Программа диагностики изобразительных умений и навыков
Программа диагностики изобразительных умений и навыков детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Изобразительная деятельность значит для ребенка очень много. Поэтому для педагога очень важен анализ уровня развития изобразительной деятельности ребенка как показатель его эстетического и интеллектуального развития, а также уровень ее освоения ребенком в тот или иной возрастной период.
В связи с этим важны показатели и критерии оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью
Параметры развития детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Параметры развития
|
Высокий уровень развития
|
Средний уровень развития
|
Низкий уровень развития
|
Овладение техническими навыками и умениями. |
Полностью владеет техническими навыками и умениями. |
Испытывает затруднения в применении технических навыков и умений. |
Пользуется помощью педагога. |
Развитие цветового восприятия. |
Использует всю цветовую гамму. Самостоятельно работает с оттенками. |
Использует всю цветовую гамму. |
Использует не более 2-3 цветов. |
Развитие композиционных умений |
Самостоятельно составляет и выполняет композиционный замысел. |
Испытывает затруднения в композиционном решении. |
Изображает предметы не объединяя их единым содержанием. |
Развитие эмоционально – художественного восприятии, творческого воображения. |
Видит красоту окружающего мира, художественных произведений, народного декоративно – прикладного творчества, отражает свое эмоциональное состояние в работе. Увлечен выполнением работы, создает образы самостоятельно, использует в полной мере приобретенные навыки. |
Видит красоту окружающего мира, художественных произведений, народного декоративно – прикладного творчества. Испытывает затруднения в передаче своего эмоционального состояния через образы. |
Чувствует красоту окружающего мира, художественных произведений, народного декоративно – прикладного творчества. Но не может самостоятельно выразить свое эмоциональное состояние через образ, цвет. |
Подготовка исследования
Приготовить листы бумаги, набор из 6 цветных карандашей.
Подобрать тему для рисования в соответствии с возрастом детей.
Первая серия.
Ребенка просят нарисовать картинку на заданную тему.
Вторая серия.
Ребенку предлагают поиграть в «художника» и нарисовать картину.
Третья серия.
Детям предлагают посоревноваться кто лучше нарисует картинку.
Обработка данных.
Выявляют низкий, средний, высокий уровень у каждого ребенка по каждому пункту схемы.
Контрольное обследование проводится 2 раза в год. Это позволяет оценить динамику развития ребенка, спланировать дальнейшую работу с учетом дополнительных занятий для формирования необходимых навыков.
Литература:
1. Комарова Т.С. « Изобразительная деятельность в детском саду» . М.:
Педагогика, 1990.
2. Комарова Т.С. «Изобразительное творчество дошкольников в детском
саду» – М.: Педагогика, 1990.
3. Программа «Детство» /под редакцией В.К. Логиновой, Т.К. Бабаевой, Н.А. Ноткиной- М.: Издательство «Детство- Пресс», 2006.
4. Психолого-педагогическое обследование детей 5-7 лет // Психолого-педагогическая диагностика детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой.- М.: Полиграф-сервис, 1998.