Проект

«Волшебная астрономия»

Выполнили:

Воспитатель МДОУ №45, г.Энгельс,

Егорова Е.А.

Воспитатель МДОУ №74,г.Энгельс,

Трифонова Л.Я.

Энгельс 2011

Введение

В условиях обновления и развития системы образования одной из главных задач является обеспечение преемственности дошкольного и начального звеньев системы непрерывного образования. Качество современного дошкольного образования определяется не получением ребенком огромного объема знаний, а развитием и формированием у него необходимых личностных качеств. Необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, выполнять элементарные творческие задания, сформировать в их сознании целостную картину мира.

Астрономия, одна из удивительнейших и старейших наук, является одним из средств формирования материалистического мировоззрения у детей дошкольного возраста. Красота и величие Космоса позволяют осознать детям свое место в окружающем мире, связать свое рождение и развитие с общим процессом развития материи во Вселенной. Формирование естественно-научной картины мира у детей старшего дошкольного возраста, показ ее эволюции способствуют развитию у детей наблюдательности, умения осмысливать результаты наблюдений, креативности, любознательности, коммуникабельности, ответственности. Вовлечение детей в познавательную игровую деятельность, способствующую развитию их интеллекта, расширению их кругозора, мышления и мировоззрения, создает основу для создания новой образовательной среды, стимулирует постоянный интерес к познанию окружающего мира.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического воздействия, сотрудничества, сотворчества.

Формирование познавательной активности у детей можно видеть в разных формах деятельности, в том числе в играх, экспериментировании, наблюдениями за объектами и явлениями. Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие. И.Г.Песталоцци отмечал, что окружающий мир ребенка – источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных  восприятий к четким понятиям».  В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М.Лямина, А.П.Усова, Е.А.Панько и др.). Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Реализуя программу воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. мы заметили, что в недостаточной степени раскрывается раздел «Социальный мир», а именно тема «Космос», поэтому возникла необходимость работы над проектом «Волшебная астрономия». Перед нами возникла проблема: Как развить у ребенка представления об окружающем мире до глубин Вселенной, от мифов древней цивилизации до современных научных открытий, не зазубривая научные истины, а открывая их самому.

Цель проекта:

Формирование у детей представлений об окружающем мире, чтобы мир стал источником познания и умственного развития ребенка.

Задачи:

1.Пробудить у детей интерес к астрономии, расширять представление детей о многообразии космоса.

2.Формировать у воспитанников знания о становлении космонавтики, о первых полетах в космос.

3.Развивать логическое мышление, творческие способности, воображение, память, конструктивные способности.

4.Осуществлять словарную работу, расширяя и уточняя знания детей об окружающем. Обогащать речевой словарь. Помогать, детям, употреблять слова активно, правильно, в точном соответствии со смыслом.

5.Воспитывать усидчивость, внимание, любовь к окружающему миру.

Объектом изучения стали изменения, происходящие с детьми при изучении неизведанного для них мира Вселенной.

Гипотеза:

Предположим, что астрономия – наука доступная только взрослым, тогда чем можно объяснить интерес дошкольников к  неизведанному для них миру Вселенной. Если будем формировать у детей элементарные представления о Вселенной и о планетах Солнечной системы, то это будет способствовать их нравственно-патриотическому воспитанию ( развитию любознательности и бережному отношению к природным ресурсам).

Участники проекта:

-дети старшего дошкольного возраста -воспитатели старших групп-родители детейКаковы же условия, которые помогли успешно реализовать данный проект?

Работа с родителями

Создание развивающей среды

Набор оптимальных педагогических воздействий( методов, приемов, форм

Создание системы деятельности(организованные занятия, совместная деятельность

Условия для реализации проекта

Эрудиция педагога

Этапы работы над проектом

1 этап работы – подготовительный1.1.Создание развивающей среды

Работа над  проектом началась с создания развивающей среды. В 2011 году был создан планетарный уголок «Волшебная астрономия». Функции : Уголок «Волшебная астрономия» создан для формирования у детей представлений об окружающей мире. В нем дети знакомятся с историей возникновения науки астрономия, планетами Солнечной системы, узнают об изучении космоса человеком, больше узнают о нашей планете Земля и ее спутнике.

Развивающая среда : модель Солнечной системы, карта созвездий, фотовыставка «Космос», выставка детских работ «Звездная фантазия», подобрана детская и методическая литература по теме «Космос», приобретены дидактические и развивающие игры и пособия, созданы мини-музей «Космос будущего» и мини-музей «Солнышко».

1.2. Мероприятия:

1) Познавательное занятие «Путешествие в Космос»

2) Рассматривание иллюстраций о космосе

3)Знакомство с биографией первого космонавта Ю.А. Гагарина, его первым полетом

4)Беседа «Первый космонавт Ю.А. Гагарин

5)Подготовка атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Космонавты»

6)Чтение художественных произведений, в том числе детских энциклопедий.

2 этап работы практический

Рассказ воспитателя о работе в космосе российских космонавтов в наши дни

Составление детьми рассказов на тему: «Хочу стать космонавтом»

Работа с родителями: сбор фотографий, рисунков из журналов о космосе, космонавтах для оформления альбома «Покорители космоса»

Выставка детских работ «Лети, ракета, к звездам»

Организация выставки детских рисунков «Полет на Луну»

Сбор книг и поделок о космосе для организации мини-музея в группе

Общесадовский проект. Проведение художественно-патриотического блока «Гордая профессия – космонавт» в рамках мероприятия к 23 февраля

Рассматривание карты звездного неба

Музыкально-спортивная викторина «Слабых, в космос не берут, ведь полет нелегкий труд!»

3 этап работы – обобщающий

1)Посещение планетария города Саратова

2)Ручной труд: оригами «Самолетик»

3) Занятие-путешествие «Полет в космос»

4)Посещение места приземления Ю.А.Гагарина (с.Терновка Энгельсского района Саратовской области)

5)Презентация проекта «Волшебная астрономия»

В настоящее время в системе дошкольного образования все большее распространение получает практика проведения стандартизированной педагогической диагностики, в том числе тестирование детей дошкольного возраста. Использование диагностики является позитивным моментом образовательного процесса.

Диагностика, призвана правильно строить педагогический процесс, позволяет педагогам следить за ходом развития ребенка и осуществлять индивидуальный подход.

Применение диагностических методик позволяет занять рефлексивную позицию, проанализировать эффективность, как своей педагогической деятельности, так и реализуемого проекта.

Далее представлены диагностические карты познавательно – речевого развития детей в рамках проекта «Волшебная астрономия» в начале и в конце года.

Диагностическая карта определения усвоения детьми знаний о космосе в начале года

Фамилия, имя ребенка

Планета, на которой мы живем

Ближайшая к нам звезда

Что такое Солнечная система

Какие планеты знаешь?

Первый космонавт

Когда человек полетел в космос впервые?

Каких российских космонавтов ты знаешь?

Уровни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н

Д

П

1

Адамова Лера

2

2

3

3

3

2

3

0

0

3

2

Ботенко Кристина

2

2

2

2

3

2

2

0

2

 

3

Вишневецкий Даниил

2

2

3

3

3

3

3

0

0

3

4

Власов Руслан

3

3

3

3

3

3

3

0

0

3

5

Грызунов Юра

3

3

3

3

3

3

2

0

0

3

6

Ерин Паша

2

2

3

2

3

2

3

0

2

0

7

Ивушкина Настя

2

3

3

3

3

3

3

0

0

3

8

Кузьмина Вика

1

2

2

2

3

2

2

0

2

0

9

Мельникова Катя

2

3



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




© , 2019