Лето

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

5-6 лет

«Ребята – туристята опять идут в поход»

Формировать у детей чувство осторожности и основы безопасности. Познакомить детей с правилами оказания первой помощи при порезе, укусе насекомых. Закрепить у детей умение пользоваться компасом. Воспитывать интерес к занятиям туризмом.

Памятки «Осторожно-солнце» – рекомендации для родителей о значении головных уборов летом

6-7 лет

«Ребята – туристята шагают с рюкзаком»

Формировать у детей чувство осторожности и основы безопасности. Совершенствовать двигательные

умения и навыки, осознанное

самостоятельное пользование

определенным объемом экологических

знаний и умений (в лесу) при выполнении трудных двигательных заданий во время туристических прогулок. Закрепить знания детей пользования простейшими топографическими знаками и картами. Совершенствовать у дошкольников ловкость, выносливость, воспитывать смелость, выдержку.

Содержание Блока II. «Здоровая семья – здоровый дошкольник»

Основой блока II «Здоровая семья – здоровый дошкольник» является построение единой системы взаимодействия ДОУ и семьи по формированию у дошкольников первоначальных навыков здорового образа жизни, через вовлечение родителей в мероприятия с туристической направленностью.

Задачи:

Повышение педагогической компетенции родителей по формированию у дошкольников представления о себе и о здоровом образе жизни посредством организации туристических прогулок.

Пропаганда здорового образа жизни на личном примере.

Совместная деятельность педагогов с семьей строится по следующим основным направлениям, определяющие содержание, организацию и методику сотрудничества:

единство в достижении цели воспитания здорового ребенка;

повышение родительской компетентности в организации с дошкольниками туристических прогулок;

обучение родителей конкретными методами и приемами, направленными на формирование у дошкольников первых туристических навыков;

ознакомление родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в дошкольном образовательном учреждении, обучение методам оздоровления в природных условиях.

Алгоритм

совместной физкультурно-оздоровительной деятельности

дошкольного образовательного учреждения с семьей

Анкетирование родителей, в рамках мониторинга Физического развития и оздоровления детей с целью выявления знаний и умений родителей в области здорового образа жизни, организации питания и двигательной активности детей, выполнения режимных моментов в семье.

Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его физического развития.

Проведение целенаправленной работы среди родителей по пропаганде здорового образа жизни, необходимости выполнения общегигиенических требований, рационального режима дня, полноценного сбалансированного питания, закаливания, воздушного и температурного режима и т. д.

Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении.

Обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательная гимнастика, массаж, разнообразные виды закаливания и т.д.);

Ознакомление родителей с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в дошкольном образовательном учреждении и обучение их отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапии, ароматерапии и т.д.);

Создание газет, информационных бюлетей для родителей и т. п.

Проведение отчетных концертов для родителей по результатам кружков, функционирующих в ДОУ, в том числе и физкультурно–оздоровительного направления (кружок «Будь здоров», «Юный турист» – руководитель инструктор по ФИЗО).

Содержание Блока III. Мониторинг эффективности реализации программы

Основой III блока является система педагогического обследования.

Педагогическое обследование проводится с целью отслеживания эффективности реализации программы «Юный турист».

Проводимый мониторинг – это выявление знаний, простейших туристических умений и навыков, двигательных способностей детей и потребности к здоровому образу жизни.

Выделяются следующие области педагогического обследования:

Физическая подготовленность старших дошкольников.

Основы туристической подготовки дошкольников.

Основы безопасности жизнедеятельности.

Участие родителей и детей в мероприятиях по воспитанию здорового ребёнка.

Основными методами педагогического обследования является наблюдение, беседа, выполнение тестовых заданий, анкетирование.

Результаты педагогического обследования представляются в виде трёхуровневой шкалы: низкий, средний, высокий.

Низкий уровень – представляет собой тот факт, когда ребёнок не всегда справляется с заданием самостоятельно, даже с небольшой помощью взрослого.

Средний уровень – выполняет задание с небольшой помощью взрослого.

Высокий уровень – ребёнок самостоятельно выполняет предложенное задание.

Мониторинг эффективности реализации программы «Юный турист» проводится 2 раза в год: на начало учебного года с целью выявления уровня знаний детей, простейших туристических умений и навыков, на конец учебного года, с целью сравнения полученного и желаемого результатов.

Система мониторинга педагогического обследования результатов освоения программных требований по физической культуре (приложение 3).

Показатели подготовленности детей 5 -7 лет к туристической прогулке

Показатели развития

Уровни

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Физическая подготовленность старших дошкольников (приложение 4)

Овладение дошкольником разнообразными видами ходьбы и применение их в зависимости от условий

С помощью взрослого ребёнок движется по тропинке, применяя рациональную технику ходьбы по травяным, земляным склонам, ходьба, преодолевая подъёмы и спуски

По словесному указанию взрослого ребёнок движется по тропинке, применяя рациональную технику ходьбы по травяным, земляным склонам, ходьбы, преодолевая подъёмы и спуски

Ребёнок технически грамотно преодолевает разнообразные сложные препятствия (ручей, бревно, кусты, склон), применяет приёмы страховки, соблюдая элементарные приёмы безопасности

Овладение дошкольником техникой выполнения прыжков, метания и подлезания под предметы

Не владеет техникой выполнения разных видов прыжков (с места, в длину, высоту), метания (вдаль, в цель) и подлезание под предметы

По рекомендациям взрослого ребёнок выполняет правильно все виды прыжков (с места, в длину, высоту), метания (вдаль, в цель) и подлезание под предметы

Самостоятельно, точно и уверенно выполняет все виды прыжков (с места, в длину, в высоту), метания (вдаль, цель) и подлезание под предметы

Основы туристической подготовки дошкольников (приложение 5)

Формирование умения организовывать и проводить подвижные игры на туристические темы

Ребёнок не проявляет инициативы в организации и проведении игр на туристическую тематику

С помощью взрослого ребёнок организует и проводит игры на туристическую тематику

Ребёнок охотно и активно включается в игру. Самостоятельно организует игру на туристическую тематику

Формирование у дошкольников умения ориентироваться в лесу с помощью туристических атрибутов (маршрутные схемы, карты, планы) по расположению природных объектов

Ребёнок испытывает затруднения в ориентировке в лесу, с помощью маршрутной схемы, карты, планы по расположению природных объектов (солнце, муравейник, деревья)

Ребёнок с небольшой помощью взрослого ориентируется в лесу по маршрутной карте, плану, схеме и по расположению природных объектов (солнце, муравейник, деревья)

Ребёнок самостоятельно ориентируется по маршрутной карте, компасу и солнцу

Овладение умением правильно укладывать рюкзак

Укладывает с помощью взрослого рюкзак

Ребёнок укладывает рюкзак по словесному указанию взрослого

Ребёнок самостоятельно укладывает рюкзак

Овладение словами – предметами на туристическую тематику

Ребёнок с помощью взрослого называет слова на туристическую тематику

Ребёнок самостоятельно называет слова на туристическую тематику, но затрудняется раскрыть их смысловое значение

Ребёнок самостоятельно называет слова – предметы на туристическую тематику и объясняет их значение

Овладение дошкольником навыков укладке сушняка для костра

Ребёнок с помощью взрослого укладывает сушняк для костра. Затрудняется в названии видов костров (колодец, шалаш, таёжный и т.д.)

Ребёнок затрудняется уложить сушняк для костра. Называет виды костров (колодец, шалаш, таёжный и т.д.)

Ребёнок правильно укладывает сушняк для костра. Называет виды костров (колодец, шалаш, таёжный и т. д.)

Формирование у ребёнка стремления к познанию окружающей природы

Ребёнок не проявляет интереса к исследованию, к установлению причинно – следственных связей, нелюбознателен

Ребёнок задаёт вопросы только в диалоге с взрослым. Устанавливает причинно – следственные связи, экспериментирует в условиях деятельности, возникающей по инициативе взрослого и детей

Ребёнок активно задаёт вопросы, предлагает свои ответы, дискутирует с взрослыми. С удовольствием с взрослыми, с удовольствием экспериментирует с природными материалами. Умеет самостоятельно выстраивать гипотезу. Устанавливать причинно – следственные связи между различными природными

явлениями

Формирование основ безопасной жизнедеятельности (приложение 6)

Овладение простейшими способами оказания первой помощи себе и сверстникам

Ребёнок не знаком с способами оказания первой помощи себе и другим при ушибе, порезе и ожоге

Ребёнок имеет представление о простых способах оказания первой помощи себе и сверстнику при ушибах, порезах и укусах насекомых

Ребёнок оказывает первую помощь себе и сверстнику при ушибах, порезах и укусах насекомых

Овладение ребёнком основных навыков личной гигиены

При напоминании взрослого ребёнок неохотно выполняет основные гигиенические процедуры (умывание, мытьё рук, соблюдение опрятности внешнего вида, пользование носовым платком)

При напоминании взрослого ребёнок выполняет основные гигиенические процедуры (умывание, мытьё рук, соблюдение опрятности внешнего вида, пользование носовым платком, уход за глазами)

Ребёнок самостоятельно, без напоминания выполняет основные гигиенические процедуры (умывание, мытьё рук, соблюдение опрятности внешнего вида, пользование носовым платком)

Формирование у дошкольника умения проявлять заботу о чистоте окружающей среды

Ребёнок проявляет интерес к бережному отношению к природе только после рекомендаций взрослого. Проявляет эмоционально – отрицательное отношение к объектам природы

Ребёнок при напоминании взрослого бережно относится к окружающей природе и поддерживает чистоту во время движения по маршруту

Ребёнок понимает необходимость осторожного обращения с растениям, животными, водой, огнём и т. д. Поддерживает чистоту во время движения по маршруту

Участие родителей и детей в мероприятиях по воспитанию здорового ребёнка

Активность родителей и детей в туристических прогулках

Не посещают мероприятия с туристической направленностью

Не всегда в системе посещают мероприятия с туристической направленностью

Активное участие родителей и детей в мероприятиях туристической направленностью

Положительное отношение к организации туристических прогулок с дошкольниками

Определяется по результатам анкетирования

Определяется по результатам анкетирования

Определяется по результатам анкетирования

Список литературы

Алиева Т. И., Арнаутова Е. П., Протасова Е. Ю. Безопасность на улице: Программно-методическое пособие.- М: Карапуз, 1999.

Арнаутова Е. П. Педагог и семья. – М.: Карапуз 2001.

Бочарова Н. И. Туристические прогулки в детском саду, – Москва, 2004.

Департамент образования пермской области: Здоровейка в гостях у малышей -Пермь 2005.

Зайцев Г. Уроки Айболита. – Санкт – Петербург, 1999.

Зайцев Г. Уроки Мойдодыра.- Санкт – Петербург, 1994.

Крапивник В., Усвицкий Будь сильным здоровым. – Москва, 1991.

Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. – М.: Мозаика – Синтез, 2000.

Поломис К. Дети на отдыхе. – Москва, 1995.

Рыжова Н. А. Экологическое воспитание в детском саду. – М.: Карапуз, 2001.

Студеникин М. Я. Книга о здоровье детей. – Москва, 1986.

Приложение 1

Материально – техническое обеспечение

Предметно-развивающая среда спортзала

Предметно-развивающая среда спортивной площадки

Спортивное оборудование для развития основных видов движений:

Батуты. Гимнастический мостик

Гимнастические скамейки.

Гимнастические кольца.

Канат. Веревочная лестница

Наклонные доски с петлями

Баскетбольные щиты и корзины.

Лесенка-стремянка

Гимнастическая лестница «Шведская стенка».

Щиты для метания.

Дуги. Тоннели.

Стойки для прыжков.

Набивные мячи.

Мешочки для метания.

Детские тренажеры:

Беговая дорожка.

Шагомер.

Велосипеды.

Физкультурный инвентарь для общеразвивающих упражнений:

Кегли, кубики.

Гимнастические палки, обручи.

Флажки, платочки, погремушки.

Гантели, мячи, скакалки.

Физкультурный инвентарь для спортивных игр:

Самокаты.

Городки. Кольцебросс.

Баскетбольные, футбольные мячи.

Клюшки и шайбы.

Набор для бадминтона и тенниса.

Инвентарь для профилактики плоскостопия и коррекции осанки:

Мягкие модули. Сухой бассейн.

Резиновый коврик.

Беговая массажная дорожка.

Подвесные турники.

Мячи-хоппы.

Магнитофон.

CD и аудио материал.

Наглядно-демонстрационные плакаты, схемы.

Стеллажи для хранения оборудования и инвентаря.

Общая площадь спортивных площадок:

738 м2

Наличие места на спортивной площадке для подвижных игр:

футбольное поле, баскетбольная площадка.

Перечень оборудования для спортивных игр:

футбольные ворота 2, баскетбольный щит 1, волейбольная сетка 1, мячи, городки, клюшки, гимнастические палки, бадминтон, велосипедная и роликовая дорожки.

Наличие зоны с гимнастическим оборудованием и спортивными снарядами для развития основных видов движений:

Перечень оборудования для лазания:

Лестница вертикальная (6 шт. разной высоты), лестница-стремянка (стационарная), «Ракета» – лестница, тоннель, веревочная лестница, канат 1.

Перечень оборудования для висов, подтягивания:

турник 3 (стационарный и подвесной), гимнастические кольца 2, рукоход 3, брусья, наклонная доска с перекладиной, наклонная лестница 1 (переносная).

Перечень оборудования для прыжков:

колеса, цветная дорожка для прыжков в длину с места, яма для прыжков в длину с разбега, дорожка для перепрыгивания, перекладины, «классики», выносной материал (длинная и обычная скакалки, резинки).

Перечень оборудования для равновесия:

колеса, «паутинка», бревно с наклонной доской, дорожка здоровья, лесенка для ходьбы с сохранением равновесия, самокаты, велосипеды.

Перечень оборудования для бега:

беговая дорожка 3 шт. (10м, 30м, 90м), выносные стойки для бега между предметами.

Перечень оборудования для метания:

«рыбка», «курочка», щит для метания в горизонтальную и вертикальную цели, выносные щиты для метания в вертикальную цель, кольцебросы, дорожка для метания на дальность.

Приложение 2

Освоение начальных туристических навыков

у детей старшего дошкольного возраста

Блок первый. Туризм и туристы

Беседы на тему:

Кто такие туристы?



Страницы: Первая | ← Назад | ... | 2 | 3 | 4 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст