные культуры в комнатных условиях.

Итог проекта В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития. У детей сформированы знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени.

Список используемой литературы:

  1.Зенина Т.Н. «Циклы наблюдений за объектами природы» Старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2009

  2.Зенина Т.Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников  с природными объектами». Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2008

  3.Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001

  4.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие.-М.: Издательский центр «Академия», 2001

  5.Николаева С.Н. Система работы с детьми в старшей группе детского сада.  –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010

  6.Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду .- Волгоград: Учитель,2011

   7. Ресурсы Интернета