Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Детский сад комбинированного вида «Березка» г. Белоярский»

Программа

дополнительного образования

“Юный турист”

Автор составитель

Лубягина Татьяна Анатольевна

инструктор по физической культуре

г. Белоярский

2012 год

02-04

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Детский сад комбинированного вида «Березка» г. Белоярский»

«УТВЕРЖДЕНА»

Решением педагогического совета

Протокол от 31.08.2012 года № 1

Приказ от « 31» августа 2012года № 406

Заведующий ________ А. В. Дмитриева

Программа

дополнительного образования

“Юный турист”

Оптимизация двигательной и познавательной активности детей 5-7 лет в естественных природных условиях

с использованием средств туризма,

приобщение дошкольников к здоровому образу жизни

Автор составитель

Лубягина Татьяна Анатольевна

инструктор по физической культуре

г. Белоярский

2012 год

Содержание

I

Вводная часть…………………………………………………………………

3

1.

Назначение программы «Юный турист»…………………………………….

3

1.1

Основные ее характеристики…………………………………………………

3

1.2

Анализ и проблемы физкультурно – оздоровительной и профилактической работы МАДОУ «Детский сад «Березка» г. Белоярский»…………………………………………………………………….

4

II

Пояснительная записка………………………………………………………

6

2.

Концепция программы «Юный турист»………………………………………

6

2.1

Цели и задачи…………………………………………………………………..

8

2.2

Предполагаемые результаты………………………………………………….

8

2.3

Принципы реализации программы «Юный турист»………………………..

9

2.4

Условия реализации программы «Юный турист»……………………………

9

2.5

Формы организации двигательной деятельности……………………………

10

3

Содержание и структура программы «Юный турист»………………………

11

3.1

Содержание Блока I. «Через движение познаю природу»………………….

11

3.2

Содержание Блока II. «Здоровая семья – здоровый дошкольник»…………

16

3.3

Содержание Блока III. Мониторинг эффективности реализации программы………………………………………………………………………

17

4

Список литературы……………………………………………………………………

21

5

Приложения……………………………………………………………………

22

5.1

Материально – техническое обеспечение……………………………………

22

5.2

Освоение начальных туристических навыков у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………….

24

5.3

Система оценки результатов освоения программы………………………….

25

5.4

Мониторинг физической подготовленности детей…………………………

26

5.5

Тестовые задания педагогического обследования для выявления туристической подготовки дошкольников…………………………………..

31

5.6

Педагогическое обследование основ безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста…………………………………………………..

32

5.7

Туристская маркировка………………………………………………………..

34

5.8

Условные топографические знаки…………………………………………… 

35

5.9

Определение сторон горизонта по компасу…………………………………

36

5.10

Основные виды костров……………………………………………………….

37

Вводная часть

Назначение программы «Юный турист»

Основные ее характеристики

Наиболее серьезные проблемы здравоохранения, распространенные в настоящее время, вызваны, как показывают исследования, в большей степени особенностями поведения, образом жизни, сформировавшимися в дошкольном возрасте.

Среди актуальных проблем реформирования дошкольного образования наиболее острой является обеспечение условий сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

Но какие бы методы сохранения и укрепления здоровья детей не использовались в дошкольном образовательном учреждении, ожидаемого эффекта не будет, если у самих старших дошкольников не сформированы потребности и привычки в осознанном и разумном отношении к собственному здоровью, не выработаны умения и навыки в совершенствовании своего физического тела.

Процесс обновления требует реконструкции и совершенствования содержания физкультурно-оздоровительного процесса, ориентирование на сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста и их физического развития и совершенствования.

Программа «Юный турист» определяет качественное повышение физического развития и оздоровления детей старших дошкольников посредством использования элементарных форм детского туризма.

Программа «Юный турист» разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МАДОУ «Детский сад «Березка» г. Белоярский», всестороннего анализа проводимой физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении за 2008-2012 г.г. и следующими нормативными документами:

Законом Российской Федерации «Об образовании»;

Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении;

Законом Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Программно- методическим обеспечением программы являются:

комплексная программа воспитания и развития детей в детском саду «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, В.И.Логиновой и других, Санкт – Петербург, ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004;

педагогическая технология «Краеведо – туристская деятельность в детском саду», Ю. Н. Мамонова, – М.,1995;

авторская программа «Туристята» (2000 год) разработанная Т. П. Завьяловой кандидатом педагогических наук, доцентом ТГПУ г. Тюмень – (двигательная и познавательная деятельность с использованием средств туризма для дошкольников 6-7 лет).

Назначение программы «Юный турист» заключается в том, что у дошкольников 5-7 лет посредством овладения простейшими туристическими навыками, улучшиться здоровье, сформируется осознанное отношение к своему здоровью, повыситься двигательная активность, а в дальнейшем разовьется потребность в здоровом образе жизни: отказ от вредных привычек, наносящих своему здоровью и здоровью окружающих, сознательного участия в охране окружающей среды. Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста, срок реализации программы 2 года.

Анализ и проблемы физкультурно – оздоровительной и профилактической работы МАДОУ «Детский сад «Березка» г. Белоярский»

В последнее время приоритетным направлением деятельности дошкольного образовательного учреждения становится физкультурно-оздоровительное и профилактическое.

Это вызвано целым рядом объективных причин:

данные о состоянии здоровья детей, поступающих в дошкольное образовательное учреждение, свидетельствовали о снижении числа абсолютно здоровых детей;

мониторинг состояния физкультурно-оздоровительной работы и результаты профилактических медицинских осмотров за 2008-2012 учебные годы выявили, что 95 % детей, посещающих дошкольное учреждение, имеют различные заболевания, в том числе хронические;

мониторинг физического развития в 2008 году показал, что в детский сад дети приходят с низким или ниже среднего возрастными физическими показателями развития основных двигательных качеств: скорости, выносливости и мышечной силы;

опрос, анкетирование и беседы с родителями воспитанников позволили определить, что уровень знаний и умений большинства из них в области здоровья, совершенствования физического развития и здоровом образе жизни невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребенку потребуется медицинская и психологическая помощь.

Поэтому педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения свою деятельность направил на создание здоровьесберегающей модели, направленной на становление здоровой, творческой, интеллектуальной, духовной, физически развитой личности воспитанников.

При этом здоровьесберегающее пространство рассматривается, как комплекс физкультурно-оздоровительных, лечебно-профилактических, так и психолого-педагогических мер, которые органично вошли в работу с детьми, не превращая дошкольное учреждение в лечебное.

По новым здоровьесберегающим технологиям: Н. Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления дошкольников», М. Д. Маханева «Воспитание здорового ребенка», Кудрявцева «Педагогика воспитания и оздоровления» проводятся сюжетные физкультурные занятия, включая ритмическую гимнастику, пальчиковые упражнения, упражнения на гимнастических мячах, корригирующие упражнения и дыхательные упражнения, упражнения на расслабление.

По методическим рекомендациям А. Д. Глазыриной «Физическая культура», М. Руновой «Двигательная активность» организуются с детьми пешие прогулки, катание на ледянках, игры-забавы с санками и снегом, спортивные игры с элементами хоккея, футбола, школа мяча, что позволяет повысить физическую активность и подготовленность детей; их работоспособность.

В дошкольном образовательном учреждении физическое развитие детей ведется в комплексе с оздоровительной работой. Опираясь на основополагающие принципы Программы Ю. Ф. Замановского «Здоровый дошкольник» коллектив, совместно с медицинскими работниками, разработан комплекс закаливающих мероприятий, с учетом состояния здоровья детей, в котором учитывается постепенность воздействия того или иного природного фактора и сезонность.

В системе проводится лечебно-профилактическая работа (профилактика йодной недостаточности, витаминизация, вакцинация, закаливающие процедуры, иммунопрофилактика, профилактика нарушения осанки и плоскостопия).

Пропаганда здорового образа жизни в семье проходит через организацию совместной спортивно-досуговой и туристической деятельности.

Совместные занятия физическими упражнениями родителей и детей способствовали повышению компетентности родителей по физическому развитию, повышению их активности в участие в спортивных мероприятиях. Если в 2007 -2008 учебном году участвовало 21% родителей, то в 2011 – 2012 – 62 %. Родители не только приобретали теоретические знания, но и овладевали практическими умениями в области физического воспитания детей.

Сочетание индивидуальных и фронтальных форм физкультурной работы, позволило добиться хороших результатов у воспитанников подготовительных групп в физической подготовленности: 97 % детей успешно осваивают основные движения.

Однако, несмотря на положительные достижения в физкультурно-оздоровительной работе, назрела острая необходимость пересмотра подходов к организации воспитательно-образовательной работы с позиции здоровьесбережения и взаимодействия с семьей.

В связи с этим весьма актуально создание и использование в дошкольном образовательном учреждении новых форм и методов работы с детьми по формированию элементарных навыков и умений по самосохранению, укреплению их здоровья, воспитанию привычки к здоровому образу жизни и активизации двигательной деятельности.

В медико-педагогической коррекции нуждаются не только дети, но и их родители. Родителям необходимо овладеть практическими знаниями и умениями в области сохранения и укрепления здоровья детей и их физического развития.

В понятие «здоровый образ жизни» входит: воспитание у детей основ двигательной культуры, привычки к рациональному питанию, закаливанию, соблюдению гигиенических норм, отказ от вредных привычек, выработка потребностей получения положительных эмоций от соблюдения правил поведения, способствующих укреплению здоровья.

II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Концепция программы «Юный турист»

Проблема здоровья подрастающего поколения вызывает тревогу государства и общественности, медицинских работников и педагогов, родителей и самих детей.

Считается, что в современном обществе большое внимание должно уделяться формированию в сознании людей приоритета здоровья, начиная с дошкольного возраста.

Медицинская статистика многих поколений отмечает, что большинство болезней взрослых уходит корнями в детство, указывая особую роль детского сада в формировании здоровья ребёнка, его отношения к своему здоровью, реальным действиям и поступкам, создающим предпосылки для формирования навыков здорового образа жизни.

Изучение специальной литературы, практического опыта коллег из других регионов, анализ существующих форм,  методов и условий реализации оздоровительной работы в нашем дошкольном образовательном учреждении помогли найти новые решения и новые возможности в этом направлении через использование элементарных форм детского туризма. Так как организация детского туризма с дошкольниками является одним из условий для формирования двигательных навыков и привычки к здоровому образу жизни.

Дошкольный туризм имеет много преимуществ:

Во-первых, туризм, как средство физического воспитания, позволяет круглогодично разнообразить двигательную деятельность детей и в полной мере использовать циклические движения на свежем воздухе, которые стимулируют развитие общей выносливости, корригирующей с показателями здоровья ребенка, и способствуют повышению уровня развития основных физических качеств ребенка, а так же решить ряд проблем психологического здоровья дошкольников.

Во-вторых, именно туризму присущи коммуникативные функции и при целенаправленном педагогическом воздействии они могут играть значительную роль в решении задач нравственного воспитания. Туристические походы представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, но и совершенствуются двигательные и физические навыки детей, формируются основы первых навыков здорового образа жизни.

В-третьих, средства туризма обладают большим познавательным потенциалом и могут способствовать более эффективному и качественному усвоению знаний в соответствии с программными требованиями, а также развивать познавательные способности детей.

 Дошкольный туризм характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку при отсутствии у него серьезных патологий.

Интересно продуманная туристская двигательная деятельность детей в природных условиях развивает у дошкольников интерес к занятиям туризмом и физической культурой, повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.

К туристической деятельности, как одному из форм работы с дошкольниками, прибегают крайне редко: считается, что туризм – это дело средней общеобразовательной школы. Однако, мы уверены, что детский туризм в оздоровлении детей дошкольного возраста может и должен использоваться в качестве вспомогательного средства в педагогической практике ДОУ. Предлагаемая нами система работы по использованию элементарных форм туризма в оздоровлении детей старшего дошкольного возраста с одной стороны, позволяет удовлетворить потребность детей в активной деятельности в рамках оздоровительной работы детского сада, а с другой – способствует становлению эффективного взаимодействия ДОУ с родительской общественностью.

Анализ данного материала и практических исследований привели к необходимости разработки программы «Юный турист», направленной на оптимизацию двигательной и познавательной активности детей 5-7 лет в естественных природных условиях с использованием средств туризма, приобщение дошкольников к здоровому образу жизни.

Содержание туристической деятельности по программе строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей и охватывает все основные сферы жизнедеятельности детей дошкольного возраста.

Решение программных задач отражаются в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, в самостоятельной деятельности детей (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения). А также через взаимодействие с семьями воспитанников по реализации программы дополнительного образования.

Работа по программе «Юный турист» осуществляется под руководством инструктора по физической культуре, при тесном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса: родителей, групповых воспитателей, психолога, музыкального руководителя, медицинских работников, методической службы детского сада, социальных партнеров.

Цели и задачи

Основные цели и задачи программы «Юный турист» разработаны с учетом регионального компонента и традиций родного края.

Цель программы: создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей 5-7 лет и их физического развития, формирование навыков здорового образа жизни через организацию и внедрение элементарных форм детского туризма.

Главная задача заключается в том, чтобы довести до сознания детей, родителей то, что детский туризм является одним из источников крепкого здоровья.

Но, исходя из цели и концептуальных положений, были определены, как приоритетные, следующие задачи:

формировать у детей привычки думать и заботиться о своём здоровье;

совершенствовать движения в естественных природных условиях, обогащать двигательный опыт детей;

обучать детей первоначальным туристическим навыкам;

воспитывать в детях нравственные качества: взаимопомощь, коллективизм, доброту, бережное отношение к природе;

обогатить представление детей о природе родного края.

Предполагаемые результаты

Снижение уровня детской заболеваемости.

Повышение показателей развития физических качеств и уровня физической подготовленности.

Полученные детьми знания о туризме и природе родного края позволяют найти способы укрепления и сохранения здоровья; развивать искреннее чувство любви к родным местам.

Повышение заинтересованности воспитанников, родителей в формировании здорового образа жизни; приобщение к физической культуре и туризму.

Принципы реализации программы «Юный турист»

Принцип научности и доступности все предложенные мероприятия, направлены на укрепление психофизического здоровья, являются научно обоснованными и практически апробированными; основывается на игровом методе.

Принцип системности и последовательности – основным условием для соблюдения рациональной последовательности являются задания постепенно нарастающей трудности: от простого к сложному.

Принцип наглядности – при согласованной работе нескольких анализаторов (зрительного, слухового, двигательного и др.) дети и родители точнее воспринимают материал.

Принцип интеграции – адаптированность программы в разные виды детской деятельности.

Принцип дифференциации – учёт возрастных особенностей развития детей; адаптированность материала к сезонным условиям.

Принцип создания благоприятной среды для усвоения первых туристических навыков, норм и правил здорового образа жизни каждого ребёнка, для развития двигательной активности.

Принцип единства с семьей предусматривает соблюдение единых требований детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, двигательной активности, развития двигательных и культурно-гигиенических навыков.

Условия реализации программы «Юный турист»

Реализация программы возможна при соблюдении следующих условий:

Организационные:



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст