Проект «Золотые ручки» как скорая помощь многодетной семьеАвтор – Соломатина Елена Павловна, воспитатель Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №31 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга

В июне 2012 года в г.Ульяновске был реализован нестандартный проект «Золотые ручки» . Его участники – дети одной семьи, их бабушка и дедушка, воспитатель ДОУ №148 г.Ульяновска и воспитатель ГБДОУ №31 Санкт-Петербурга. Нередко профессиональные качества и умения помогают в личной жизни тоже. Как часто в профессии педагога стирается грань между личной и профессиональной жизнью. И начинается просто Жизнь, в которой всегда огромное место занимают дети.

Данный проект был задуман как скорая помощь детям, у которых больше года тяжело болела мама и 1 июня 2012г. она умерла. Старшей Лизе – 12 лет, Насте – 6 лет и Клавочке -2,5 года. Я глубоко убеждена в том, что подлинный проект способен создать условия для реализации естественных потребностей любого ребенка: возможности быть услышанным, возможности с увлечением делать интересное дело, возможности быть успешным и возможности радоваться. Все вышеперечисленное работает на развитие ребенка, его личности. Тем более, когда ребенок и его семья оказывается в тяжелой жизненной ситуации.

Приступая к взаимодействию с семьей, необходимо владеть максимально полной информацией о ребенке ( условия проживания, состав семьи, психологическое и физическое состояние). В данном случае это условие соблюдалось без специально проделанной работы, т.к. семья для меня очень близкая, и о детях я знала все с момента их рождения.

Так же необходимо встречное желание семьи к сотрудничеству. Проект – это результат посильного вклада всех его участников. С идеей проекта успела познакомиться мама девочек, это было её желание. Бабушка и дедушка тоже видели необходимость решения возникших проблем и готовы были участвовать. Последний год был очень тяжелым из-за болезни дочери, требовалось много сил и времени, чтобы ухаживать за больной, осуществлять лечение. И в то же время необходимо было заниматься обычными текущими делами, которых очень много, когда в семье три ребенка, два из которых дошкольники. Отец не принимал участия в жизни детей, особенно после развода.

Проект практико-ориентированный. Срок реализации – месяц (с 16.06 по 15. 07)

Цель проекта «Золотые ручки» – создание условий для развития аккуратности, самостоятельности, трудолюбия.

Задачи для каждого возраста свои.

Задачи для Клавочки ( 2,5 года) : 1.Приучить складывать игрушки на место

2.Помочь с самого раннего возраста растить в себе привычку к аккуратности, чистоте, порядку.

3.Поддержать радость ребенка, видящего результаты своего труда.

Задачи для Насти(6 лет): 1.Продолжать развивать навыки самообслуживания

2.Развитие потребности находиться в аккуратной, опрятной обстановке. Поддерживать и беречь порядок в своих шкафах.

3.Развитие потребности заботиться о чистоте своего тела.

4.Поддержать радость ребенка, видящего результаты своих усилий.

Задачи для старших детей: 1.Помочь в реализации проекта

2.Привнести в ежедневные хозяйственно-бытовые обязанности иной смысл: не нудная рутина, а показатель умелости, способности, достойные уважения и восхищения.

З. Ощутить огромную значимость своего труда для себя и близких людей.

4. Сделать мир вокруг себя уютным и красивым.

На первом этапе проекта помимо целей и задач разрабатывался план действий. Причем постоянно задавался вопрос: «А это приведет к ожидаемому результату, ради которого начат проект?» С самого начала важно четко видеть тот результат, к которому стремишься. И все в проекте должно работать на результат, ничего лишнего. В планировании принимали участие старшие дети (Лиза-12 лет, мои дети Аксинья- 10 лет, Тимофей-8 лет), бабушка, дедушка. И в день рождения проекта к обсуждению старших присоединилась Настя (6 лет). Во-первых, дети согласились с тем, что нужно как-то приучить младших к порядку, сбору многочисленных игрушек, аккуратности. А еще им очень хотелось чего-то необычного, радостного. Мои дети с проектной деятельностью хорошо знакомы, и при слове проект у дочки появляется блеск в глазах. Обсуждали бурно. В нашем плане появились Книги Побед, экраны достижений с указанием всех трудовых подвигов. Старшие решили, что будут помогать младшим, будут помогать бабушке и дедушке, которые очень устали. Решили ввести дежурство и постоянные трудовые поручения. И конечно, приятно было думать над вариантом заключительного этапа проекта, ведь это обязательно должно быть праздничное событие. Где её провести? Кого пригласить? Что придумать?

Старшие дети проблему выявили и приняли сразу, а вот у младших все еще было впереди. И вот тут-то появилась идея возникновения Королевы Чистоты. О ней не сказала даже старшим, о чем-то они сами догадывались, но главное они тоже не хотели лишать себя сюрприза в день рождения проекта. Не сомневалась, что найду помощь у коллег – воспитателей. Отправилась в ДОУ №148 г.Ульяновска, которое посещает Настя. Сад произвел очень хорошее впечатление. Состоялся разговор с коллегами. Проекты еще никто не реализовывал. И я предложила не только послушать о проектной деятельности, но и поучаствовать в проекте. Один из воспитателей, Аринина Марина Владимировна, согласилась помочь Настеньке и её семье. Мы обговорили образ Королевы Чистоты, её задачи, дату и время появления. Именно Королева Чистоты смоделировала ситуацию, которая помогла младшим увидеть проблему, принять её и взяться за её решение. Проблема в проекте, точнее желание её решить – это не формальность, а источник детского интереса как основного двигателя проекта.

Назначен день рождения нашего проекта. Старшие знают, что будет гость. Но кто? Приятная неизвестность. К приходу гостя дети сделали себе Экраны достижений (ватман, фото и красочная надпись). Я приготовила атрибуты для церемонии посвящения детей в Фей чистоты и Рыцаря Порядка, лист, кисть и золотую краску для создания эмблемы. Все нарядились. И вот долгожданный стук в дверь! Заходит нарядная красивая Королева. Счастливые дети знакомятся с ней. Королева Чистоты рассказала свою историю, поиграла с младшими в игру «Разложи все по местам». Ей, конечно, нужны помощники, чтобы защитить царство Красоты. Дети с полной готовностью согласились и пригласили Фею Чистоты стать свидетелем начала нашего проекта «Золотые ручки». Эмблему создавали все вместе. На детскую ладошку наносилась позолоченная краска, и в этот момент ребенок слышал важные слова: «О, эти руки теперь многое сумеют сделать…». След ладошки каждого из пятерых детей расположили в форме круга и получилось подобие солнца, теплого, сильного, дающего жизнь и радость. Затем состоялась торжественная церемония посвящения детей в Фей Чистоты и Рыцаря Порядка. Дети были в восторге. Много важных, приятных слов услышали ребята в день рождения проекта. И было решено, что Королева обязательно придет еще, в день презентации проекта.

Второй, деятельностный, этап продолжался в течение месяца. Дети старались выполнить все свои задумки и обещания. Самую активную деятельность вели, конечно, старшие девочки. Мыли посуду, помогали в приготовлении блюд, сборе ягод, присматривали за Клавочкой, заплетали косы Настеньке и себе, помогали Настеньке навести порядок в шкафах, помогали с поливом огорода, влажной уборкой в комнатах. Настя, в свою очередь, помогала во всем Клавочке. А малышка, конечно, старалась для Королевы Чистоты. Ведь именно на неё приход Королевы оказал самое сильное впечатление. Когда дружно справлялись со всеми делами, оставалось много времени для посещения аттракционов, Парка, кинотеатра, походов на берег Волги. А вечером садились все и заполняли Книги Побед и экраны достижений. Во втором этапе мало слов, но очень много дел, обычных, ежедневных, неизбежных. Но теперь осмысленных и эмоционально окрашенных в радужные тона.

Третий этап проекта – Презентация. Решили, что никуда не пойдем. Пусть будет все дома. Дети готовятся к приходу Королевы Чистоты. Дом сверкает. Дети наряжены. Экраны пестрят фотографиями и надписями. Книги Побед переполнены самыми красивыми наклейками. Девочки очень волнуются: ведь им предстоит рассказать гостье о своих достижениях. Накануне они выпустили рукописный журнал, в котором рассказали о проекте и о том, как прожили этот месяц. Но дети еще не знают, что взрослые им тоже приготовили сюрприз. Королева Чистоты выслушала каждого ребенка, сказала много слов восхищения, вручила памятные дипломы и подарки. А потом, между прочим, сказала, что нашла какую-то Карту. И попросила детей прочитать и расшифровать её. Это оказалась Карта, на которой обозначено место, где зарыт Клад. И дети с радостным кличем бросились его искать на улице, рядом с домом. Нашли место. Схватили детские лопатки, прихватили даже сито…Это было смешно. Как звонко и от души смеялась бабушка детей, впервые за последние месяцы. Потом пришлось идти за настоящей лопатой и капать настоящую яму. Клад достали. А там то, что наверняка обрадует каждого ребенка. И билеты в Петербург. А потом много приятных разговоров о том, куда отправимся в Петербурге.

Данный проект, считаю, может помочь многодетным семьям, где матери одной очень сложно справиться с многочисленными бытовыми заботами, а отец зарабатывает деньги для материального благополучия своей семьи. Да и в семье, где только один ребенок, сегодня непросто привить потребность выполнять спокойно ежедневные хозяйственно-бытовые дела. Дошкольное учреждение может предложить нуждающейся семье данный проект и помочь с его реализацией. Только, пожалуй, это будет уже новый проект, ведь планировать его будут конкретные дети в конкретной ситуации.