Программа дополнительного образования

«Волшебный квиллинг»

подготовительная группа

Пояснительная записка

Всегда найдется дело для умелых рук,

Если хорошенько посмотреть вокруг.

                                          Мы чудо сотворить сумеем сами

                                                                 Вот этими умелыми руками.

Новые жизненные условия, в которые поставлены дети, вступающие в жизнь, выдвигают свои условия: ребёнок должен быть мыслящим, самостоятельным, инициативным, ориентированным и социально-адаптированным к жизни.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Гарантией социализации и адаптации личности ребенка в обществе и выступает развитие творческих способностей.

Ребенок с творческими способностями – активный, пытливый. Он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения. У него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. В творчестве ребенок учится и развивает особые качества ума: наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п.

Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то. Иначе говоря, творческое начало в человеке – это всегда стремление вперед, к лучшему, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений, эта деятельность позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка.

“Волшебный квиллинг — так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия.

Бумажная филигрань, так еще называют квиллинг это старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время. Эта техника удивительна, с её помощью можно получить различные шедевры, напоминающие «тонкую кружевную паутинку». За одну две минуты из радуги полос корейской бумаги можно создать двух – трёхмерные формы квадрата, овала, звезды, конуса, полусферы. Затем эти объёмные формы, иногда называемые модулями, соединяясь, и перетекая друг в друга, создают каскад фигур, листьев цветов, подчиняясь нескончаемой фантазии мастера-художника.

Техника квиллинга заключается в накручивании и моделировании с помощью маленького инструмента (кисточек, зубочистки…), бумажных полосок шириной в несколько миллиметров. И с помощью метода специальной обработки можно создать самые различные композиции. Занятия квиллингом – это колоссальные возможности реализовать свои творческие возможности. Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, нестандартного мышления.

“Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.

       Тематика занятий строится с учетом интересов детей, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

1. Познакомить детей с новым видом конструирования – квиллингом, научить изготавливать основные формы (плотную спираль, свободную спираль, каплю, стрелу и другие) и из них составлять различные композиции (от простых до более сложных);

2. Через занятия квиллингом повысить уровень развития моторики, мышления, внимания, памяти, творчества;

3. В процессе работы воспитывать усидчивость, аккуратность при выполнении, эстетику, интерес;

4. Провести с родителями мастер – класс;

5. Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

6.Оценить результаты проведённой работы с детьми (оформить выставку работ).

Организационно-методическое обеспечение программы

Программа кружка дополнительного образования «Волшебный квиллинг» рассчитана на 1 год с детьми подготовительной к школе группы. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять не более 15 человек. Продолжительность занятия составляет 25-30 мин. Занятия проводятся в двух подгруппах, два раза в месяц с сентября по май (и в летний период в свободной деятельности).

Характеристика процесса обучения.

Форма проведения – занятия. В зависимости от поставленных задач, на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения).

Занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о квиллинге, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, разметку, раскрой, обработку бумаги и оформление поделок.

 Формы работы:

– индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);

– групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);

– коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей)

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.

Обучение у детей будет происходить более эффективно при условии:

систематической и последовательной работы с детьми, постепенно усложняя уровень выполнения работ, а также совместной работы детского сада и семьи по освоению квиллинга.

  Ожидаемые результаты:

В результате обучения по данной программе дети:

приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с бумагой;

познакомятся с искусством бумагокручения;

будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;

научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий, создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;

разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию;

улучшат свои коммуникативные способности, овладеют навыками культуры труда.

Техническое оснащение занятий.

Оборудование и инструменты:

- цветную бумагу для принтера,

- гофрированный картон;

- картон белый и цветной,

- клей ПВА,

- зубочистки

-ножницы,

- карандаши простые,

-линейка,

-кисточки для клея,

- салфетки,

- клеенка.

-образцы композиций,

-инструкционные карты.

Учебно – тематический план дополнительной образовательной программы

Месяц

Тема

Цель

Cодержание

Сентябрь

Октябрь

Занятие

Вводное занятие.

История возникновения квилинга.

Знакомство с основными формой.

2.Занятие

Композиция «Яблонька»

 

3.Занятие

Композиция

« Дождик»

4. Занятие

 Композиция

«Веточка рябины».

 

Познакомить детей с историей возникновения техники квиллинга.

Познакомить с содержанием предстоящей работы.

 Знакомство с правилами техники безопасности. 

Познакомить с технологической картой и обозначением основных форм на схемах.

Продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «свободная спираль».

Развивать воображение творческие способности; воспитывать эстетические чувства; умение аккуратно пользоваться ножницами и клеем.  Предвосхищать результат своей деятельности.

 

Рассказать о технологии изготовления форм “капля”. Познакомить с технологической картой и обозначением форм на схемах.

Продолжать учить детей правильно накручивать рол.

 Развивать глазомер, фантазию, творчество. Воспитывать аккуратность, желание доводить начатое до конца.

    

Продолжать учить детей правильно накручивать рол.

Закрепить у детей умение скручивать элемент (форму) «свободная спираль».

Показ электронной презентации о квилинге.

Рассказ о приборах и инструментах, используемых при работе.

Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно учатся правильно накрутить рол, выполняют основную формы «Свободная спираль».

Подбор цветовой гаммы. Изготовление  заготовок, базовых форм.

Сборка поделки. Оформление композиции.

Работа выполняется индивидуально

Дети продолжают учиться накручивать рол. Самостоятельно вырезают заготовку по шаблону и производят сборку изделия и оформляют в композицию. 

Работа выполняется индивидуально

Показ технологии выполнения поделки.

Изготовление

заготовок для поделки.

Оформление поделки. Работа выполняется индивидуально.

Ноябрь

5. Занятие

Поделка

кулон «Сердце»

6. Занятие

Поделка «Снежинка»

Продолжать учить детей правильно накручивать рол.

Закрепить у детей умение скручивать элемент (форму) «капля».  Развивать глазомер, фантазию, творчество. Воспитывать аккуратность, желание доводить начатое до конца.

Продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «свободная спираль» и «капелька».

Учить соединять элементы в композицию.

Показ технологии выполнения поделки

Изготовление

заготовок для поделки.

Оформление композиции. Работа выполняется индивидуально.

Показ технологии выполнения поделки

Изготовление

заготовок для поделки.

Оформление композиции. Работа выполняется индивидуально.

Декабрь

7. Занятие

Новогодняя

открытка «Свеча»

8. Занятие

Поделка «Ангел»

Рассказать о технологии изготовления поделки. Продолжать учить детей правильно накручивать рол. Закрепить у детей умение скручивать элементы (форму) «капля», «свободная спираль».

Закрепить у детей умение скручивать элемент (форму) «капля», Развивать глазомер, фантазию, творчество. Воспитывать аккуратность, умение доводить начатое до конца.

Показ технологии выполнения поделки.

Изготовление

заготовок для поделки.

Оформление композиции. Работа выполняется индивидуально.

Показ технологии выполнения поделки

Изготовление

заготовок для поделки.

Оформление композиции. Работа выполняется коллективно.

Январь

9. Занятие

Поделка «Цыпленок»

10 Занятие

«Веселый зоопарк»

Учить детей работать в новой технике –

объемного квилинга.

Закреплять умение скручивать элемент (форму) «свободная спираль», «капелька». Учить объединять элементы в объемную модель.

Продолжать учить детей работать в новой технике объемного квилинга.

Развивать фантазию, творчество.

Показ технологии выполнения поделки.

Изготовление

заготовок для поделки. Работа выполняется индивидуально.

Показ технологии выполнения поделки

Изготовление

заготовок для поделки. Работа выполняется индивидуально.

Февраль

11 Занятие

Поделка «Танк»

12 Занятие

Поделка «Танк»

Продолжать учить детей работать в новой технике объемного квилинга.

Закреплять умение скручивать элемент (форму) «свободная спираль». Учить объединять элементы в объемную модель.

Показ технологии выполнения поделки

Изготовление

заготовок для поделки.

Соединение деталей в единую объемную композицию.

Работа выполняется индивидуально.

Март

13 Занятие

Открытка

«Подснежники»

 

14 Занятие

Композиция

«Веточка мимозы»»

Познакомить детей с новыми элементами «полукруг» «треугольник». Продолжать учить детей правильно накручивать рол. Закреплять умения оформлять элементы в композицию.

«Закрепить у детей умение скручивать элемент (форму) «капля».  Развивать глазомер, фантазию, творчество. Воспитывать аккуратность, желание доводить начатое до конца.

Показ технологии выполнения поделки

Изготовление

заготовок для поделки.

Оформление композиции. Работа выВВыполняется индивидуально.

Показ технологии выполнения поделки

Изготовление

заготовок для поделки.

Оформление композиции. Работа выполняется индивидуально.

Апрель

15 Занятие

Композиция

«Мотивы Хохломы»

16 Занятие

Открытка



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




© , 2019