Проект

«Историческое время»

Тип проекта - информационно – творческий

Цель проекта: Знакомство с историческим временем, обобщение представлений о времени у старших дошкольников, установление временных отношений.

Задачи:

- на примере смены исторических эпох продолжить формировать представление о непрерывности времени;

- сформировать представления о том, что человек меняется сам и

меняет окружающий его мир с течением времени;

- развивать умение искать причинно – следственные связи, делать выводы;

- дать понятие о том, что история человечества не стоит на месте и великие открытия дают начало новым историческим эпохам;

- формировать умения рассматривать объект как систему – мир первобытного человека – древний мир – мир средневековья – современный мир – будущее;

- развивать комбинаторное и пространственное мышление;

- развивать умение строить сложноподчиненные предложения, фантазировать, входить в образ.

Методы: рассуждения, мозговой штурм, беседы-обсуждения, системная паутинка, рассматривание иллюстраций, сравнительный анализ, «узнать из книг», «спросить у другого человека», «посмотреть в интернете», словотворчество, машина времени, игры-путешествия, дидактические игры с моделированием, подвижные игры, народно-творческая деятельность, художественно-творческая деятельность,

Оборудование: аудиозапись, листы ватмана с демонстрационным материалом эпох, строительный материал из больших мягких модулей, руль, народные инструменты, костюмы, картины-иллюстрации, энциклопедии, цветные карандаши, альбомные листы, настольно-печатные игры.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей (формы организации)

Обогащение развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Взаимодействие с родителями, социальными партнерами

1

2

3

1 этап Организационный

Создание проблемной ситуации

- Что такое историческое время?

- Как мы чувствуем время? Как мы его ощущаем?

- Время само оставляет следы? С помощью чего оно оставляет?

- А какие следы время оставляет с помощью человека? И где хранятся рукотворные следы времени? А дома у вас есть такие старинные исторические вещи?

- Кто собирает и изучает рукотворные следы времени? (ответы детей)

- Ребята, если время, которое связано с развитием и изменением человека, изучают историки, то, как можно назвать время?

- Ребята, а вы бы сами хотели попасть в историческое время, чтобы самим увидеть, как жил и развивался человек с глубокой древности до наших времен?

- А как вы думаете, как мы можем попасть с вами в глубокую древность?

2 этап Содержательно-практический

Давайте с вами отправимся в путешествие, но не на обычной машине, а на машине времени. Но сначала нам надо ее построить (строим из больших мягких модулей.)

Строение системной паутинки делится на 4 блока:

1 блок – мир первобытных людей

2 блок – древний мир

3 блок – мир средневековья 4 блок– современный мир.

Остановки -«первобытность» – «древность» – «старина» – «наше время».

1 блок. Мир первобытных людей

- рассматривание иллюстраций

- беседа-обсуждение

- Дидактические игры, – составление рассказа, -

2 блок. Древний мир

- рассматривание иллюстраций

- беседа-обсуждение

- дидактические игры, – изучение народных песен, частушек,

- игра на народных инструментах,

- народный праздник Масленица,

- совместная выставка народных инструментов.

- подготовка к спортивному празднику «Русские богатыри»

3 блок. Мир средневековья

- прослушивание аудиозаписи «Звуки города

- рассматривание иллюстраций

-ответы-перечисления

- беседа-обсуждение

- дидактические игры, – совместная выставка «Бабушкин сундучок», – фольклорный праздник

- Подготовка к спортивному празднику «Русские богатыри»

4 блок. Современный мир

- беседа-обсуждение – рассматривание иллюстраций

- дидактические игры, составление мини-рассказов

- совместная выставка «Современные открытия и достижения нашего времени»

коллективная аппликация «Город будущего»

Подготовка к спортивному празднику «Русские богатыри»

Книги в литературный уголок:

Сказка « Спящая красавица»

Энциклопедии

Моя родина – Россия – с древних времен до наших дней

Л.Н. Галигузова «Первобытные люди»

Н.А. Гурьева «Детям об истории России»

Серии картин

Б.М.Кустодиев «Праздничная Русь»

В.А.Пажинская-Откидач «Москва-Петербург. Путешествие в прошлое»

Демонстрационный материал «Истории обычных вещей»

развивающая игра «Эволюция вещей»

совместная выставка самодельных народных инструментов

народный праздник Масленица

совместная выставка «Бабушкин сундучок»

фольклорный праздник

совместная выставка «Современные открытия и достижения нашего времени»

совместная работа из природного материала «Техника будущего».

3 этап Итоговый

Презентация проекта Проведение спортивного праздника «Русские богатыри»

Реализация проекта позволила детям:

- получать необходимую информацию в общении; вести простой диалог со взрослыми, сверстниками; принимать и оказывать помощь; принимать участие в коллективных делах; планировать этапы своей работы; выбирать способы действий из усвоенных ранее способов; понимать и принимать задания взрослых; принимать решение и имеющиеся знания при выполнении заданий; доводить начатое дело до конца; ориентироваться в некоторых источниках информации; понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности; задавать вопросы на интересующую тему; Таким образом, творческое преподнесение познавательного материала в проектной деятельности способствовало тому, что полученные знания и умения дети использовали в свободной деятельности.