Проект «Инструменты симфонического оркестра»

образовательная область «музыка», подготовительная группа

Проект «Инструменты симфонического оркестра» актуален, с точки зрения развития музыкальной культуры дошкольников. Будущие первоклассники уже на первых уроках музыки услышат звучание симфонического оркестра. Знания об особенностях каждого инструмента, умение узнавать и дифференцировать их на слух, поможет детям глубже разобраться в музыкальной семантике симфонических произведений, постичь их художественный смысл.

С точки зрения социума, актуальность проекта подтверждается еще и тем явлением, что в наше время классическая музыка звучит лишь на одном канале телевидения «Культура», дети повсюду слышат лишь развлекательную музыку, или музыку, которая не несет в себе духовных ценностей. Таким образом, мы хотели восполнить недостаток информации по этому вопросу, а также вызвать интерес к классической высокохудожественной музыке.

Работа над проектом потребовала от детей много усилий: прилежание, трудолюбие, творчество, силу воли. Дети работали как в группах (струнные, духовые, ударные), так и индивидуально: делали раскраски инструментов, играли в музыкальное лото, отгадывали звучание инструментов на слух, занимались поиском информации совместно с родителями. Таким образом, мы смогли представить все инструменты симфонического оркестра и прослушать их звучание.

В презентации проекта гармонично использовались современные технические средства обучения: мультимедийное оборудование, синтезатор, музыкальный центр.

Продуктом деятельности проекта стал мини-спектакль «Про маленькую скрипочку», сюжет которого заключался в том, что только все вместе  инструменты симфонического оркестра могут подарить своим зрителям замечательную музыку, принести радость и наслаждение. А исполнение детьми «Рондо в турецком стиле» В. Моцарта на детских музыкальных инструментах в конце мероприятия вызвал бурю оваций у зрителей.

Детские мини-сообщения об инструментах симфонического оркестра

Скрипка – 4х струнный смычковый инструмент, самый высокий по звучанию в своем семействе. У скрипки очень красивый звук, поэтому её называют королевой оркестра.

Альт – это копия скрипки, только большего размера. Если звук скрипки напоминает голос девочки, то звук альта более низкий и напоминает голос мальчика.

Виолончель – большая скрипка, на которой играют сидя. Виолончель имеет низкий богатый звук.

Контрабас самый низкий по звучанию и самый большой по размеру среди семейства смычковых струнных инструментов. Контрабасисты должны стоять или сидеть на высоком стуле, чтобы дотянуться до верха инструмента. Контрабас обладает густым, хриплым звуком.

Арф – старинный инструмент. Говорят, что её создали боги. У неё очень красивое сказочное звучание, которое напоминает перекаты волн.

Флейта – самый высокий по звучанию инструмент. На ней можно проигрывать очень быстрые мелодии. Её звук напоминает пение птицы

Гобой – мелодичный инструмент с диапазоном ниже, чем у флейты. Гобой обладает певучим, однако, несколько гнусавым звуком. В музыке он часто изображает игру пастушка, сельскую природу.

Фагот – самый низкий по звучанию из деревянных духовых инструментов. Играть на фаготе тяжелее, чем на остальных инструментах этого семейства.  У него ворчливый хриплый звук как у медведя.

Труба – самый громкий инструмент. Она может перекрыть своим звучанием весь оркестр, играющий тутти.

Валторна – произошла из охотничьего рожка, она может быть мягкой и выразительной или резкой и скрипучей. В сказках валторна изображает вой волка.

Тромбон – имеет низкий хриплый тембр. У тромбона есть передвижная трубка, двигая ей, вперед и назад музыкант меняет звук.

Литавры похожи на огромные грохочущие бочки. Они издают грозный гул, который может длиться очень долго — до тех пор, пока не приглушишь его. Звук литавр напоминает гром и создает грозное настроение.

Тамтам используют, чтобы изобразить злые силы, колдовство, проклятье. Его звук запоминается надолго.

Сказка про маленькую скрипочку

Действующие лица: сказочник, маленькая скрипочка, контрабас, труба, барабаны, флейта, кастаньеты, литавры, оркестровые колокола, дирижер.

Сказочник: В одной сказочной музыкальной стране под названием «Симфония» жили-были инструменты. Все они были очень важными особами и назывались инструментами симфонического оркестра. Когда-то их предками были простой охотничий лук, тростинка, и камушек. Из охотничьего лука произошло семейство струнных, из тростинки семейство духовых, а из камушка большое и веселое семейство ударных инструментов.

Семью Струнных возглавляла королева Скрипка, она очень любила красивые и нежные мелодии.

Семье Духовых нравилось играть марши и народные мелодии. Самая маленькая Флейта очень изящно изображала птичьи трели. Горделивая Труба обладала очень громким голосом и могла перекрыть звучание всего оркестра. Дедушка Фагот все время ворчал на своих талантливых, но безудержных детей, а бабушка Туба призывала их к порядку низким рокочущим голосом.

Но самым веселым и задорным нравом обладала семья Ударных инструментов. Ни один человек не мог усидеть на месте, услышав их. Ноги сами пускались в пляс, а руки начинали прихлопывать и отстукивать зажигательные ритмы в такт с ударными инструментами.

И все было бы хорошо, если бы одна маленькая Скрипочка не затеяла ссору.

Маленькая скрипочка: Я будущая королева оркестра, не хочу водиться с вами, обойдусь я и без вашей дружбы.

Контрабас: Подумаешь королева? А кто подыграет тебе басы? Всем вскоре наскучит слушать тебя одну.

Труба: Какая из тебя королева. На самом деле королева это я! Я играю громче всех, тебе со мной не сравниться. Я могу исполнить марш без всякой помощи!

Барабаны: Ты одна и без нас? А кто придаст музыке маршевый ритм? Задор? Торжество? Мы главные в оркестре.

Флейта: Ха-ха, что, по-вашему, музыка это только марши, а изящные мелодии, а звон ручейка и птичьи трели? Я самая виртуозная в музыке!

Кастаньеты: Какое безобразие, какое хвастовство!

Арфа: О! немыслимо, неуважительно!

Литавры: Бум – бум, разрази вас гром!

Оркестровые колокола! Бом – тили – бом! На помощь зовем!

И вдруг все стихло. Потому что все увидели, как в воздух взлетела дирижерская палочка.

Дирижер: Что за шум?

Все инструменты наперебой стали рассказывать про зазнавшуюся скрипку.

Дирижер: Хорошо, сейчас мы проверим, сможешь ли ты одна сыграть симфонию.

Скрипка сыграла свою партию (соло скрипки) и настала очередь оркестра…

Сказочник: В зале повисла гнетущая тишина. Никто не хотел выручать скрипку. Скрипка попыталась сыграть партию фагота, но ей не хватило нот, ее струны не могли издавать такие низкие звуки. Мелодия скрипки становилась все печальней, она готова была расплакаться…

Как вдруг, дирижер взмахнул своей палочкой, и со всех сторон полились торжественные звуки симфонического оркестра (звучит экспозиция симфонии №40 В. Моцарта).

– Как красиво, – подумала маленькая скрипочка, – как же глупо я себя вела.

Маленькая скрипочка: Друзья мои, простите меня. Только все вместе мы можем создать такую прекрасную музыку. Чтобы сердца людей восторгались и радовались звучанию наших голосов.

Сказочник: И тогда весь оркестр слился в едином мощном и чудесном тутти, что означало, конечно, мы не сердимся на тебя, маленькая скрипочка. Мы ведь все одна большая дружная семья инструментов симфонического оркестра!

В процессе подготовки проекта дети научились на слух узнавать различные тембры инструментов симфонического оркестра, пополнили словарный запас, а так же познакомились с творчеством В. А. Моцарта, П. И, Чайковского и др. Посетители презентации проекта были единодушны в своем мнении, что проблема по ознакомлению детей дошкольного возраста с классической музыкой, их авторами и исполнителями актуальна в вопросе воспитания и обучения подрастающего поколения, а дети, в свою очередь, прекрасно и с интересом принимают эту информацию, слушают настоящую музыку, стараются в ней разбираться.